Александр Бабицкий - Мечты прекрасны, но в них нельзя жить

Рубеж 2015–2016 годов в историю мировой массовой культуры войдёт под знаком триумфа новой главы фантастической киносаги «Звёздные войны» – «Эпизод VII: Пробуждение силы».
 

Триумфа как коммерческого, так и информационного: о возвращении в вымышленное далёкое будущее, где битва светлой и тёмной сторон силы вышла на галактический уровень, многоголосицей и во всеуслышание объявляется главным культурным феноменом последних лет.

Огромный интерес миллионов людей, в первую очередь молодых, к этому произведению побуждает задуматься о синдроме «мечтательности», которым кино грозит современному юному поколению. «Звёздные войны» – пример самый злободневный и оттого особенно яркий, но не единственный.

Особая сила искусства, имеющая как огромный пробуждающий и утешающий потенциал, так и таящая в себе невероятную опасность, состоит в том, что оно обращается не столько к рациональной оболочке человека, сколько к его эмоциональной сердцевине. Кино, провозглашённое вождём мирового пролетариата сто лет назад важнейшим из искусств, безраздельно стало таковым к началу нового столетия. Очевидны явные угрозы душе человека со стороны этого массового вида современного времяпровождения: апелляция к низменным сторонам человеческой природы, к наслаждению унижением другого через осмеяние, к разжиганию сексуальных аппетитов, к упоению зазеркальной жестокостью. Это находящиеся на поверхности опасности, чреватые для натур приземлённых. Но не забудем о тех соблазнах чарующей виртуальной реальности, что нацелены именно на молодые души, не растерявшие ещё романтической жажды возвышенного. Для них, ищущих в киногрёзах возможность компенсировать недостатки окружающей действительности, начало века ассоциируется с ещё одной мифологической вселенной – экранизацией трилогии Толкиена «Властелин колец».

Оставим для другой беседы и подходящего повода споры о том, творческий уровень, художественная ценность и нравственный посыл какой из киноэпопей – «Звёздные войны» или «Властелин колец» – выше. Задумаемся о существенном: отчего эти фантастические саги, сочетающие в себе древние механизмы мифотворчества и психологические потребности современности, так востребованы юной порослью XX–XXI веков с поистине идолопоклоннической страстью? Что и зачем пытаются найти подростки, юноши и девушки в историях о средневеково-волшебном Средиземье или футуристическо-фантастической Галактике? От чего бегут в настоящей жизни и к чему стремятся в чужих визуализированных фантазиях, отражающих и их страхи и желания?

Ответов множество, и затрагивают они различные сферы, начиная от возрастной психологии и заканчивая тревожными реалиями окружающего мира. Остановимся на одном из них, с христианством на первый взгляд не связанном, но имеющем с ним тесное глубинное, сущностное родство. В отличие от другого нынешнего киножанра, экранизаций комиксов про «супергероев», вселенные «Властелина колец» и «Звёздных войн» в главную очередь манят юные сердца невозможностью примерить на себя шкуру «сверхчеловека», а тоской по миру, в котором ещё есть место благородству, отваге, чести, чистой любви, самопожертвованию и всякому иному подвигу. Тоска эта и рождает искреннюю, по-настоящему детскую любовь к тем легендарным пространствам и временам, в которых забавные, но готовые пройти через все нешуточные опасности хоббиты несут Кольцо Всевластья в Мордор, а благородные джедаи зажигают световые мечи для защиты всякого слабого и обиженного от насилия и несправедливости.

Тоска тем более пронзительная и любовь тем более трогательная, чем острее человек ощущает диссонанс своих мечтаний с целлюлозной действительностью, в которую постепенно превращается современный мир. Трудно не вздыхать о заснеженных горах, чудесных лесах и идиллических сельских пейзажах в духе «доброй старой Англии», если каждое утро просыпаешься посреди железобетонных джунглей, чахнущих в выхлопных газах и какофонии безпощадного шума. Естественно восхищаться Арагорнами и Скайуокерами без страха и упрёка, если большинство людей вокруг тебя не думают ни о чём, кроме материальных интересов, карьерных амбиций и удушения собственного времени в гаджетах и социальных сетях и скупятся на малейшее проявление альтруизма.

Нет ничего странного в увлечении описаниями эпических битв, будь то сражения людей и эльфов с орками или космические баталии поборников свободы с приспешниками диктатуры, когда средства массовой информации и развлечения пытаются оболванить миллионы людей. Внушить им, что нет ничего важнее очередного скандального ток-шоу, новой вещи от модного бренда или видеоролика с домашними питомцами, собравшего астрономическое количество просмотров в интернете.

