Роман Илющенко - Служим России: выбор сердца или желудка?

В силовых структурах прошло традиционное подведение итогов. Но не все стороны служебно-боевой деятельности получили общедоступную известность. К числу таких полусекретных тем относятся вопросы воинской дисциплины и преступности.


Улучшения не наступило

Несколько лет назад, когда я носил офицерские погоны, на самом высоком уровне было признано, что бичом армии становится, как это ни дико звучало, офицерская преступность, среди которой армейское руководство особенно безпокоили преступления корыстной направленности. Увы, по имеющейся информации, пятилетку спустя ситуация в силовых структурах изменилась мало: сегодня, как и тогда, офицерами совершается от четверти до трети всех преступлений. Среди них растёт число правонарушений, совершённых по корыстным мотивам.

По просочившимся в интернет данным, только за первые шесть месяцев 2015 года по результатам проверок Главной военной прокуратуры государству возмещён ущерб на общую сумму более 8 миллиардов рублей, в том числе путём возврата незаконно отчуждённых объектов недвижимости. Предотвращены потери государства в размере почти десяти миллиардов рублей. Надо ли объяснять, что ни солдат, ни сержант, ни даже самый ловкий прапорщик не в состоянии нанести такой ущерб родному ведомству! Для осуществления уголовного преследования виновных лиц военными прокурорами в следственные органы направлено 3406 материалов, по которым возбуждено 2853 уголовных дела. Только во внутренних войсках МВД России, ещё не ставших Национальной гвардией, преступления корыстной направленности, совершённые офицерами в 2015 году, составили 76 % от их общего числа.

Ещё недавно многим казалось, что корень проблемы лежит на поверхности: на преступные деяния военнослужащих толкали низкое денежное содержание, социальное неустройство и другие неблагоприятные факторы того времени. Однако в 2012 году денежное довольствие военнослужащим было существенно повышено, кардинально решён квартирный вопрос, вырос престиж воинской службы. Логично было бы ожидать искоренения в армейской среде позорных явлений казнокрадства, коррупции и банального воровства... По итогам того переломного года были привлечены к ответственности более 40 тысяч нарушителей закона в погонах. Почти каждое пятое преступление имело коррупционную направленность, а ущерб от них превысил 7 млрд рублей. Более чем на треть возросло количество форм взяточничества, в два раза – присвоений и растрат, почти на 20 % – мошенничества. За коррупционные посягательства на военное имущество и бюджетные средства осуждены три высших, 210 старших офицеров, в том числе 64 командира войсковых частей и начальника учреждений.

Как видно, снижения преступности в разы не произошло. Значит, отговорка о причинах воровства из-за низкого денежного содержания не проходит.

В сетях потребительства

Мне видится, что причина принципиально кроется вовсе не в бедственном материальном положении людей, носящих погоны. Она – в духовно-нравственной сфере, загнанной на периферию сознания офицеров, мыслящих иными, приземлёнными категориями.

Служба, служение в России испокон веков воспринимались как самопожертвование, большая ответственность. Сложившийся веками стереотип образа жизни русского человека наглядно приучал юношей, что защитник Родины должен быть готов к принесению в жертву себя, своего здоровья, а если потребуется, то и жизни. Чем выше был пост – тем бОльшая предполагалась жертва!

Правительство никогда особенно не баловало военное, служивое сословие высокими окладами, что не снижало, однако, престижа военной службы, особенно среди офицеров. Армия никогда (не считая горстки неистребимых, как тараканы, вездесущих воров-казнокрадов) не воспринималась как место обогащения. Скорее, наоборот, поступая на военную службу, казак или дворянин нёс ещё и определённые расходы. Взамен она давала честь, славу, награды и чины – то, что делает мужчину (мужа, имеющего чин) самодостаточным, чего сегодня не хватает сильной половине человечества – и не только в России.

Но в наше время идеалы прошлого, воспринятые через искажённую призму дня сегодняшнего, кому-то кажутся устаревшими. Всё упрощается, детерминируется, становится пошлее, приземлённее – «демократичнее». Честь и слава перестали доминировать в шкале ценностей элиты общества – военнослужащих, награды утратили свой высокий статус – их сегодня горстями раздают различные коммерческие структуры и общественные организации либо предлагают через торговую сеть. Всё чаще образцами для подражаний становятся не заслуженные ветераны, герои войн и «горячих точек», а раскрученные СМИ т. н. новые русские – владельцы суперяхт, дворцов и футбольных клубов. Поэтому головы многих юных лейтенантов и седых полковников вскружены идеалами не высокими, но вполне земными.

