Галина Лебедина - Вымоленная святыня



Всё в жизни взаимосвязано, переплетено, как будто между людьми протянуты невидимые нити.
 


Встреча

Петербург. Сквер возле станции метро «Ломоносовская». Во времена моего детства этот участок вокруг метро был заброшенным пустырём, стояла помойка, а возле неё разводили костры бездомные, чтобы согреться в холодные ночи.

Верующий человек никогда не удивляется, когда в его жизни происходят «случайные» встречи. Он всегда верит в промыслительность событий. Потому что нас словно за руку ведёт невидимо Господь.

Так вот «случайно» в этот день путь мой лежал как раз через этот пустырь, ныне благоустроенный сквер с церковью Преображения Господня. Невысокая скромная церковь с куполами и укромной колоколенкой. А если войти внутрь неё, то увидишь, нет не увидишь, скорее почувствуешь, как со стен храма глядят на тебя святые Божии. Присядешь на лавочку, а за окном кипит жизнь, входят и выходят люди из метро и идут мимо: мимо храма, по невидимому кладбищу. И мы вошли в храм, и случилось чудо. По-другому встречу эту называть не хочется.

Мы познакомились с удивительной женщиной Тамарой Петровной, экскурсоводом-краеведом, которой принадлежит немалый труд – книга «Утраченные кладбища Невской заставы», которую можно приобрести в храме. В тот момент я держала в руках апрельский номер журнала «Русский Дом» с очерком «Клад на кладбище». Тема для нас обеих была интересна. В этот же день мы познакомились с настоятелем храма протоиереем Иоанном Соколовым, который и рассказал нам о чуде. Чудом я называю не какое-то сверхъес-
тественное событие в жизни, а чудо Преображения этого места. Но начнём с самого начала. На этом самом месте раньше находилось кладбище.

Кладбище
(историческая справка)


Возникло оно в 1731–1734 годах, после воздвижения церкви Преображения. На прилегающем участке образовалась Невская порцелиновая мануфактура, позже преобразованная в Императорский фарфоровый завод. По проекту архитектора Красовского была выстроена церковь Сошествия Святого Духа. Предназначалось кладбище «исключительно для лиц, имеющих отношение к Императорскому заводу». Но запрет соблюдали не строго: погребали здесь не только заводских рабочих, но жителей окрестностей и состоятельных петербуржцев.

В 1927 году кладбище было закрыто. В 1932 году была разрушена Преображенская церковь. Вместе с ним перестали существовать наиболее старинные участки кладбища.

На той части кладбища, где располагалась Духовская церковь, в годы войны хоронили военнослужащих и жителей города. Из церкви Святого Духа устроили морг, по воспоминаниям очевидцев сюда привозили погибших после бомбёжки или умерших от голода жителей. И только в 1966 году при строительстве станции метро «Ломоносовская» выстоявшая в годы блокады, изуродованная, но с крепкими стенами церковь была взорвана. Вместе с ней исчезло и кладбище. На этом месте появился пустырь вокруг метро, кинотеатр и сквер за кинотеатром. Большая часть кладбища не подвергалась глубинным работам, и, вероятно, люди, погребённые более 200 лет назад, лежат там и поныне.

В 2006 году возник проект постройки на месте кладбища развлекательного центра и торгового комплекса.

Местные жители создали инициативную группу, в которую вошли неравнодушные люди, стремившиеся восстановить поруганную святыню и создать мемориальный сквер. Одному из них – Ивану Ивановичу Пучкову, краеведу, удалось найти документы, доказывающие факт существования кладбища, который отрицали те, кто всячески препятствовал этому. В мае 2009 года была организована община «Приход храма Сошествия Святого Духа за Невской заставой», которую возглавил протоиерей Иоанн Соколов.

