Александр Бобров - Медведев и День учителя

Ежегодно 5 октября более чем в 100 странах отмечается День учителя, который был учреждён в 1994 году как Всемирный день учителя. Это профессиональный праздник всех учителей, преподавателей и работников сферы образования, которую сотрясают реформы и даже унижают власть имущие.


Вы знаете, мне по-прежнему верится,
Что, если останется жить Земля, –
Высшим достоинством человечества
Станут когда-нибудь учителя.
Роберт Рождественский


Не знаю, как во всём человечестве, а вот в России – эта вера убивается. Никакого достоинства, если послушать перлы последних министров образования: что Фурсенко, что Ливанова с их «образовательными услугами»! Появилась слабая надежда с назначением нового министра Ольги Васильевой, но есть ведь общая политика!

Выступление премьер-министра Медведева в конце лета на Клязьме вообще вызвало шок в СМИ и в преподавательском сообществе. Оно показало, что глава правительства не понимает, что такое Учитель в России, не понимает нравственных составляющих этой профессии, наверное, не смотрел или не понял фильмов «Сельская учительница» с Верой Марецкой или «Доживём до понедельника» с Вячеславом Тихоновым.

Перед тем, как Владимир Путин, сменив его на декоративном посту, в третий раз стал президентом, доля производительных сил четвёртого технологического уклада (основной ресурс – энергия углеводородов) в наиболее развитых странах составляла примерно 60 %, пятого (основные отрасли – микроэлектроника, информационные технологии, программное обеспечение, телекоммуникации) – 20 %, а шестого – около 5 %. Основные отрасли 6-го уклада (6 – число сатаны) – нано- и биотехнологии, наноэнергетика, а также другие наноразмерные производства, за которые отвечает никчёмное Роснано во главе с Чубайсом. И наконец, совершеннейшие и всепроникающие IT-технологии, которые оказывают непосредственное влияние на человека, формируют и видоизменяют его. То есть речь идёт об изменении телесной и духовной природы индивида. Понимаете? В какую сторону он будет развиваться – зависит от Учителя! В каких целях будут использоваться новейшие технологии – информационные и когнитивные (слово «cognito» означает «познавать»), которые развивают воображение и ассоциативное мышление человека? Главный вопрос современности: Россия с правительством Д. Медведева пытается шагнуть в 6-й технологический уклад или с нефтегазовой доминантой и ещё советской атомной энергетикой пребывает в четвёртом-пятом?

Простая цифра: десять лет назад в России было 1,7 млн педагогов, а сейчас меньше 1,2 млн. При этом средний возраст школьных преподавателей приближается к пенсионному. За последние полвека с 3-го места в мире по общему развитию мы переместились на 30-е. По данным Всемирного банка, затраты на образование у нас составляют 4,1 % ВВП, и Россия занимает 98-е место из 153, рядом с Парагваем, Таджикистаном и Бутаном. Если мы не скатились в образовании на уровень неведомого Бутана, заслуга в этом советского и русского Учителя!

Академик РАН Абел Аганбегян, который в перестройку учил нас рынку, теперь увидел разверзающуюся бездну и принялся уговаривать: «В эпоху индустриального развития “техника решала всё”. А в современную эпоху постиндустриального развития основной становится сфера “экономики знаний”. Доля услуг в создании ВВП достигает 75-80 %, и среди этих услуг около половины занимают интеллектуальные. В России услуги пока вносят лишь 60 % в объём ВВП, и преобладает среди них торговля (20 %), а “экономике знаний” отведено около 15 %. В развитых странах большой семёрки – 35 %. В этих странах в последние десятилетия “экономика знаний” росла в полтора-два раза быстрее ВВП, подтягивая за собой другие отрасли. Россия, которая в советское время по этому показателю шла почти вровень с развитыми странами, затем растеряла это преимущество. В наши дни ситуация продолжает ухудшаться: бюджет сокращается и перераспределяется от социальных отраслей в пользу силовых структур».

И вот, несмотря на требования времени, премьер-министр в ходе общения с участниками форума «Территория смыслов» на Клязьме посоветовал жалующимся на низкие зарплаты учителям: «Меня часто спрашивают по учителям и преподавателям. Это призвание, а если хочется деньги зарабатывать, есть масса прекрасных мест, где можно сделать это быстрее и лучше. Тот же самый бизнес», – брякнул господин Медведев. Напомним, что такой совет премьер дал в ответ на вопрос учителя из Дагестана, который спросил, почему учителя и преподаватели в России получают зарплату в 10-15 тыс. руб. в месяц, а офицеры полиции и силовых ведомств 50 тыс. руб. и выше. «Современный энергичный преподаватель способен не только получать ту зарплату, которая положена ему по должностному расписанию, но как-то, так сказать, ещё что-то заработать», – туманно пояснил Дмитрий Медведев. Зачем «ещё зарабатывать», когда во всех странах с «экономикой знаний» ему и так хватает.