Офицеры всё чаще ищут славы, достигаемой не службой, а за счёт приобретения, например, крутой иномарки – такой, какой нет ни у кого из сослуживцев, включая командира! Сегодня самый последний контрактник считает зазорным для себя не иметь машины, с приобретением которой он, якобы, попадает в круг избранных. В этом цель общества потребления, которое, совершив революцию, сегодня предъявляет свои права уже и на наши души. Как в таких условиях жить офицеру-потребителю, вдруг осознавшему, что у него устаревший автомобиль или модель айфона? А на подходе уже новые чудеса техники! Конвейер под лозунгом «Потребители всех стран – соединяйтесь!» работает исправно.

Рыцари духа
против рабов чрева


Желание стать успешным, «таким, как все», становится идефикс, которая вытесняет всю высокодуховную мотивацию службы. В этих проявлениях стяжания, помноженных на тщеславие, и кроется главный враг жертвенного служения, убивающий в воине нравственные начала. Легендарный генерал М. Скобелев считал: «Влияние на нравственную сторону лиц и частей в военном деле должно стоять на первом плане», ибо идеям потребительства, эгоизма и корыстолюбия чуждо любочестие – сбережение офицером чести. В бездуховном, насквозь материалистическом обществе эти пороки нечем ограничить, им нечего противопоставить. Ну не воспринимать же на самом деле всерьёз такому воину «чушь» про какую-то эфемерную офицерскую честь, о которой периодически вспоминают командиры-воспитатели – её ведь на хлеб не намажешь!

В своё время, ещё в 60-х годах ХХ века, эту тенденцию заметил живущий в эмиграции полковник Генерального штаба Русской армии, талантливый публицист Е. Месснер. В своей работе «Дух офицеров в материалистическую эпоху» он писал: «Если иные группы граждан могут в своей среде терпеть своекорыстие, шкурничество, безпринципную изворотливость, циничный эгоизм, то в офицерском корпусе такие явления не могут быть терпимыми: офицерство должно быть доблестным…». Причину этого явления он видел во «Всемирной Революции, которая, нивелируя всех по уровню средних, старается упразднить духовно высших… Массу ныне раздражает чьё-либо духовное превосходство...» – и настаивал воспитывать в офицерах дух рыцарства: «Быть рыцарем, не нося знаков рыцарского достоинства»! Но рыцарь – это обладающий достоинством человек, помешанный, если хотите, на чести, готовый жертвовать собой ради высоких идеалов.

Увы, подобные призывы «недобитых беляков» так и не были услышаны «красными» по менталитету командирами. В итоге ослабленное атеизмом-материализмом, разочарованное «самым верным в мире учением» офицерство вкатилось в рынок, не будучи готовым к серьёзным искушениям.

Сегодня люди с рыночной психологией потребителя составляют значительный процент среди офицерства. Они вступают в противоречие с представителями партии служак, но поскольку с каждым годом романтиков, чтущих и хранящих офицерские традиции, становится всё меньше, а «потребленцев» всё больше, чаша весов неумолимо склоняется в сторону последних. Одни служат Небу, другие земле, одни – рыцари духа, другие – рабы чрева.

«…Покровитель ей Бог!»

Проблемы сегодняшней армии в том, что она утратила инерцию воспитания доблести и безкорыстия в офицерах, уступив инициативу рынку, допустив укоренение в своих рядах духа стяжательства, корыстолюбия и производными от них сволочизма и безчестия!

Высшее армейское руководство, включая Верховного главнокомандующего, должно озаботиться этой разъедающей армейские ряды, словно ржавчиной, проблемой, для начала устранив первопричины. Объявленный президентом страны национальной идеей патриотизм должен обрести более определённые очертания, и патриотом не должен именоваться тот, кто продался с потрохами рынку.

Путей выхода из этой серьёзной ситуации несколько, но все они должны решаться в связке с проводимой государством общей информационной политикой. Основой ей может стать подписанный В. Путиным Указ № 683 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации», где впервые в истории современной России на государственном уровне закреплён приоритет духовных ценностей над материальными. Этот серьёзный шаг должен стать толчком для переформатирования, переосмысления информационно-воспитательной политики страны на всех этапах государственного и военного строительства. Опереться здесь можно на традиционные религиозные конфессии и церковные общины, ветеранские и общественные организации, различные военно-патриотические объединения, движения. Наконец, должен быть на самом высоком уровне востребован богатейший пласт научно-публицистического наследия офицеров Русской императорской армии. И третий момент – необходимо поднимать вопрос о запрете пропаганды преобладания материального над духовным и вечного над временным, культивирования гедонизма.

А пока, слушая или читая выступления некоторых военачальников, отвечающих по долгу службы «за дисциплину», чувствуется непонимание ими глубины проблемы. Например, вставив в доклад ставшую популярной фразу Суворова: «Честь моя – превыше всего. Покровитель ей Бог!» – отдают ли они себе отчёт, что великий полководец не случайно помянул имя Творца? Ведь эталон офицерской чести – Александр Васильевич – никогда не говорил ничего напрасно, всуе.

Роман Алексеевич ИЛЮЩЕНКО,
подполковник запаса