Александр Крутов - Вернуться в Россию

Каковы причины поражения Белой армии в Гражданской войне? Как жилось русской эмиграции в Сербии? Что рассказывают потомки эмигрантов о своей жизни и о России? Зачем нам нужна память о тех, кто вынужден был покинуть Россию? У какой России есть будущее?

Эти и другие вопросы поднимает в своём новом фильме «Вернуться в Россию» признанный мастер документального кино, неоднократный лауреат всероссийских и международных кинофестивалей, известный журналист и режиссёр Александр Николаевич КРУТОВ. Сегодня мы предлагаем вашему вниманию отрывок из сценария фильма «Вернуться в Россию».

Дунай. Александр Крутов идёт по набережной. Звучит песня на русском «Тамо далёко».

Александр Крутов:

– Двадцать пять лет назад мне довелось побывать теперь уже в бывшей Югославии. Здесь, в сербском городе Новесад, на набережной реки Дунай, у меня произошла встреча, которая осталась в памяти надолго, до сегодняшнего дня я помню эту встречу очень хорошо. На набережной стоял старичок, он смотрел на медленно текущие воды Дуная и о чём-то думал. Он был далеко-далеко отсюда. Когда потом мы разговорились, он сказал: «Я давно вспоминал Волгу, я сам с берегов Волги, я русский». Я говорю: «Я тоже русский». Он обрадовался и сказал: «Знаете, как мы все эти годы мечтали вернуться в Россию».

Сергей Капнист, президент АО «Русский Красный Крест С.О.», потомок русских эмигрантов:

– …И даже говорили, что некоторые русские живут на чемоданах, потому что они буквально думали, что это будет длиться несколько месяцев или, может быть, пару лет и что потом можно будет складывать чемоданы обратно, и надежда была вернуться на Родину.

Александр Крутов:
– Пробегали месяцы, проходили годы, но эта мечта оставалась – вернуться в Россию, для сотен тысяч наших соотечественников.
Пётр Сензек-Уваров, потомок русских эмигрантов:
– Мне очень повезло, потому что я вырос с дедушкой, бабушкой, то есть первое поколение тех эмигрантов, и действительно, я получил воспитание, что я русский, я всегда себя чувствовал русским, хотя вырос в Париже. И всегда у нас было такое стремление – вернуться в Россию.
Александр Крутов:
– Очутившись на чужбине, они были горды тем, что не капитулировали перед большевиками, а лишь отступили за границу для продолжения борьбы. В 1920 году 150000 русских воинов отступили организованно, сохранив оружие, дисциплину, верность присяге.
Леонид Решетников, директор Российского института стратегических исследований:
– «Мы спасаем армию», – говорил барон Врангель. «Армия ещё будет нужна для освобождения России». Вот считалось, и я разделяю это мнение, от чужеземного ига. Потому что те, кто были против них, они действовали в интересах нерусского народа, не России, а совершенно других сил.
Александр Крутов:
– Главнокомандующий Русской армией в Крыму Пётр Николаевич Врангель подчёркивал: «Цель нашего заграничного пребывания не заключалась только в полунищенском жалком существовании, но – в идее служения Родине, к чему мы готовились, продолжая военное образование, лишь ожидая случая, когда можно было взяться за оружие».
 

Но идти в «крестовый поход против большевизма» Запад и не думал. Ему была выгодна слабая, сама уничтожавшая свой народ красная Россия. И как источник дешёвых ресурсов и как нечто пугающее, внушающее ужас, страх для своих обывателей. Западу не нужна была русская Россия, а тем более православная и, конечно, царская. И всё же главную причину поражения Добровольческой армии и последующего Белого движения чётко и ясно назвал святитель Иоанн (Максимович) в 1938 году на II Всезарубежном Соборе Русской Православной Церкви Заграницей:

 «Русский народ весь в целом совершил великие грехи, явившиеся причиной настоящих бедствий, а именно: клятвопреступление и цареубийство. Общественные и военные вожди отказали в послушании и верности Царю ещё до Его отречения, вынудив последнее от Царя, не желавшего внутреннего кровопролития, а народ явно и шумно приветствовал свершившееся, нигде громко не выразив своего несогласия с ним… Совершилось нарушение присяги… а кроме того, на главу совершивших это преступление пали клятвы предков – Земского Собора 1613 года…

Таким образом, нашедшее на Россию бедствие является прямым последствием тяжёлых грехов, и возрождение её возможно лишь после очищения от них. Однако до сих пор нет настоящего покаяния, явно не осуждены содеянные преступления, а многие активные участники революции продолжают и теперь утверждать, что тогда нельзя было поступить иначе... Не высказывая прямого осуждения февральской революции, восстания против Помазанника, русские люди продолжают участвовать в грехе, особенно когда отстаивают плоды революции».