Эти мечты, безусловно, прекрасны и притягательны – но в них нельзя жить. Не только и не столько потому, что они ненастоящие. Уход юного поколения с головой в созданные кинематографом «лучшие миры» обусловлен ложной установкой, что только там ещё и возможно проявить заложенный в каждом человеке потенциал к подвигу, никому не нужный здесь и сейчас, в эру потребления, поставленного на пьедестал главной ценности. Такая унылая убеждённость обнаруживает абсолютное незнакомство молодёжи с христианством. Многим юным сердцам и умам глубоко противна фальшь, лицемерие, приземлённость действительности – и они не подозревают, что ровно такую же категоричность к «делам мира сего» исповедует и христианство.

Ты, юноша или девушка, печалишься о том, что атрибуты богатства и престижа ценятся больше личных достоинств и человеческих взаимоотношений? Христианство уже две тысячи лет не ставит ни во что это внешнее, обращая взор человека к его внутреннему миру.

Ты, в первую очередь девушка, вздыхаешь о настоящей любви, в которой нежность и забота о человеке стоят на куда более важном месте, нежели физические контакты? Христианство от истоков своего существования поднимает брачные отношения мужчины и женщины на невероятную высоту, понимая брак как единственную ныне доступную человеку райскую форму его бытия.

Ты, прежде всего юноша, страдаешь от невостребованности подлинно мужских качеств – способности к самодисциплине, твёрдого следования намеченному пути, преодоления собственных слабостей и раскрытию скрытых талантов? Что ж, попробуй повторить вроде бы пустяшное ежедневное упражнение христианина – утреннюю и вечернюю молитву – и поймёшь, насколько у христианства безценный и бездонный опыт по части борьбы с ленью и всем, что делает человека «ни рыбой ни мясом».

Ты, юноша или девушка, сокрушаешься о том, что все битвы добра со злом остались в прошлом и тебе не досталось места в рядах защитников добра? Вот уж точно не повод для горестей – оглянись вокруг, и тебе не понадобится много времени, чтобы обнаружить человека, нуждающегося в помощи, деньгами ли, куском хлеба ли, лекарствами ли, добрым словом ли, часом ли элементарного общения, скрашивающего дни и недели одиночества. А потом ещё одного, и ещё одного, и ещё, и ещё. А потом вдруг откроется, что и твоё сердце, по словам писателя, является ареной борьбы добра со злом и нужно мобилизовать все силы, дабы, несмотря на многочисленные проигранные злу сражения, в итоге всё-таки победить его в войне.

Стоит не зачерствевшему ещё сердцу юного человека внимательно осмотреться по сторонам, и оно даже не поймёт, а внутренним компасом, указывающим направление к нравственности и красоте, почувствует, что благородные подвиги возможны не только в красочных эпичных кино-историях о волшебниках, эльфах, драконах, джедаях, ситхах. Полнокровный подвиг не как героическое одномоментное деяние, а как постоянное понуждение самого себя в единственно верном направлении имеет место и в реальности, и возможен он именно в Православии. Без этого естественная и благородная тяга человека к героизму, в детстве закономерно проявляющаяся в пылкой влюблённости в сказочные истории, останется на детском уровне и будет тянуть вниз неуклонно взрослеющего человека. Ужасно, если человек взрослеет только умом и телом, а его сердце и душа остаются в неразвитом состоянии, превращая человека в безпомощное и безполезное для себя и ближних существо.

Напротив, замечательно, если жажда настоящей жизни, проявляющаяся в юном человеке через очарованность волшебными легендами, закономерно приведёт его к вере. Только стоит избегать распространённой ошибки и соблазна принимать за Православие лишь то, что о нём произносит большинство из нас, считающих себя православными. Мы немало говорим на эту тему, куда меньше о ней думаем, очень мало молимся и почти ничего подлинно важного не делаем. Слушать и подражать нужно лучшим из нас, известным и прославленным святым и тем праведникам, чьи имена не объявлены торжественно, но записаны в подлинную Книгу Жизни.

Тем, кто, в свою очередь и в меру сил и способностей, самозабвенно пытался и пытается подражать Тому, Кто только и может придать нашему существованию не просто смысл, а смысл по-настоящему героический. И тогда нами будут совершаться истинные подвиги, герои же сказочных историй будут восприниматься с доброжелательной улыбкой, а не становиться объектами искреннего, но инфантильного поклонения.

Александр Григорьевич БАБИЦКИЙ