Давайте взглянем на оклады тружеников на ниве образования в различных уголках мира. Итак, величина средней заработной платы в месяц преподавателей со стажем свыше 15 лет выглядела в 2015 году следующим образом:

Люксембург – € 5653
Германия – € 3550
США – € 2600
Австрия – € 2520
Испания (с её безпрерывными кризисами и безработицей) – € 2502
Португалия – € 2386
Финляндия – € 2293
Норвегия – € 2275
Словения – € 1948
Греция – € 1705
Израиль – € 1480
Польша – € 999
Турция – € 800
Венгрия – € 794
Эстония – € 745
Россия – € 545
Украина – € 260.

Убийственная таблица! Причём удивляют официальные данные, представленные Россией – 545 евро или около 40 000 рублей. Значит, учитель из Дагестана лгал перед лицом Медведева? Или нет у нас такой средней зарплаты? Я задал этот вопрос на своей страничке в интернете, посыпались разные ответы: «В Москве зарплата учителей доходит до 80 тысяч» или: «Официальные данные, конечно же, подтасованы. Нет и не может быть такой средней зарплаты у учителей. Меня всегда мучил один вопрос – ну откуда они берут такую статистику? И единственное, что приходит в голову – это идиотская формула: я держу девять кур, сосед мой держит одну курицу. Батюшки! Получается, в среднем по пять кур по стране… Так?».

На либерально-буржуазном медиаресурсе РБК Михаила Прохорова сразу взялись выгораживать премьера Медведева, подставившего себя на Клязьме. Он искренне ляпнул о том, что думает и сам, и его правительство, а вышел скандал на всю страну! В администрации президента считают, что история вокруг заявления премьера Дмитрия Медведева о том, что недовольным своими зарплатами учителям стоит уходить в бизнес, «носит очевидно заказной характер», рассказали РБК два собеседника в Кремле. Ну, один из них пресс-секретарь Песков, ясно, а кто второй такой умный? «Дмитрий Анатольевич – сам бывший преподаватель и тоже работал в бизнесе. Он приехал в молодёжный лагерь, где было много преподавателей экономики. То есть он приехал в свою среду. Понятно, что он был открыт с этими ребятами и отчасти рассказал им о своём пути. В итоге он пострадал за свою открытость», – объясняет высокопоставленный собеседник РБК.
Через день после проговорки по Фрейду на сайте Change.org появилась петиция с требованием отправить премьер-министра в отставку. За первые же сутки предложение набрало 160 тыс. подписей. «Кабмин должен возглавлять компетентный, образованный, радеющий за страну человек. Сейчас же мы видим обратную картину», – гласит описание петиции, которую на момент написания статьи подписало почти полмиллиона человек – многие же поддались на антимедведевский пиар. А если это искренний порыв? О чём говорит публикация кремлёвских защитников в РБК? Примитивное и наглое политиканство у нас проело все скрепы, как выражается президент Путин, и поры общества! Разве все возмутившиеся высказыванием Медведева разбираются, какой ресурс используется, кто там чего мониторит и где выискивает компрометирующие фразы? Он эту дикость – СКАЗАЛ, в «своей среде» или не в своей – не важно. И люди остро почувствовали, возмутились именно с государственнической, а не пиаровской позиции: почему работа по призванию должна низко оплачиваться? Кстати, появилась новая петиция, которую никакой госдеп не придумает: снизить зарплату Медведеву до 15 000 рублей – пусть идёт в малый бизнес. Напомню, что в США такая зарплата – это работа в течение 30 часов по самой минимальной ставке! Если там эту петицию опубликовать, подумают, что СМИ просто рехнулись или издеваются: столько нельзя платить в месяц даже уборщику, который убирает 2 часа в день. Ну, и выпады рыночников, либералов и просто выморочных людей, которые поддержали Медведева: мол, учителя плохо работают, зажрались и т. д. – тоже как раз показывают, что во всех слоях общества без всякого госдепа поняли, что и как сказал Медведев. А циник Боровой прямо заявил: так учителям и надо, «потому что они поддерживают Путина». Чего тут разводить политиканство на пустом месте и выгораживать?

Недаром после этого громкого скандала новый министр образования России Ольга Васильева сразу публично заявила, что её главная задача на важном посту – забота об учителях. Она и сама занималась преподавательской деятельностью: например, вела занятия в Сретенском высшем православном училище, преобразованном позднее в духовную семинарию. На работу её пригласил член редколлегии журнала – епископ Тихон (Шевкунов).

Вообще, высказывания Медведева часто вызывают резонанс в соцсетях и СМИ. В мае премьер-министр посетил Крым и в разговоре с крымчанами ответил на жалобу пенсионерки на высокие цены и низкие пенсии: «Просто денег нет. Найдём деньги – сделаем индексацию. Вы держитесь здесь, вам всего доброго, хорошего настроения и здоровья», – заявил премьер. По данным аналитического центра «Медиалогия», мем «Денег нет, но вы держитесь» по числу упоминаний в российских СМИ стал самым популярным за год (с июня 2015 года по июль 2016-го). Также среди известных цитат Дмитрия Медведева: «Свобода лучше, чем несвобода» и «Моя – не реплика уже, а приговор. Реплики – у вас. А то, что я говорю, – в граните отливается». Ну вот, очередной раз «отлил»… Навстречу Дню учителя, с которым мы наших читателей искренне поздравляем!

Александр Александрович
БОБРОВ