«Озёрные тетради» монаха Иувиана


Валаамский монастырь и Русское географическое общество поднимают вопрос об обмелении Ладоги
 


Во время декабрьской встречи преосвященного епископа Панкратия, игумена Валаамского монастыря, и первого вице-президента Русского географического общества Артура Чилингарова центральная тема беседы была определена сразу – падение уровня воды в Ладоге. По предварительным данным, озеро обмелело более чем на полтора метра.

«На футштоке пришлось сделать новую, самую низкую отметку. Мы очень обеспокоены, потому что если вода опустится ещё ниже, то возникнут серьёзные проблемы для судоходства, причём не только на Валааме. Санкт-Петербург не останется без воды, но те, кто проходил по Неве через мелководные Ивановские пороги, согласятся со мной: если и в этом месте уровень воды упадёт так сильно, то крупные суда просто не смогут там пройти. По нашим данным, уровень воды падает также в Онеге, озере Ильмень и в Сайминских озёрах Финляндии», – рассказал епископ Панкратий.

Жителям Валаама есть с чем сравнивать: гидрометеорологические наблюдения ведутся на острове более 150 лет. В 1858 году на Ладогу прибыла экспедиция Гидрографического департамента Морского министерства, оставив после себя и поныне функционирующий памятник – футшток, высеченный на одной из отвесных скал для наблюдения за состоянием озера и окружающей его природы. Осваивая исследовательскую базу, валаамские наблюдения вели монахи и послушники.

Профессиональному наблюдению за Ладогой и природой Валаама монах Иувиан (Краснопёров) посвятил почти половину века. В одном из писем Финляндского Океанографического института его назвали «наш уважаемый наблюдатель», а в Академии Наук СССР величали монахом-мироведом. В результате озёрные круги «сошлись» в архивах Валаамского монастыря. Вся информация вручную фиксировалась в толстых тетрадях. Дореволюционная надпись на футштоке до сих пор гласит: «Горизонтъ воды» – шкала позволяет наблюдать за изменением уровня воды в озере. В 1925 году футы заменили на метры, а язык свидетельств остался прежним. Монах Иувиан вёл свои записи в соответствии со старой орфографией: «Метрологiя. 1932 года».

На остров отец Иувиан (в миру – Иван Петрович Краснопёров) пришёл в 1899 году, в братство зачислен в 1907 году, а имя Иувиан получил при постриге в 1910 году. Его призванием стало монастырское делопроизводство – сложная письменная работа, требующая высокой концентрации внимания. Но его послушание не превратилось в нечто механическое и равнодушное, а соответствовало законам внутренней логики и целесообразности. Известно, что, помимо наблюдений за природой, работы в метеорологической и гидрологической службах, он собирал сведения о валаамских подвижниках, работал с архивами, занимался музейным делом.

Свои записи он вёл живым языком, не скрывая собственных эмоций от увиденного и услышанного. В январе 1945 года вспоминает о буре 20-летней давности, которая настигла остров Валаам: «Страшный и над всем господствовавший шум от стремительного дуновения ветра; стихийный рёв разбушевавшейся Ладоги; стон и треск вырываемых с корнями и с грохотом повергаемых на землю десятков и сотен тысяч деревьев; гул и вой от льда, трескавшегося во внутренних монастырских заливах». При этом мы видим точность наблюдений: десятки тысяч повреждённых деревьев – не преувеличение эмоционального человека. Далее наблюдатель приводит цифры: «Строевого леса погибло свыше 70 000 деревьев, мелкого же леса поломало до 400 000». После бури отец Иувиан проверил уровень воды в Ладоге: «Ладожский горизонт упал на 22 сантиметра и только через трое суток принял нормальное положение». Описание этой бури было помещено в научных и краеведческих журналах.

В течение всего времени отец Иувиан вёл переписку с научными сообществами. В его архивах отражён обмен сообщениями, связанными с наводнением в 1924 году. Наблюдая за осадками, уровнем воды в Ладоге, отец Иувиан начал бить тревогу. Он предвидел наводнение в Ленинграде: «...предсказанное Вами наводнение от избытка выпавших осадков осенью и зимой исполнилось. Сам Ленинград не пострадал, но южное побережье озера уже испытало ряд бедствий: многие селения затоплены и судоходство по Мариинской системе нарушено», – пишут отцу Иувиану из Генерального бюро краеведения Российской Академии наук в июне. 23 сентября Нева всё же вышла из берегов после штормов, которые обрушились на город. Сохранились фотографии тех лет: жители передвигаются по Васильевскому острову на лодках, воду из помещений вычерпывают вёдрами. Вода тогда поднялась на 369 сантиметров выше ординара.

В том же году отец Иувиан наблюдал северное сияние высотой до созвездия Большой Медведицы.

Насколько серьёзно отец Иувиан относился к своей работе, связанной с метеорологическими и водомерными наблюдениями, можно уже судить по тому, что монах называл её миссией. Эту миссию на валаамском посту наблюдателя он выполнял с 1900 до 1939 года, пока холодной зимой монастырь не был эвакуирован по замёрзшей Ладоге в Финляндию.

Там отец Иувиан задумался о систематизации своих трудов: он просматривал документы, сверял данные, вносил дополнения. Об этом свидетельствуют его письма в журналы наблюдений: «Усердно прошу сохранить сие дело. 1942», «Усердно прошу и умоляю сохранить это дело! Наблюдатель Валаамской метеостанции, монах Иувиан Краснопёров. 1 апреля: 1924 и 1949 гг.».
Несмотря на безпокойный XX век, его просьбы были исполнены.

Александр ВЕРИГИН,
послушник