Александр Веригин - Сохранившие верность Христу



21 августа – Собор Валаамских святых

 

«Сегодня в наших Валаамских святых мы чтим не только небесных покровителей, в них мы ищем откровения нашего собственного духовного пути и, внимательно всматриваясь в их подвиги и «взирая на кончину их жизни», стараемся, с помощью Божией, «подражать вере их» (игумен Валаамского монастыря епископ Троицкий Панкратий)

Валаам с незапамятных времён именуют святым островом. Таким он был в истории Древнерусского государства, таким он остаётся и сегодня, ведь безчисленный сонм святых просиял «яко многосветлая светила» на нашей Валаамской земле. Какие только эпитеты не давали этому монашескому острову на севере Ладожского озера! Его называли и «Северным Афоном», и «Островом Преображения», и «Обителью русской души». Святитель Игнатий (Брянчанинов) называл его «Ступенью к Небу», а на рубеже XV–XVI веков Валаам именовался «честною и великою Лавpою».

Одна из версий перевода слова «Валаам» – «Земля света» (от фин. valamo, где valo – свет, maa – земля). С одной стороны, естественного солнечного света, которого на Валааме в среднем на 30 дней больше, чем на материке, с другой – того неизреченного, фаворского света, который не видит глаз, но чувствует сердце каждого приезжающего на остров человека.

Этот фаворский свет пленил сердца первых валаамских иноков – основателей Валаамского монастыря преподобных Сергия и Германа, Валаамских чудотворцев, прибывших на остров, согласно церковной версии, в X веке. Этот фаворский свет чувствовали великие подвижники: преподобные Арсений Коневский, Александр Свирский и Савватий Соловецкий, жившие на Валааме в средние века, когда монастырь был духовным центром всего Севера.

Свет этот горел в сердце великого валаамского миссионера преподобного Германа Аляскинского, отправившегося в конце XVIII века на далёкую Аляску и ставшего впоследствии одним из самых почитаемых святых Северной Америки. Горел он и в сердце настоятеля Валаамского монастыря преподобного Назария Валаамского, который перед этим жил в Саровской пустыни плечом к плечу с послушником Прохором – будущим преподобным Серафимом Саровским. Пленил он и сердце монаха Леонида, жившего вместе с учениками преподобного Паисия Величковского на скиту Всех Святых и впоследствии ставшего первым Оптинским старцем – преподобным Львом Оптинским, возродившим в России традицию старчества.
 

Мы каждый день молитвенно поминаем наших святых: преподобного Антипу Валаамского (его любят и почитают своим святым и на Афоне, и в Молдавии, и в Румынии), преподобного Авраамия Ростовского (крестителя Ростова Великого), преподобных Арсения Коневского и Савватия Соловецкого (основателей древних русских обителей) и многих, многих других подвижников благочестия.

Удивительны пути этих иноков, ушедших от мира в глухие пустынные места острова Валаам. Они основали ещё множество других обителей, ставших очагами назидания и утешения для страждущих. Преподобные были миссионерами, осваивавшими пространства России, Америки, Молдавии, Румынии, Финляндии, Марокко и других стран мира, не мечом, а крестом, кротостью и любовью, и теперь вечно предстоят в молитве за нашу землю у престола Божия. Кровью мучеников и преподобномучеников полита наша земля, их молитвами живёт ныне Русская Церковь, сохраняя подлинное «единство Духа в союзе мира», ведь православное понимание истории – это исполнение Промысла Божия на земле.

Собор Валаамских святых призывает нас почитать не только известных нам, явленных по сохранившимся скупым материалам монастырской летописи, но и неявленных святых. Теперь, празднуя их память в один день, Православная Церковь воздаёт каждому равную честь как небесным покровителям. Благодаря вновь появившимся историческим сведениям, Собор Валаамских святых постепенно увеличивается, и на сегодняшний день этот список насчитывает 49 угодников Божиих. В Собор Валаамских святых включены ранее канонизированные Русской Православной Церковью, а также местночтимые подвижники благочестия, жизненный путь которых в какой-либо степени был связан с Валаамским монастырём. Большинство святых, имена которых включены в Собор, являются преподобномучениками – святыми мучениками, угодившими Богу в монашеском подвиге.

– Мы знаем, что места для монашеского подвига и дальнейшего строительства храмов без молитвы не выбирались. Но стать святым, приблизиться к Богу человек может в любых условиях, – отмечает игумен Валаамского монастыря епископ Троицкий Панкратий. – Путь к совершенству можно начать везде – об этом свидетельствует тысячелетний опыт Православной Церкви, которая прославила в лике святых многих.

Александр ВЕРИГИН,
послушник