Архив:
25 лет Дню славянской письменности и культуры
Великий день Кирилловой кончины –
Каким приветствием сердечным и простым
Тысячелетней годовщины
Святую память мы почтим?
Фёдор Тютчев, 1869
Особое словцо о славянах Фёдора Достоевского: «Разумеется, в минуту какой-нибудь серьёзной беды они все непременно обратятся к России за помощью. Как ни будут они ненавистничать, сплетничать и клеветать на нас Европе, заигрывая с нею и уверяя её в любви, но чувствовать-то они всегда будут инстинктивно (конечно, в минуту беды, а не раньше), что Европа естественный враг их единству, была им и всегда останется, а что если они существуют на свете, то, конечно, потому, что стоит огромный магнит – Россия, которая, неодолимо притягивая их всех к себе, тем сдерживает их целость и единство. Будут даже и такие минуты, когда они будут в состоянии почти уже сознательно согласиться, что не будь России, великого восточного центра и великой влекущей силы, то единство их мигом бы развалилось, рассеялось в клочки и даже так, что самая национальность их исчезла бы в европейском океане, как исчезают несколько отдельных капель воды в море. России надолго достанется тоска и забота мирить их, вразумлять их и даже, может быть, обнажать за них меч при случае».
Во второй половине IX столетия Великоморавское государство было одним из крупнейших славянских государственных образований. С 846 года правил Великой Моравией князь Ростислав, пользовавшийся растущей славой и мужественно охранявший свободу своего народа. Тяготясь своей зависимостью от германцев и осознавая, что собственными силами славяне не могут избавиться от влияния опасных соседей, он решился вместе с племянником своим Святополком искать помощи у тех, кто и нуждам их, как духовным, так и гражданским, вернее мог помочь и в то же время не был бы опасен.
В тот период в Моравии уже действовали христианские проповедники из Греции, Валахии и Германии, и от кого-то из них принял Святое крещение князь Ростислав. При этом князь прекрасно понимал, что проповедь христианства не может быть успешной, если миссионеры будут учить народ на чужом, непонятном языке.
Вначале князь Ростислав обратился со своими нуждами к находившемуся тогда на Римском престоле папе Николаю I, но тот, будучи союзником немецкого короля Людовика, не откликнулся на просьбу князя. Тогда Ростислав в 862 году отправляет посольство к византийскому императору Михаилу III. В своём письме князь писал: «Наш народ отвергся язычества и принял закон христианский; но мы не имеем такого учителя, который бы на родном нашем языке открыл нам истинную веру христианскую, чтобы и другие страны последовали нашему примеру. Поэтому просим тебя, державный Государь, пришли нам такого епископа и учителя. От вас всегда во все страны исходит добрый закон».
Император Михаил не замедлил с ответом: в великоморавскую миссию были отправлены лучшие из лучших – солунские братья Кирилл и Мефодий. Это были необычайно образованные для своего времени люди, аскеты, молитвенники, мужи с богатым опытом миссионерской работы.
Кирилл и Мефодий пришли в Великоморавскую державу через Болгарию в 863 году и передали князю Ростиславу грамоту от святителя Фотия. В ней патриарх писал, обращаясь к князю: «Бог, Который повелевает каждому народу прийти к познанию правды и достигнуть почести высшего звания, воззрел на твою веру и усилия. Устроив это ныне в наших летах, Он явил и письмена на вашем языке, которых ранее не было, но теперь с недавних пор существуют, дабы и вы были причтены к народам великим, которые Бога хвалят на своём родном языке».
История праздника восходит к церковной традиции, существовавшей в Болгарии в X–XI веках. Самые ранние данные по празднованию 11 мая (по ст. стилю) датируются XII веком. Общий праздник святых Кирилла и Мефодия отмечался болгарской церковью и в следующие века, а в эпоху болгарского Возрождения превратился в праздник созданной ими азбуки.
