Архив:
Удивительно, какие неожиданные ассоциации вызывают иногда самые заурядные и обыкновенные вещи. Ехал я в автобусе и смотрел на болтающийся рядом с водительским местом вымпел – кажется, ещё советских времён. На нём были изображены две противостоящие друг другу в напряжённых позах человеческие фигурки, а выше надпись: «Чемпионат по греко-римской борьбе».
И вот я смотрю на этот трепыхающийся мотыльком вымпел, и пришла мне в голову странная мысль, что он символизирует собой драматическую многовековую борьбу греческой и римской традиции христианства. И, может быть, полезно нам поразмыслить со страхом Божиим и благоговением об этом загадочном и затянувшемся «чемпионате». Это сравнение не покажется таким уж странным, если мы вспомним, например, слова апостола Павла о том, что надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные(1 Кор. 11, 19).
Невозможно отрицать, что западный мир обогатил нашу жизнь, особенно в области технологий, житейского удобства, комфорта. Но также надо признать, что именно с Запада к нам пришло немало заразы душевной, нравственной – вольнодумство, вольтерьянство, коммунизм… Вплоть до нынешнего секулярного либерализма. Почему именно с Запада лезут к нам все эти гнилые мыслишки да идейки?
Все вы знаете, конечно, что до середины XI века Запад и Восток составляли единую Церковь. Церковь святая и кафолическая, с единым учением, хоть географически она и была разделена на Западную и Восточную, но в духовном отношении это не имело значения. Чистоту веры блюли одинаково и Восточные, и Западные отцы. Одно слово – единая Церковь. Но потом в Символ веры (о котором договорено было, и именно соборно, сообща, что его менять нельзя ни на йоту) на Западе в те слова, где говорится, что Дух Святой от Отца исходит, внесли поправочку маленькую… Всего-то одно слово – «и от Сына», «Филиокве» знаменитое. Результат этой поправочки в истине стал катастрофическим – понимаете, как поправочка в расчётах, например, Эйфелевой башни знаменитой.
Только представьте, что какой-нибудь подмастерье Эйфелев взял бы да что-нибудь поменял в чертежах инженера-мастера… Показалось ему, что так будет правильнее. И никто ошибочки его не заметил бы поначалу, стали бы детали, элементы производить в сталелитейных цехах, собирать их день за днём, как конструктор, а потом вдруг однажды ка-а-ак гигнулась бы эта башня! Из-за таких неточностей катастрофы страшные случаются… Так почему же вы думаете, что в вере не должно быть точности? Неужто отцы святые случайно постановили в Символе веры не менять ни единой буквы? Так здесь в случае искажения и катастрофа предполагалась настолько масштабнее, насколько душа больше тела и даже, по слову Спасителя, более всего мира, в смысле – ценнее. Но вот дерзнули внести это свое «Филиокве»: мол, не только от Отца Дух Святой исходит, но и от Сына.
Главное – чистота учения о Боге-Троице – нарушено было на Западе и именно в ущерб учения о Святом Духе. Я это подчёркиваю, потому что Церковь истинная не иначе созиждется, как благодатью Духа Святого. И никакие ухищрения человеческого гения действие Духа Святого заменить не могут. И именно Духом Святым открываются в Церкви тайны домостроительства, и никакими человеческими средствами эти понятия не приобретаются.
А вся история Западной церкви да и культуры тоже – это история угасания, деградации без действия животворящего Духа Святого. Вот в чём главный момент. Дух Святой Западная церковь постепенно утрачивала, и всё остальное – только следствие этого истощания.
Потом говорят ещё, что важнейшая причина разрыва Церквей – это гордыня непомерная Западной церкви, папизм, притязающий на вселенскую власть. Правильно. Именно гордыня есть первая и главная причина безблагодатности, богооставленности, потому что гордость и благодать несовместимы. Сами ведь знаете, что Бог гордым противится, а смиренным даёт благодать. А теперь посмотрим, на чём эта гордыня непомерная зиждется, на каком основании.
Известно, что церковь Западная, Римская, была основана апостолом Петром, и именно этого апостола Господь назвал основанием Церкви: Ты – Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее (Мф. 16, 18). Вот латиняне и усвоили себе мысль, что основание единой Церкви положено в Риме и Римский епископ как правопреемник апостола Петра должен управлять Вселенской Церковью. Но уже это мнение свидетельствует о слепоте, внешнем и буквальном понимании того, о чём говорил Спаситель.
Припомним, при каких обстоятельствах Господь назвал апостола Петром, а «Пётр» ведь означает «камень, скала», и природное имя апостола было, как известно, иное – Симон. Так вот, Пётр единственный из апостолов исповедал Христа Сыном Божиим, и Господь, говоря об истинности этого утверждения, о правоте и истине веры апостола, назвал его Петром, то есть Камнем, подразумевая, конечно, камень подлинной, истинной веры. И именно на этом камне Господь обещал создать Церковь. Как видите, уже в толковании этого события можно заметить разночтения, разноречивость тенденций: буквального, внешнего толкования Западной церковью и сокровенного, духовного – Церковью Восточной.