Леонид Решетников:
– Именно барон Врангель осознал это. Но он уже осознал это на маленьком кусочке земли, который оставался за русской армией. Уже силы были ограничены и подорваны. Его задача была – спасти часть русской армии, русской общественности, вывезти из страны, спасти от расправы, которая потом произошла над теми, кто остался в Крыму.
Сергей Капнист:
– Им пришлось бежать, как говорится, и, вероятно, мои бабушки и дедушки были правы, потому что, например, брат моего деда был зверски убит в Пятигорске, их рубили прямо у могил. Я считаю, что, действительно, это была катастрофа русской истории, и мы ещё до сих пор оплачиваем эту катастрофу.
 

Александр Крутов:
– Гражданская война стала одной из самых страшных для России. Число погибших в боях, казнённых, умерших от голода и эпидемий превысило 10 миллионов человек.
Пётр Сензек-Уваров:
– Наши семьи все уехали, все думают: «А, вы все уехали в 1917–1918 году». Путь был очень долгий: они несколько лет, сперва на Кавказе, потом в Сербии несколько лет жили, потом во Франции. И всё это длилось очень много, очень много лет. И было очень опасно, потому что все наши родственники, которые остались в России, были убиты.
Александр Крутов:
– Более миллиона русских принуждены были оставить Родину и рассеяться по всему лицу земного шара.
Леонид Решетников:
– Они всё ещё оставались русскими людьми. Они всё ещё, несмотря на ошибки, грехи, оставались людьми, которые выросли от русской земли. И крестьянин от земли, и казак от земли, и аристократ от русской земли. Когда началась трагедия, когда к власти пришли абсолютно не русские силы, им стало понятно: это же не русские силы. Они говорят абсолютно на другом языке. Вроде бы русские, но они говорят о нерусских вещах... Разделить, разграбить, раздать, расстрелять, уничтожить, разогнать, запретить. Здесь многие просто не понимают, что красные несли не русскую идеологию, не русский дух, не русскую традицию.
Александр Крутов:
– Среди тех, кто покинул Россию после Октябрьского переворота и Гражданской войны, было много церковных иерархов. Когда большевики пришли к власти, то преследовали их с особой жестокостью. В Королевстве сербов, хорватов и словенцев в 1921 году была создана Русская православная зарубежная церковь. Её центр был здесь – в Сремских Карловцах. Возглавил церковь митрополит Киевский и Галицкий – Антоний Храповицкий. Сербы отмечали большую набожность русских людей: они приходили в церковь не только по праздникам, но и по субботам, и по воскресеньям. И старались, где это возможно, построить свою церковь, русскую.

…Небольшой сербский город Кикинда. Как только русские беженцы приехали сюда, они сразу открыли для богослужений русский храм Святых Первоучителей Словенских Кирилла и Мефодия при Первой русско-сербской женской гимназии.
Димитрий, митрополит Тобольский и Тюменский:
– Дело в том, что с этих святых началось образование просвещения славян. И поэтому очень важно было им вернуться к истокам, символически показать: вот наши первые истоки. Они создали азбуку. И первые слова были – слова Священного Писания, слова Божьи. То есть слово свободно к людям. И они поняли: надо вновь, чтобы прозвучало слово Божье. Чтобы русские люди осознали пагубность смущения, неверия, маловерия, гордыни, пагубность того, что является деструктивным, разрушительным и для духовной традиции, и самое главное – для Церкви, и то, что удаляет от Бога. И это было как бы началом приближения к Богу.
Александр Крутов:
– Святитель Иоанн Шанхайский, который два года жил и работал в Кикинде, отмечал, что в душах большинства русских людей, очутившихся за границей, произошёл духовный перелом. Они массово потянулись к Церкви. И именно святителю Иоанну было суждено явить в середине ХХ века пример того, что дары Святого Духа не оскудели в наше время, – лишь бы были те, кто достоин их принять. Он был великим молитвенником и аскетом, чудотворцем и целителем, пророком и старцем, богословом и церковным деятелем, исповедником, юродивым и мучеником, наконец – пламенным русским патриотом и монархистом. Господь послал такого исключительного святого, чтобы подтвердить всем отчаявшимся и изверившимся православным послереволюционной эпохи, что, хотя и близок антихрист, но он не воцарился, и именно в Православии спасение человека.


P.S.
Полностью фильм Александра Крутова «Вернуться в Россию» можно посмотреть на сайте интернет-телевидения «РИСИ-ТВ»: http://risitv.ru/,
а также на сайте «Русского Дома»:
http://www.russdom.ru/node/9655