Государственный праздник болгарской письменности, прошедший 22 мая 1803 года в Шумене, упоминается в армянской летописи 1813 года. В 1892 году учитель музыки из Русе Стоян Михайловский написал общешкольный «Гимн святых Кирилла и Мефодия». Болгары знают его по первой строке «Върви, народе възродени!» («Вперед, народ возрождённый!»).
В 1863 году российский Святейший Синод определил, в связи с празднованием тысячелетия Моравской миссии святых Кирилла и Мефодия, установить ежегодное празднование в честь преподобных Мефодия и Кирилла 11 мая, что нашло отражение в стихах Тютчева.
В 1986 году в СССР, когда отмечалось 1100-летие преставления Мефодия, день 24 мая был объявлен «Праздником славянской культуры и письменности», а в Мурманске прошёл первый праздник под названием «Праздник письменности». Огромный вклад в его проведение и становление внёс уроженец поморской деревни Сёмжа, известный писатель и начальник радиостанции легендарного атомохода «Ленин» Виталий Маслов. Он ушёл из жизни, но за свои заслуги Виталию Маслову присвоены звания почётного гражданина города Мурманска, почётного полярника, ветерана атомного ледокольного флота и почётного радиста СССР. По инициативе Виталия Семёновича появился памятник Кириллу и Мефодию в Мурманске на площади Первоучителей, Дом памяти, посвящённый солдатам XX века – в Сёмже, родной деревне Маслова. Кроме того, Виталий Маслов был организатором Славянского хода – акции в поддержку Сербии.
В 1991 году, 25 лет назад, было принято постановление Верховного Совета об официальном праздновании этого дня, а в 1992 году на Славянской площади в Москве был установлен памятник равноапостольным братьям работы Вячеслава Клыкова. К сожалению, праздник из торжества просвещения и Слова в годы «реформ» стал превращаться в заурядное бюджетное шоу с номерами а-ля рус. Но мы помним, что у истоков его стояли писатели! Семён Шуртаков – писатель-фронтовик, активный участник первого праздника славянской письменности и культуры, издал в последние годы жизни книги очерков «В начале было слово» – летопись праздников славянской письменности – и «Славянский ход», посвящённый Международному православному славянскому ходу Мурманск – Черногория. Валентин Распутин так вспоминал о подвижничестве Шуртакова – лауреата Государственной премии накануне его 90-летия.
Ему позвонил в конце лета 1987 года Виталий Маслов из Мурманска, секретарь тамошней писательской организации, начинавший в 1986 году праздники Кирилла и Мефодия в нашей стране, те самые праздники, которые разогрели в русском человеке славянскую душу, и говорит:
– Семён Иванович, мы осенью Славянский ход проводим по пяти православным славянским странам... Дмитрий Балашов дал согласие. И было бы совсем хорошо, если бы ещё и ты пошёл с нами...
– Ход? А как идёте?
– Автобусом.
Но если бы сказано было, что пешком, он бы и пешком согласился. Да и что такое автобусом? Это месяц, ровно месяц не сходить с автобуса, порою спать в нём и есть, испытывать всяческие неудобства, а ещё и терпеть холодное безразличие «братушек» в Киеве, наблюдать, как политики 120 лет назад освобождённой от Туретчины Болгарии пытаются провести народ на американской мякине и предать забвению подвиг; но и в нём же, в автобусе, испытывать радость от встречи с белорусами и ещё большую радость от встреч с сербами, единственно не уронившими честь славянского имени в наше подлейшее из времён старой и новой эры. В автобусе – это не помыться, не побриться, сходить на землю на ватных ногах, пропахнуть бензином, питаться бутербродами, но и знать необыкновенный подъём, сладчайшее из душевных волнений, слушая песню сербов о своих четниках. И, отработав в полную мочь и даже сверх мочи, вернуться очевидцем истины, что славянское дело не пропало.
Сегодня история праздника продолжается. Единственный церковно-государственный праздник России должен шириться, обретать новое высокое звучание, объединять расколотый славянский мир.
Александр Александрович ВЯЗЕМСКИЙ