Но чтобы подтвердить, что не о человеке Петре как таковом и уж тем более не о его последователях говорил Господь, обещая создать Церковь, приведём другой эпизод – изумительный и, как мне кажется, глубоко провиденциальный, имеющий прямое отношение к развитию вообще западной цивилизации. Этот эпизод относится ко времени уже после того, как Господь назвал Симона Петром, а именно, когда Он открыл ученикам, что Ему, Господу, надлежит пострадать, быть распятым за весь мир и умереть на Кресте, чтобы потом в третий день воскреснуть. Так не кто иной, как Пётр, стал отговаривать Учителя от страданий, говоря, мол, Учитель, зачем?.. да не будет этого с Тобой!.. ведь всё только начало как-то мало-мальски устраиваться… ты учишь, мы учимся… народ за нами ходит… слава, почёт, уважение… и вдруг – какие-то страдания, смерть, катастрофа… зачем, зачем это всё, Учитель?..
Так примерно говорил Пётр, и Господь, по слову Евангелия, обернулся к нему и сказал: «Отойди от Меня, сатана»! Вы слышите, что Господь сказал тому, кого недавно называл основанием Церкви?! Отойди от Меня, сатана, – сказал, – потому что думаешь не о том, что Божие, но что человеческое (Мф. 16, 23). Именно в этот момент в апостоле проявилось то, чем будет жить Западная церковь, обозначился тот путь, по которому она в великом своём соблазне пошла. И дальше Господь говорит как будто прямо о Западной церкви, о цивилизации западной, о главном в ней: Кто хочет душу свою сберечь, – говорит Господь, – тот потеряет ее (Мф. 16, 25). То есть тот, кто захочет прилепиться к земле, к земной жизни с её удобствами, наслаждениями, достатком, комфортом, властью, богатством – тот душу свою погубит. Конечно, это о всяком вообще человеке сказано, но и ведь именно с Петром эти слова оказались не случайно связаны, как будто обозначил Господь тот соблазн, который от Петра переймёт Западная церковь. Вот только Пётр в себе этот соблазн преодолел – через покаяние глубочайшее после падения, через подвиг подлинной веры, а затем и через смерть мученическую…
А церковь Западная по этому пути за своим первоверховным учителем идти не захотела. И именно с самого начала пожелала по-своему веровать, по-человечески понять всё и по полочкам разложить. В этом уже и было заложено основание будущей катастрофы.
Беда в том, что латиняне не приняли Бога, Каков Он есть, а (страшно сказать!) создали собственную идею о Боге и этой идее стали поклоняться и служить. Вместо того, чтобы потрудиться приблизиться к осознанию в себе образа и подобия Божиего, они «сотворили бога» по образу и подобию своему, по образу и подобию падшего человека. Вот где человеческое становится препятствием спасению. Гуманизм светский – это уже было только осмысленное развитие данной идеи.
Вот и «сберегает» Запад душу свою в этом мире, заботится о ней конституционно, законодательно выпестывает свою свободу. Свободу от страданий за истину, от скорбей ради правды. От Царствия Божиего… Это не случайное совпадение. Мне кажется, что это именно пророчество Господа о судьбах мира, о судьбах Западной церкви и Восточной, об истине, хранимой последней. А в чём эта истина? Да в том, что кто душу свою погубит ради Евангелия, тот её спасёт в подлинном, то есть в высшем, смысле. И вот опять же как верно это в отношении каждого человека, так верно и в отношении Церкви нашей Восточной, многострадальной, присно распинаемой ради Христа.
Потому ведь Церковь наша и называется воинствующей, что в душах всех вообще и каждого человека святость должна отстаиваться, утверждаться через отречение и попрание безконечных тёмных и лукавых прилогов, через борьбу жесточайшую с грехом.
Вот если нам допустить, что лишила себя Западная церковь благодати Духа Святаго искажением чистоты учения, то что же остаётся? А остаётся организация человеческая, в основании которой лежит… вера? Вера, пожалуй, но вера без любви, потому что истинная любовь – это дар Божий, плод Духа Святого. Вера без любви непременно становится жестокой и исполненной гордыни непомерной: умной, энергичной, корыстной, созидающей. Но созидающей не на камне, а на песке человеческих страстей! О, как всё тут хитро замешано, как лукаво… Не на любви уже церковь эта держится и зиждется, а на страхе, власти, корысти и гордости. А любовь подменяется сентиментальностью, экзальтацией, как мёд иногда подменяют дешёвой патокой. Такой вот набор получается.
Да и плоды соответствуют. Ну как это стало возможно, что Четвёртый крестовый поход, призванный освободить Святую Землю от агарян, «ошибся адресом» да и духом, потому что взял и распял на кресте «сестру свою» – Церковь Восточную. Подло, предательски, страшно. Вы только подумайте, до какого падения духовного нужно было дойти, чтобы разгромить Константинополь! Это же прямо помрачение.
Разметали Византию братья-христиане, растащили, разграбили. Вот вам первый плод безблагодатности – безумие. Потому что именно безумие, не осознающее себя, да ещё и кичащееся, есть первое и главное проявление богооставленности, бездуховности.
(Окончание следует)
Священник Димитрий Шишкин