Протоиерей Александр Шаргунов - Время ожидания



                 9 июня – Вознесение Господне

 


Евангелие и Книга Деяний праздника Вознесения, повествующие о взятии Христа на небо, – о разлуке апостолов с Господом. И кто-то может сказать: «Христос ушёл. Он говорил удивительные слова и совершал чудеса. А теперь это в прошлом. И следует возвратиться к обычной будничной жизни, “ища Живого среди мертвых”». Однако, празднуя Вознесение Господне, Церковь празднует начало нового времени, которое называется последним, когда Христос, Начальник жизни, Господин истории, творит всё новое.

Но Господь всяческих – «камень преткновения, который отвергли строители». Вознесшись на Крест, Он вознёсся одесную Отца, с Которым Он в Своём животворящем человечестве становится источником Духа. Тайна и Крестной смерти Христовой, и Воскресения, и Его Вознесения, Его сидение одесную Отца – единая нераздельная пасхальная тайна.

Когда апостолам дано было войти верой в тайну общения с Господом – с Тем, Кому принадлежит вся власть на небе и на земле, с Тем, Кто творит всё новое, – они приняли служение свидетельства о Божией любви к каждому человеку и обетование исполниться силой Духа Святого для осуществления этого. Слово Божие подчёркивает, что ученики, пережив сначала физическое отсутствие Христа, а затем увидев Его восхождение к Отцу и новый образ Его присутствия с ними, возвратились в Иерусалим к своей обычной жизни «с радостью великою» (Лк. 24, 52).

Иерусалим – это, с одной стороны, наша обыденная жизнь с её разочарованиями в лучших наших надеждах, с тревожным ожиданием будущего, с постоянным напоминанием о безразличии и ненависти мира ко Христу. Так что кому-то начинает казаться, что Христос исчез, что Он странным образом отсутствует в жизни человечества, что мы не встречаем Его больше нигде. Но Иерусалим одновременно – это место нашей встречи с Богом.

Пасхальная тайна увенчивается не только великим праздником Вознесения, но и Пятидесятницы. Эти два праздника в свою очередь перекликаются друг с другом. В Вознесение Господь возносится на небо, чтобы войти в Свою славу. В Пятидесятницу – Дух Святой сходит с небес, чтобы укрепить и освятить верных. Между двумя этими праздниками – время ожидания исполнения Божественных обетований. Апостолы проводят его в молчании, в молитве. Это событие запечатлено навеки в памяти и в сердце всех христиан.

Мы знаем уже, что такое Пятидесятница. Однако мы должны помнить, что значит это время – не только в течение десяти дней в период между праздниками Вознесения и Пятидесятницы, но всякий раз, когда нет ощутимой благодати в нашей жизни, когда кажется, что Бог оставил нас. Чтобы не поколебалась никогда наша вера и надежда, необходимо единое молитвенное созерцание трёх великих тайн славы Божией – Вознесения и Пятидесятницы вместе с Воскресением. Их нельзя ни на мгновение воспринимать отдельно, как нельзя разделить Крест и Воскресение. И повеление Спасителя «не отлучаться от града Иерусалима» означает, что в самой гуще жизни с её скорбями и радостями мы должны «облечься силою свыше».

Все наши молитвы, в особенности Божественная литургия, возводят нас к нашему Богу и Его грядущему Царству, ко дню, когда Бог будет «всяческая во всем», к узнаванию того, что «Нисшедший, Он же есть и восшедший превыше всех небес, дабы наполнить все» Своею пасхальной благодатью (Еф. 4, 10). Церковь без конца касается дня Его Второго Пришествия. А с другой стороны, приобщение Христу обращает нас к другим людям. Потому что сейчас – не когда-то, а сейчас, – созидая истинные человеческие отношения во Христе, мы можем явить присутствие Царства Божия в мире.

Да будет дано нам сегодня вместе со всей Церковью, со всеми святыми, с преподобным Силуаном Афонским, узнать, какую великую радость пережили души апостолов в день Вознесения: «Первая радость их была в том, что они познали Истинного Господа Иисуса Христа. Вторая радость – что они возлюбили Его. Третья – они познали вечную небесную жизнь. И четвёртая радость – они желали миру спасения, как и себе. А затем радовались они потому, что познали Духа Святого и видели, как Он в них действует».

Протоиерей Александр Шаргунов