Александр Москалёв - Русич Григорий


21 октября 1056 года, 960 лет назад, началась работа над Остромировым Евангелием
 


Пергаментное «Остромирово Евангелие» – безценный памятник Древней Руси – было переписано в большей части с болгарского оригинала дьяконом Григорием в 1056–1057 годах для новгородского посадника Остромира. Остромир – внук Добрыни, дяди по материнской линии князя Владимира I Святославича; потомок Свенельда, воеводы и правой руки Святослава Игоревича. Сведения о происхождении книги содержатся в пространной писцовой записи на последней 294-й странице. Книга была написана «наречену сущу въ крещении Иосифъ, а миръскы Остромиръ, близоку сущу Изяславу кънязю». Писец написал большими буквами своё имя: «Азъ Григорий диакон написахъ Евангелие се». И указал даты работы над рукописью: начал писать 21 октября 1056 и кончил 12 мая 1057 года.

В литературе строятся разные предположения о месте создания Евангелия – называются либо Киев, либо Новгород. Существует и компромиссное решение: книга написана в Новгороде, но киевлянином. Но сам факт заказа, создания и счастливой судьбы редчайшего сокровища зачёркивает все бредни современной Украины и говорит о единстве Древней Руси.

От времени жизни святых равноапостольных братьев Кирилла и Мефодия нас отделяют уже одиннадцать с половиной веков. Оригиналы переведённых братьями с греческого на славянский богослужебных книг до наших дней не уцелели. И вряд ли уже могут быть обнаружены в каком-то из древних книгохранилищ. От первоначальной поры книгописания на Руси (до начала XIII века) дошло вместе с фрагментами рукописей ничтожно мало – всего 135 памятников письменности. По подсчётам исследователей, это не более одного процента от числа книг, которыми располагала Русь перед нашествием. А от XI века сбереглось у нас лишь 33 книги. Дьякон Григорий приблизил нас к самой сути жизненного свершения Солунских братьев.

Текст Остромирова Евангелия богато и искусно орнаментирован большими разрисованными буквами, художественными заставками. Миниатюры по технике выполнения представляют мастерское подражание т. н. инкрустированной эмали. Остромирово Евангелие находилось в Воскресенской Кремлёвской церкви в Москве, в 1720 году перевезено в Петербург. На восьмом веку своего существования эта книга была случай­но обнаружена в месте, никак для неё не подходящем – в гардеробе. Правда, в гардеробе не простом, а императри­цы Екатерины II. Случилось это через девять лет после её кончины. Бывший личный секретарь государыни Я.А. Дру­жинин записал о нежданной находке следующее: «При осмотре, произведённом мною хранящегося в гардеробе покойной госуд. Екатерины II платья, нашёл я в прошлом 1805 г. сие Евангелие. Оно нигде в описи и приходе не записано и по­тому неизвестно, давно ли и от кого туда зашло». Вскоре Дружинину предстояло вручить едва не пропавшее книжное сокровище царю Александру I. (А тот передаст книгу на хранение в Императорскую публичную библиотеку – ныне Государственная публичная библиотека им. М.Е. Салтыкова-Щедрина в Санкт-Петербурге.)

Запись на первом листе – «Евангелие софейское апракос» – говорит о том, что рукопись была вкладом Остромира в Новгородский Софийский собор. Дальнейшая судьба памятника документально прослеживается лишь с начала XVIII века. Остромирово Евангелие упоминается в описи имущества одной из церквей Московского Кремля, составленной в 1701 году. В 1720 году по указу Петра I собирались сведения о древних грамотах и рукописных книгах, сохранившихся в церквях и монастырях. И в этом же году Остромирово Евангелие было отослано из Москвы в Санкт-Петербург.

Передача Остромирова Евангелия в Императорскую публичную библиотеку положила начало его всестороннему изучению как с палеографической и лингвистической точек зрения, так и в качестве исторического источника.

К 900-летию Евангелие реставрировали, сейчас оно, без переплёта потетрадно сшитое, лежит в специальном футляре из старого дуба. В 1988 году, к 1000-летию крещения Руси, вышло в свет факсимильное издание драгоценной рукописи.

Остромирово Евангелие было написано менее чем через 70 лет после принятия христианства и появления письменности на Руси. Совершенство каллиграфии и художественного оформления этой рукописи свидетельствует о быстром расцвете искусства книги в Древней Руси. Евангелие написано на прекрасно выработанном белом пергаменте торжественным уставным письмом и богато украшено. «Остромирово Евангелие» относится к апракосным, где тексты расположены по недельным и подённым чтениям, начиная с Пасхи, в соответствии с чином церковного богослужения. Апракосный тип Священного Писания был характерен для книжно-языковой среды Византии, а вслед за ней передался и Древней Руси.

Значение и ценность «Остромирова Евангелия» не только в том, что ему почти тысяча лет и это древнейшая русская книга, но и в том, что это великий и прекрасный памятник, стоящий у истоков рукописной книжности и христианского изобразительного творчества единой и могучей Древней Руси.

А ещё оно донесло до нас имя простого дьякона, обладавшего великим даром создателя Книги.

Александр Александрович
МОСКАЛЁВ