Виктор Грибков-Майский - Загадки Борисоглебского монастыря


6 августа – память святыхстрастотерпцев Бориса и Глеба
 

Одна из старейших обителей Центральной России находится в древнем Торжке и посвящена первым русским святым – Борису и Глебу. Основал монастырь преподобный Ефрем Новоторжский, судьба которого похожа на сюжет детектива.

Скорее всего, в начале XI века он с братьями Георгием и Моисеем пришёл из Венгрии на Русь, где все трое поступили на службу к сыну Великого Киевского князя Владимира – Борису. Они были конюшими, что являлось очень высоким чином в древнерусской иерархии. Служили угрины, так называли венгров на Руси, своему новому господину верой и правдой, пока не наступил 1015 год.

Возникает вполне законный вопрос, а зачем вообще пришли венгры на Русь? И Киевская Русь, и Венгрия в то время представляли единое христианское пространство. Только после раскола христианства на Православие и католичество в 1054 году Венгрия стала католической страной. До этого активную роль в христианизации Венгрии играли греческие священнослужители. Не случайно, что 20 августа/2 сентября 2000 года Священный Синод Константинопольского Патриархата причислил к лику святых первого короля Венгрии Стефана, который правил и умер до разделения христианской церкви на православную и католическую. Он почитается обеими конфессиями, в том числе и верующими епархии РПЦ в Венгрии.

Но вернёмся в Киевскую Русь, где в 1015 году трагически погибают Борис и его брат Глеб от рук своего же брата в борьбе за великокняжеский престол. Первым погибает Борис, а вместе с ним и брат Ефрема Георгий, который пытался защитить князя. Нападавшие не просто убивают Георгия, но отрезают ему голову, видимо, для того чтобы снять золотую гривну, которую он носил на шее. Поступок Георгия вполне понятен. Дело в том, что русские дружинники в X–XI вв. получали шейную гривну в качестве награды, и довольно высокой. И Георгий, в отличие от своего брата Моисея, спасаться бегством не стал, а погиб в неравном бою как воин, защищая своего господина.

Мы не знаем, где был в это время Ефрем и, очевидно, никогда уже не узнаем. Но известно, что Ефрем вскоре пришёл на место трагедии, на берег реки Альты, и нашёл там отрубленную голову своего брата Георгия. Охваченный ужасом, боясь разделить участь своего брата, Ефрем бежит на север в земли, которые в то время контролировал Новгород. Вскоре на берегу Тверцы он, как это написано в его Житии, «построил странноприимный дом и принял на себя подвиг страннолюбия».
 
Зачем же Ефрем взял с собой голову своего брата Георгия? Почему не захоронил её вместе с телом на месте его гибели? Ответ на этот вопрос находим тоже в его житии: «Чтобы завещать потом положить с собою в одну гробницу». В 1572 году гробницу Ефрема вскрыли: «Честные мощи преподобного Ефрема были обретены 11 июня 1572 года. Новгородский архиепископ Леонид, возвращаясь из Москвы в Новгород, посетил тогда для молитвы Борисоглебскую обитель. Настоятеля и братию он спрашивал, где положены мощи чудотворца. Когда показали гробницу святого, архиепископ приказал открыть и самый гроб. Тогда присутствующие увидели тело преподобного нетленным и ощутили благоухание». Как видим, ничего в житии не сказано о голове Георгия. И это тоже загадка.

Вслед за князем Борисом погибает и его брат Глеб. Многие историки считают, что за убийством князей стоит их брат Святополк, получивший прозвище Окаянный. Со временем Бориса и Глеба канонизировали в лике мучеников-страстотерпцев, сделав их заступниками Русской земли и небесными помощниками русских князей. А вот когда именно произошла канонизация, учёные спорят до сих пор. Называются самые различные даты – 1020, 1039, 1071 годы.

Для определения даты канонизации мы используем несколько подсказок, которые нам предоставила история. Дело в том, что, будучи человеком глубоко религиозным, Ефрем мог начать строительство собора, посвящённого Борису и Глебу, только после их канонизации. Из его же жития мы знаем, что Ефрем сначала получил благословение архиепископа Новгородского, а уж потом в 1038 году начал строительство монастыря. Кроме этого, известно, что Борис под именем Роман Русский и Глеб под именем Давид Польский входят в список святых Римско-Католической церкви. Это могло стать возможным только при условии их канонизации до разделения церквей в 1054 году. Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что канонизация Бориса и Глеба произошла на рубеже 1037–1038 годов.

Собор, построенный Ефремом, простоял почти 750 лет. В 1785–1796 годах на месте старого обветшалого собора был возведён новый с тем же названием по проекту тверского архитектора Николая Александровича Львова. Но фундамент от древнего собора можно увидеть и сегодня.
Есть сведения, что ещё до начала строительства монастыря Ефрем ездил в Киев. Может быть, даже неоднократно. Это могло произойти только после 1019 года, когда к власти в Киеве пришёл Ярослав Мудрый.  Возникает вопрос: зачем? По всей видимости, он ездил в Киев не случайно. Ефрем лично знал и любил убитых князей и, как мог, способствовал их прославлению. А как только это произошло, сразу же приступил к строительству собора и монастыря в их честь. Скорее всего, на берега Тверцы он возвращался не с пустыми руками.

Дело в том, что в 1095 году частицы мощей святых князей были переданы в чешский Сазавский монастырь, а в 1155 году во Владимир князем Андреем Боголюбским, бывшим князем Вышгородским, был вывезен меч Бориса, хранившийся в церкви в их честь, которая была построена в Вышгороде, недалеко от Киева, в 1115 году. Вполне возможно, что и в Борисоглебском монастыре могли оказаться реликвии, связанные с первыми русскими святыми.

Церковь в Вышгороде была разрушена во время нашествия Батыя на Киев в 1240 году. При этом были утрачены мощи святых братьев, попытки их обрести вновь, предпринимавшиеся в разные годы, не дали результата. Очевидно, что такая же участь постигла и частицу их мощей, оказавшуюся в Чехии. А двумя годами раньше, в 1238 году, Торжок в течение двух недель – с 21 февраля по 5 марта – сдерживал осаду монголо-татарских войск. Торжок пал и был разграблен. Мы не знаем точно, были ли в древнем Торжке некие артефакты, относящиеся к первым русским святым на Тверской земле. Мы можем лишь надеяться, что они здесь были, а может быть, и есть до сих пор, но пока под спудом.

Виктор Михайлович
Грибков-Майский