Протоиерей Александр Шаргунов - Дух дышит, где хочет

    

              19 июня – День Святой Троицы

 

В праздник Пятидесятницы мы поём молитву «Царю Небесный», обращённую к Духу Святому. А на утрени праздника звучит Евангелие о явлении Христа Воскресшего Своим ученикам, когда Он дунул на них и сказал: Приимите Дух Свят. Имже отпустите грехи, отпустятся им, имже держите – держатся (Ин. 20, 19–23). Первое ниспослание Духа Святого – дуновение уст Христовых – есть дарование Церкви всегда истинно действующих спасительных таинств, которые, вне зависимости от нашего недостоинства, всегда освящают нас и спасают.

Истинно и неизменно всё, что совершается во всех Таинствах Церкви. Вода нашего крещения – именно та Богоявленская вода Иордана, в которой Христос крестился. И святое Таинство Причащения – Таинство Тела и Крови Христовых – как на Тайной Вечери. И венцы, которыми украшаются жених и невеста, – это истинно венцы, которые с небес Сам Господь заранее дарует соединяющимся двум людям. В день Пятидесятницы, когда сходит Дух Святой, все эти дары соединяются и раскрываются в полноте.

Сошествие Духа Святого в день Пятидесятницы, явление огненных языков в дыхании бурном есть, как говорит святитель Феофан Затворник, первый вдох человечества жизнью Божественной. И пост, и молитва, и праздники наши, и всё, что в Церкви совершается, – это те кровеносные сосуды, через которые в тело Церкви поступает дыхание вечной жизни.

Сегодня множество религий привлекают к себе миллионы людей ложным вдохновением, открывающим пространства смерти. Но и в христианстве, мы знаем, существует немало опаснейших болезней. «У католиков, – говорит святой Феофан Затворник, – одно лёгкое сгнило. У протестантов дыхание происходит только четвертью лёгких, потому что таинства либо упразднены, либо произошло их сильное искажение».

В пустыне Христос был искушаем духом зла. Тот же самый дух по сей день искушает каждого христианина, всю Церковь, весь народ Божий. Только Дух Святой может спасти нас. Душе Святый, со Отцем и Единородным Его Сыном, избави нас от лукавого!

Как некогда Самого Христа, сатана дерзает соблазнять Церковь даже словами Писания. «Написано: “Дух дышит, где хочет”, – говорит он устами одного греческого православного митрополита, – и, значит, мы не можем ограничивать его действие одним христианством, и, значит, возможно взаимодействие и соединение всех религий». Написано также, – должны мы ответить этой лжи, – ...всякий дух, не исповедующий Иисуса Христа, пришедшего во плоти, не есть от Бога, но дух антихриста (1 Ин. 4, 3). Верить во Христа – это не то же самое, что верить просто в высшее существо, «в Бога». Между тем и этим – пространство Воплощения Божия, вся глубина бездны, где насаждён Крест Христов и где потому действует благодать Святого Духа.

Мы принадлежим к Церкви Православной, которая дышит в полноте, которая принимает всё, что дарует Господь. Однако мы не должны прельщаться тем, что мы уже дышим жизнью Божественной до тех пор, пока это не стало нашей собственной жизнью.

Будем молиться о том, чтобы Царь Небесный, Утешитель, Дух Истины, Который везде присутствует и всё исполняет, Своей жизнью пришёл и коснулся наших сердец. Чтобы дано было нам понять, почему такие святые, как преподобный Серафим Саровский, посланные от Бога накануне страшных бедствий России и всего человечества, говорили прежде всего о личном стяжании Духа Святого и напоминали нам, что только в этом и заключается вся христианская жизнь.

Кто Духа Христова не имеет, тот и не Его (Рим. 8, 9). Эти слова да будут сегодня для нас точкой отсчёта всех наших оценок, всех наших размышлений о том, что с нами происходит.

Снова мы должны напомнить себе сегодня, что антихрист в Церкви – это когда в ней только внешняя видимость и нет благодати. Там, где Божественное и человеческое разделено, Христос вновь распинается. Это разделение происходит не только в чуждых нам религиях, не только в ложном экуменизме, но и там, где нет нашего жизненного участия в даре Духа Святого. В Священном Писании Христос открывается нам в Духе Святом как Сын Божий и как Сын Человеческий, и нельзя отделить одно от другого.

Глубина открывается Духом Святым, она ведёт душу через букву, которой никогда нельзя пренебречь, открывая тайну Пресвятой Троицы, победу над адом и торжество любви. Кто не стремится быть ведомым в Писании Духом Истины, тот живёт по лжи, в том нет правды. Не потому ли имя Божие столь часто произносится и так редко бывает услышано в мире? И Церковь столь известна всем – и так немногими понята. Её нельзя понять прежде, чем встретишь Бога, Духа Святого, и мы призваны быть не только в Церкви, но и Церковью.

Жизнь по правде Христовой ведёт к разумению, и тот, кто касается небесных тайн, знает, как надо бережно и терпеливо относиться к тем, кто их ещё не понял, чтобы хранить в себе это «сокровище благих» как залог, что откроется и другим доныне ими не понятое. И это наш переход Духом Святым от человечества Христа к Его Божеству. Духом Святым открывается, что человек, идущий путём заповедей, идёт путём Бога. «Содрогнёмся же, братие, – говорит блаженный Феофилакт Болгарский, – помыслив, что у кого нечиста жизнь, для того безполезна и вера».

Протоиерей Александр Шаргунов