Противостояние молитвой

– Надо сказать, – рассказывает отец Иоанн, – я очень долго и тщательно изучал материалы, архивы, документы. Оказалось, что кладбище – это геопатогенная зона, на ней нельзя ничего строить, ни детские сады, ни дома.
Русское законодательство времён Екатерины II гласило, что опустевшие кладбища не могли быть обращаемы под пашню. Никакого строения на них возводиться не дозволялось.
– Мы стали молиться, – продолжает о. Иоанн. – По четвергам с создавшейся инициативной группой, общиной приходили на пустырь к поклонному кресту и служили молебен. А каждую субботу – панихиду. Иду, метель страшная, ветер с ног сбивает, думаю, наверное, один прочту молитву. Прихожу – люди стоят, ждут. И так два года… Мы составляли списки похороненных здесь, но чётких сведений не сохранилось. Информацию восстанавливали по запискам, административным альбомам. И вот наконец после шестилетней борьбы нам разрешили восстановить утраченные святыни. Пока первый шаг – этот маленький, временный храм, а дальше надеемся построить храм на месте взорванного.
– Преподобный Варсонофий Оптинский говорил, что упадок и запустение обителей и начинается с забвения своих основателей и подвижников, – сказала я.
– А возрождение обители начинается с восстановления памяти о подвижниках и основателях, – улыбаясь, продолжил отец Иоанн. – Мы ощущали помощь Божию. Каждый шаг, ведущий к восстановлению святыни, знакомил нас с новыми людьми. Люди приходили, создалась инициативная группа, собирали документы, молились. Шаг за шагом мы отстаивали право восстановления храма.
После долгих молитв, борений, трудов это место преобразилось, раскинулся парк, благоустроили его и посадили деревья, поставили храм – небольшой, с деревянным куполом.

Икона в кармане

Всё в жизни взаимосвязано, переплетено, как будто между людьми протянуты невидимые нити. Игорь и Ольга – москвичи, с которыми познакомил отца Иоанна тот самый «случай». Когда они поехали туристами в Иерусалим, их группу присоединили к паломнической группе о. Иоанна, а позже оказалось, что они крестили своих детей в храме Тамбовской губернии, где служит отец батюшки Иоанна. Первой парой, которая венчалась в новом вымоленном храме Преображения, были Игорь и Ольга.

Отец Иоанн познакомил нас с ними. Кстати, в дар храму они привезли из Греции иконы св. Спиридона и св. Паисия Святогорца.
– Несколько лет назад со мной произошла одна история, – неожиданно стал рассказывать Игорь, – я крещёный человек, но в храм не ходил, а однажды ехал в троллейбусе, и когда выходил на своей остановке, сунул руку в карман, а там икона.
Он вынул из кармана икону и показал нам её. Это была Тихвинская икона Божией Матери. Икона была маленького размера, в простой рамочке, бережно завёрнутая в целлофановый пакетик.
– Я с ней с тех пор не расстаюсь. Так вот в кармане и ношу. После этого случая я стал задумываться о смысле жизни, о Боге. И вот Господь свёл нас с отцом Иоанном.
Воцерковление людей, ведь оно происходит не сразу, а шаг за шагом.

Шаг за шагом

Преображение человека тоже не всегда происходит заметно как для других, так и для самого человека. Постепенно после долгих трудов и молитв, после трудных искусов. И шаг за шагом человек идёт к той заветной цели, ради которой он на самом деле и живёт – преображения души. Чтобы выйти с помощью Божией из тьмы к Свету.

Кладбище – это постоянный спутник человеческого общества, и, прогуливаясь между чужими могилами, мы чаще размышляем о бренности мира, замечая короткий век у почивших. «Смерть нам известна и неизвестна, – говорил святой Тихон Задонский. – Всех нас ожидает невидимый рок, а мы живём так, как бы его и не было». «Жить надейся, а умирать готовься», – гласит народная пословица. Есть замечательное рассуждение Ивана Ильина: «Око смерти глядит просто и строго; и не все в жизни выдерживают её пристального взгляда. Всё, что пошло, тотчас же обнаруживает своё ничтожество, наподобие того, как листы бумаги, охваченные огнём, вдруг вспыхивают ярким пламенем и сейчас же чернеют, распадаются и истлевают в пепел. Так что впоследствии даже не верится, что этот прах и тлен мог представиться важным и ценным. Но зато всё истинное ценное, значительное и священное утверждается перед лицом смерти, победоносно выходит из огненного испытания и является в своём истинном сиянии и величии. Первое изобличается и разоблачается; второе оправдывается и подлинно освящается».

Не будем с отчаянием и унынием смотреть на неизбежность, а с надеждой, что странниками здесь оказавшись, не будем изгнанниками там, на Небе, в Небесном Отечестве. Смерть – это ведь тоже Преображение. Преображение в безсмертие.

Галина Евгеньевна ЛЕБЕДИНА