Архив:
В наше время слово «стресс» стало чрезвычайно популярным и знакомо буквально всем. Оно имеется в лексиконе юных школьников и довольно пожилых людей. С чем это связано? Мне кажется, оно очень созвучно, под стать всё ускоряющемуся ритму нашей жизни.
Я опекаю психиатрическую больницу, и ко мне часто обращаются люди с жалобами на стрессовое состояние. Поэтому хочу подробно осветить эту тему с позиции священника. Медицина рассматривает стресс как реакцию человека, прежде всего его психики, на действие каких-то внешних раздражителей. Понятие это возникло сравнительно недавно, в 1936 году, и было введено канадским физиологом Г. Селье при описании адаптационного синдрома. Я обратил внимание, что такие состояния бывают как одномоментными, скоротечными, так и довольно продолжительными. Например, студент или выпускник школы готовился к экзаменам, сильно переживал, но затем их успешно сдал и сразу успокоился. Или: кто-то попал в автомобильную аварию, отделался лёгкими ушибами и вскоре вновь вошёл в привычную жизненную колею. Но случается, подобные состояния длятся годами. Как-то я общался с женщиной, которая испытывает нервное потрясение уже 14 лет. В своё время она хотела создать семью, и всё вроде бы шло так, как нужно. Познакомилась с хорошим человеком, решили венчаться. И вдруг произошла неожиданная размолвка, семейная жизнь не состоялась. Женщина впала в уныние, почувствовала свою ненужность, оставленность, пришла ко мне на исповедь с разбитой душой.
Эта проблема касается не только мирских людей. Нередко мне приходится беседовать на эту тему и с моими воцерковлёнными прихожанами. Слышишь порой такое: «Я в полном отчаянии. Я не спасусь... Я несовершенная, никчёмная».
Хочется, конечно, помочь этим людям выйти из стрессового состояния. Убедить их в том, что выход есть. На первых порах человек сам должен трезво оценить ситуацию и оказать самому себе первую помощь, как это бывает, например, при физических травмах. Переключить мысли с возникшей проблемы на что-то другое, побеседовать с кем-то из своих близких, знакомых, набраться сил дойти до церкви…
Однажды я услышал беседу двух женщин. Одна из них жаловалась другой: «Я вот всё одна да одна». Другая ей в шутку отвечала: «Ты говоришь: одна да одна, но вот уже получается двое». И та, которая жаловалась, сразу несколько успокоилась.
С вышеназванными душевными недугами обычно обращаются к психологам. Есть и православные специалисты в этой области с глубокими знаниями и опытом. Но их, к сожалению, немного. Подчас, если психолог неверующий, нравственно неустойчивый, от обращения к нему может быть и немалый вред. К примеру, психолог может посоветовать людям, которые имеют престарелых родителей, страдающих слабоумием, отправить их в психбольницу или дом престарелых. Мол, зачем вам портить себе жизнь, мучиться с такими родителями, поживите в своё удовольствие. И люди поддаются такому влиянию. Подобных случаев немало.
Преподобный Амвросий Оптинский говорил, что крест, который мы несём, одним концом упирается в наше сердце. Крест возникает, когда мы уклоняемся от воли Божией: совершаем необдуманные поступки, какие-то промахи в житейских делах… В итоге попадаем в греховное злосмрадное болото. И далее, когда всё это осознаём, немалые силы тратим, чтобы выбраться на богоугодный путь.
На мой взгляд, очень полезные советы на злободневные темы содержатся в ответах преподобных Варсонофия и Иоанна на вопросы своих учеников. В православных магазинах и киосках можно приобрести книгу с таким названием. Варсонофий Великий и Иоанн Пророк жили в VI веке, в царствование императора Юстиниана I (483–565). Они подвизались в монастыре аввы Серида, в Палестине, близ города Газы. Преподобные, в частности, повествуют о различных проявлениях воли Божией. Может ли изменяться воля Божия или она всегда неизменна? Классический ответ на этот вопрос мы находим в книге пророка Ионы. Пророк был послан Богом в Ниневию, чтобы обличать народ в грехах и возвестить, что через сорок дней город будет разрушен. После обличительной проповеди Ионы жители раскаялись, наложили строгий пост на себя, детей и скот. Раскаялся и их царь. Прошло сорок дней, и Ниневия не погибла. Пророк очень опечалился. Над ним росло растение и укрывало его от палящего солнца. И вот червь подточил растение, и оно засохло. Господь спросил Иону: «Неужели так жаль тебе это растение?» «До смерти жаль», – ответил Иона. И тогда сказал Бог Ионе: «Тебе жаль зелени, которую ты не растил и не поливал. Мне ли не пожалеть Ниневии, города великого, в котором более ста двадцати тысяч человек, не умеющих отличить правой руки от левой, и множество скота?»
Мы видим, что, когда жители Ниневии покаялись, Господь изменил Свою волю. Так бывает и в жизни обычных людей.
Если человек ведёт греховную жизнь, над ним сгущаются тучи гнева Божия, неминуемой небесной кары. Если же кается, начинает исправляться, Господь изменяет Своё решение и убирает «Дамоклов меч».
