Ответы протоиерея Александра Шаргунова



Вера не есть прыжок в пустоту

 

Массовое невежество кажется порой непобедимым. Человек, говорят такие, должен верить только в самого себя, в свои собственные силы. Не следует удивляться, что атеизм становится всё более агрессивным. Возникает вопрос, может ли человек прийти к вере, прежде чем он узнает сугубую благодать – одним своим от Бога данным разумом?
А.И. Белочкин, г. Москва


Разумеется, вера не есть прыжок в пустоту, в черноту ночи. Она отвечает, прежде всего, главной глубине человеческого существа. И мы знаем, как великие учёные говорят: «Несмотря на все достижения науки, мы нуждаемся в вере в Бога, ибо наша вера в самих себя имеет свои пределы».

В человеке есть всё определяющее чувство необходимого высшего присутствия. Только им объясняется всё наше существование и наша жажда знать, что есть в истоке всего. «Ты не искал бы Меня, если бы ты Меня не нашёл», – говорит Господь через тех, кто однажды встретил Его. И вера простого, не книжного человека, может быть, не так глупа, что её иногда можно не слушать. Простые люди могут видеть то, что великие умы не могут заметить (не книжные апостолы, святитель Спиридон Тримифунтский, преподобные Сергий Радонежский, Серафим Саровский, Силуан Афонский, блаженные Ксения, Матрона и безчисленное множество «простых» прославленных Церковью святых). Определение человека? А святой Василий Великий говорит: «Человек – это животное, которое получило повеление стать богом». Человек всегда такой. Несмотря ни на какую видимость, ни на какое забвение, ни на какое отступничество, он остаётся таким.

Доказательство этому – в том, что человек создаёт идолы, если он не поклоняется истинному Богу. Его идолами могут быть деньги, слава, «наука, которая всё объясняет», идеология, наркотики, «секс» и т. д. Он идёт к гуру и к карточным шулерам, он становится суеверным, он никогда не хочет быть лишним и последним.

Недавно я получил такое письмо: «Мне было 18 лет, когда я доверился одному молодому врачу. Я совсем не думал о Боге. Он ввёл меня в свою оккультную среду. Я был поражён неистовым атеизмом этих людей. Они постоянно говорили о Боге, сражаясь с Ним и отрицая Его. Я понял, что эта постоянная борьба против Бога была своего рода признанием Его существования. Кто будет терять время, сражаясь против того, чего нет? Так странным образом я нашёл Бога, Который привёл меня к покаянию».

Вот почему вслед за апостолом Павлом мы утверждаем, что Бог может быть познан с помощью естественного света человеческого разума, исходя из тварного мира. Вера не иррациональна. Она есть познание через видимое. Но требуется увидеть эти знамения.

Однако эта власть разума ограничена: она хрупка в исследованиях и затемнена грехом гордыни. К счастью, на помощь разуму приходит Откровение. Христианская вера опирается также на факты (явления невидимого мира) и, в особенности, на свидетельство апостолов, которые принесли миру Благую Весть, жертвуя своей жизнью. Апостол Иоанн Богослов, очевидец Божественных тайн, пишет в своём Первом послании: О том, что было от начала, что мы слышали, что видели своими очами, что рассматривали и что осязали руки наши, о Слове жизни, ибо жизнь явилась, и мы видели и свидетельствуем, и возвещаем вам сию вечную жизнь, которая была у Отца и явилась нам, о том, что мы видели и слышали, возвещаем вам, чтобы и вы имели общение с нами: а наше общение – с Отцем и Сыном Его, Иисусом Христом. И сие пишем вам, чтобы радость ваша была совершенна (1 Ин. 1, 1–4). Евангелие сегодня очень подробно и полно разъяснено. Оно направляет нас к явлению Христа всем апостолам. Они все – здесь, включая апостола Фому, самого сомневающегося и самого требовательного: «Я хочу не просто видеть Христа. Мои глаза могут быть жертвой галлюцинации. Нет, я хочу вложить мой перст в место, пронзённое гвоздями. Я хочу вложить мою руку в прободенное копием ребро. Я нуждаюсь в том, чтобы несомненно убедиться, что это Тот Самый Христос».

Христос терпеливо ждёт восьмого дня, чтобы дать возможность Фоме убедиться во всём. С апостолами происходит всецелая перемена от страха – к радости. И перечитывая Евангелие, мы сознаём, насколько должны быть признательны апостолам за то, что они прошли через глубокое сомнение, прежде чем стать убеждёнными верующими. Они сомневались, и они видели, чтобы сегодня мы могли веровать, не видя.

Вера – это не наивность. Она опирается на доказательства, которые никогда не являются очевидностью научного типа. Они скорее напоминают уверенность любящих друг друга людей, видящих знаки, которые только они одни понимают. Бог не навязывает Себя нам. Он любит нас, и Он хочет ответа любви. Он открывает Себя тем, кто ищет не столько знаки, убеждающие их разум, сколько весточки высшей любви, на которые они готовы ответить.

Потому вера есть безоглядное доверие Слову Божию, несомненность, с которой Бог обращается к нам через исполненные высшей утончённости и разумности страницы Писания. Какое значение имеют неясные места, которые на самом деле есть не что иное, как приглашение искать Бога дальше.