Приведу ещё один библейский пример. Иудейский царь Езекия (VIII в. до Р.Х.) заболел тяжкой болезнью, и к нему был послан пророк Исайя известить царя о его скорой кончине, чтобы он сделал завещание. Езекия в отчаянии повернулся к стене от солнечного света, горько заплакал и возопил ко Господу. Пророк Исайя, оставивший больного царя, ещё не вышел из города, как к нему было слово Господне: Возвратись и скажи Езекии, владыке народа Моего: так говорит Господь Бог Давида, отца твоего: Я услышал молитву твою, увидел слезы твои. Вот Я исцелю тебя; в третий день пойдешь в дом Господень: и прибавлю ко дням Твоим пятнадцать лет (4 Цар. 20, 5–6).
На этих примерах мы видим, что воля Божия – это не какая-то константа, нечто неминуемое. Она изменяется в зависимости от состояния человека, его движения к праведности или греховности.
Протестант Кальвин учил, что человек предопределён: либо спасается, либо погибает. По святым отцам, воля Божия созвучна нашему сердцу. Священное Писание гласит: Не хочу смерти грешника, но чтобы грешник обратился от пути своего и жив был (Иез. 33, 11).
Стрессовые состояния возникают, когда человек не видит выхода из сложившейся неблагоприятной ситуации, ощущает свою обречённость, ненужность. Появляется апатия, и жизнь начинает казаться совершенно безсмысленной. Благо, если он в такие минуты вспомнит о Боге и обратится к нему за помощью.
В связи с этим я хотел бы привести высказывание Афонского старца Силуана: «Держи душу (ум) во аде, но не отчаивайся».
Для нашего спасения нам необходимо всегда считать себя грешниками, но мы не должны при этом унывать, безпричинно болезновать, расслабляться.
Мы часто переходим из крайности в крайность. Нередко случается такое. Человек вёл греховную светскую жизнь, но затем резко уверовал и начал возлагать на себя такие духовные подвиги, которые были по силам лишь древним подвижникам. В результате душевно надорвался и нанёс себе непоправимый вред. И не только себе, но и ближним. Поэтому святые отцы говорили: «Нет цены умеренному деланию».
Любой человек, каким бы он ни был, несёт в себе образ Божий. Как икона со временем тускнеет, теряет краски, так случается, порой, и с нашей душой. Но вот икона попадает в руки реставратора, её очищают, подновляют, и она снова обретает прежнее благолепие. Так происходит и с нами, когда мы от греховной тьмы обращаемся к Свету. Реставратором тогда уже является Сам Господь. Поэтому с самых ранних лет нужно стараться беречь и бережно хранить в себе образ Божий, искоренять всякое внутреннее зло, особенно ненависть к себе и ближним.
Научимся ровно скромно жить – и наших ресурсов хватит надолго.
Уместно такое простое сравнение. Если автомобилист аккуратно обращается со своей машиной, вовремя проводит технический уход, соблюдает правила, она служит ему многие годы.
Святые отцы любили сравнивать человека с осликом. Если ослика не кормить, то он не повезёт, а если перекормить, может взбеситься. Великие подвижники удручали свою плоть, случалось, неделями не вкушали пищи. Но это – удел лишь избранных, титанов человеческого духа.
Преподобные Варсонофий и Иоанн в своих ответах поучают, что в человеке должна происходить внутренняя борьба со страстями.
Случалось, в древности пленников оскопляли. У скопцов или евнухов нет плотских похотений. Но в то же время в духовном отношении они становятся очень вялыми. Когда нет борьбы с плотью, отсутствует и борение духа, стремление к спасению.
В давние времена моряки хорошо знали, что на море самое опасное – не буря и не шторм, а продолжительный штиль. Люди от безысходности сходили с ума. Сильный ветер, наоборот, давал возможность маневрировать парусами и двигаться в правильном направлении. В наши дни большую популярность приобрёл новый вид спорта – виндсёрфинг – катание на специальной доске с небольшим парусом на морских волнах. Профессионализм спортсмена выявляется в умении использовать силу ветра и высоту волн, чтобы красиво скользить по водной глади среди бушующей морской стихии. Высота волны нередко достигает трёхтажного дома, но он, умело скользя по гребням волн, легко обыгрывает стихию, используя её в своих «интересах».
Так и мы среди бушующего житейского океана должны найти такое положение, чтобы стать над своими страстями. Слово «победа» означает наступить на беду или стать над бедой, образно говоря, восходя на гребень волн и сохраняя равновесие, уверенно идти ко спасению. Поэтому все наши скорби, болезни должны быть лишь рычагом к обретению спасительной благодати. Ни в коем случае нельзя предаваться печали и унынию – смертным грехам.
Стрессы – это показатель того, что мы не доверяем Богу, Его благому промыслу. Нужно всегда помнить, что Господь посылает нам то, что нужно для нашего спасения. Предаваясь печали и скорби, мы отворачиваемся от Господа, отвергаем Его благую волю.
Невзгоды нередко помогают нам найти и нужное решение. Недаром народная поговорка гласит: «Не было бы счастья, да несчастье помогло».
И главное. Всё, что происходит в нашей жизни, нужно воспринимать как закономерное явление, зачастую как врачевство, средство к очищению образа Божия в нас.
Протоиерей Вячеслав БРЕГЕДА
Публикацию подготовил Владимир Борисович ПАНКОВ