Особый свет проливает на это Божия Матерь. Её верность Богу подвергается глубокому испытанию. Её вера укрепляется жизнью, не имеющей отдохновения. Веровать, что Она будет Материю Спасителя действом Духа Святого, веровать, что праведный Иосиф всё поймёт и будет участником замысла Божия, веровать, что Бог позволит Своему Сыну родиться в пещере для скота, веровать, что Крест – орудие позорной казни – будет составной частью спасения мира. Как могло это всё совершиться даже для самого святого на свете человека без мучительных сомнений? Только просвещением свыше.

Вера не есть просто сладкий покой от несомненности принятых от Бога даров. Она – постоянное принятие Бога, не колеблющегося в Своём Слове. Когда апостол Иоанн Богослов увидел с апостолом Петром гроб Господа пустым, Писание сообщает об этом предельно кратко: Он видел и веровал (Ин. 20, 8). Он уверовал, не потому что тела Господа не было там, а потому что вспомнил, что Господь говорил им прежде Своей Крестной смерти и Воскресения.

Итак, вера предполагает прежде всего благодать Божию. Наше доверие должно быть освящено Божественной святостью Духа Святого, Который делает очевидными слова в Священном Писании, написанные для нас, когда зов любви Господней достигает наших сердец. Готовы ли мы услышать это благовестие Божие? Овцы Мои слушаются голоса Моего, и Я знаю их; и они идут за Мною, – говорит Христос (Ин. 10, 27). Бог требует от нас только одного – быть внимательными к Его голосу. Остальное Он совершит. Бога не придумывают, Его нельзя придумать, Он открывает Себя, свидетельствуют все святые. Не мы первые отдаём себя Ему, Он отдаёт Себя нам. Вот почему мы должны испрашивать веру.

Иногда можно слышать: «Тебе дана вера, а мне – нет». Ответ на это прост: «Чего ждёшь ты, чтобы начать просить об этом даре?» Чудо совершается: верующий – не видящий – становится в конце более, чем видящим. Он, можно было бы сказать, становится ясновидящим, если бы это слово не было связано с магией и эзотеризмом. Он становится сверхвидящим, потому что невидимый мир внезапно открывается ему. Так было с апостолом Фомой. Он больше, чем видит Христа, Он верует и узнаёт несравненно большее, чем можно увидеть телесным зрением. Он не говорит просто: «Да, Господи! Ты живой, мне дано доказательство этого». Он падает ниц перед Спасителем и восклицает: «Господь мой и Бог мой!» Это значит: «Твоё воскресение – знамение, что Ты Бог». В эту минуту он больше, чем видящий. Он – верующий, которому в полноте открывается невидимое – Божество Христа.

Великая радость, которую переживают все обретшие веру, заключается в том, чтобы увидеть мир по-иному. Они стоят потрясённые, узнавая сокрытый лик мира. Всё обретает новый смысл. Всё творение являет присутствие Божие: каждая капля дождя, каждый узор травинки, каждое любящее сердце. Мы хотим видеть Бога – для этого надо только открыть глаза. Он ждёт нас повсюду.

Вера – это чудо! Но она имеет три главных требования: прежде всего молитву, в которой мы просим смиренно Бога видеть свет Духа Святого, чтобы Он сделал наши глаза способными видеть, несмотря на окружающий нас мрак. Затем старание научиться тому, что является содержанием нашей веры, – как не удивиться порой невежеству многих ходящих в храм, которые действительно веруют, но так мало знают о своей вере! Как любить Христа, если мы не знаем Его благовестия? И, наконец, жизнь согласно вере, ибо вера должна быть воплощена. Святой праведный Иоанн Кронштадтский писал одному неверующему: «Как можете вы жить без веры? А имея веру, не живёте согласно ей?»

В интернете прочитала заявление небезызвестного Збигнева Бжезинского, который заметил, что «не видит ни одного случая, в котором Россия могла бы прибегнуть к своему ядерному потенциалу, пока в американских банках лежит 500 миллиардов долларов, принадлежащих российской элите». Нужны ли ещё какие-то комментарии к подобным заявлениям... Но откуда у человека, созданного по образу Божию, такая жадность и жестокость? Почему Бог попускает быть такому в стране, где миллионы людей с трудом выживают и где многие из власть имущих называют себя православными?
М. Колосова, г. Балашиха, Московская обл.


Бог создал человека свободным. Бог попускает быть многому. История знает, до каких глубин может раскрываться зло в мире, отпавшем от Бога. И Господь говорит, что прежде кончины мира злу дано будет раскрыться до конца. А лицемерие – одно из худших проявлений зла, одна из определяющих черт «человека беззакония». Мы помним вопиющее лицемерие и злобу тех, кто славился постоянным нарушением Закона, когда они обвинили Господа в преступлении исцеления в субботу и вынесли Ему смертный приговор. Господь постоянно обличает видимость молитвы, лицемерие веры, оторванной от каждодневной жизни, соблазн тех, кто слывёт благочестивым, у кого имя Божие всё время на языке, но чьи поступки не соответствуют красивым речам.

Наконец, глядя на то, что совершается в мире, особенно в последнее время, снова и снова понимаешь, насколько глубоко и точно определение апостола, что «корень всех зол есть сребролюбие».