Священник Димитрий Шишкин - Наши бабушки, мамы, жены, сестры и дочери

Архив: 


15 мая – день святых жен-мироносиц
 

Не так давно по старой нашей и вроде уже как бы доброй традиции «широкая общественность» отмечала Международный женский день 8 Марта. Но есть у нас действительно замечательный и глубокий, наш православный Женский день. И называется он Днём святых жен-мироносиц. Это праздник, может быть, один из немногих, который даёт повод нам всем серьёзно задуматься о действительной высоте и глубине женского призвания.


Жены-мироносицы

День святых жен-мироносиц всегда празднуется Православной Церковью в третье воскресенье после Пасхи. В этот день мы вспоминаем всех тех верующих и добрых женщин, которые после погребения Господа «зело рано» утром отправились ко гробу, чтобы по благочестивой традиции помазать тело Почившего благовонными ароматами – миром. Вот почему и именуем мы святых жен мироносицами. Но случилось великое чудо: Господь воскрес – и первыми, кто узнал об этом (после Пресвятой Богородицы), стали именно жены-мироносицы, пришедшие ко гробу с ароматами.

Вот краткая история этого праздника, но есть и предыстория. Эти благочестивые и добрые жёны прославляются Церковью за своё самоотверженное и доброе служение Господу не только после Его смерти и по Воскресении, но и при Его многотрудной земной жизни. Служение это было, может быть, малоприметным, в отличие от служения апостолов, которые всегда были «на виду», рядом с Господом, и проповедовали, и убеждали, и спорили, и чудеса совершали… Женщины всегда как бы оставались в тени, но именно они во многом облегчали тяготы повседневной будничной жизни Спасителя, Которому, по Его же слову, порой не было, «где главу приклонить». То есть мы в лице святых жен-мироносиц прославляем лучшие женские качества – самоотверженную любовь, глубокую веру, скромность, терпение и постоянство в доброделании.

В житейско-историческом контексте всякая женщина – бабушка, мать, жена, сестра, дочь – призвана к этому особенному служению – быть мироносицей, где под миром мы понимаем богатство веры и самоотверженной любви с безграничным терпением – тот благовонный состав, который делает нашу больную, исковерканную страстями жизнь хоть немного светлее и лучше.

Духовная жизнь многих началась благодаря бабушкам

Часто мне приходится общаться с людьми, духовная жизнь которых началась благодаря бабушкам. Родным. Тем самым, что в детстве водили в церковь, учили заповедям… Потом затягивала людей на годы «взрослая», безбожная по сути жизнь, но огонёк веры теплился всё же в душе, несмотря на ледяные ветра суеты и житейских забот. И если бы эти бабушки увидели своих внучков через 30-40 лет после своего успения, сами, наверное, изумились бы. Водя своих внучков – вопреки «общественному мнению», а порой и вопреки воле строптивых родственников – в храм, научая молитвам и рассказывая о вере, бабушки те надеялись уже не на себя, а на силу Божию, которая «в немощи совершается». Бабушки просто делали то, в необходимость чего они верили в простоте боголюбивого сердца, как в добро, которое ведь всё равно победит.

Это уже в крови у нас, с самого начала, от первой нашей «всебабушки» – святой равноапостольной княгини Ольги, которая воспитала внука достойного, основателя нашей православной государственности – великого благоверного князя Владимира.

Мама – это слово святое

Дальше «по рангу» возрастному следуют у нас мамочки дорогие. Но святым это слово становится только тогда, когда наполняется смыслом святым, и главное в нём – любовь, самоотверженность, целомудрие, кротость… Какие простые слова, но как мало становится тех, кто не только готовы, но и хотят воплощать эти простые слова в жизнь. И это нежелание само по себе ужасно. Как грустно видеть, что этот огонь, спасительный и добрый, сознательно угашается в обществе, так что самое естественное в матери – её материнские чувства, одухотворённые верой и молитвой, – становится чуждым женщине. Понимаешь с ужасом, что если это вытравлено из души, то никакими объяснениями не восполнишь. Только плакать и просить слёзно, чтобы снова вдохнул Господь этот священный огонь материнства, который озаряет и освящает женщину, делая её действительно той, кем она призвана быть, возводя на высоту её человеческого и христианского достоинства. Дай Бог нам помнить об этом и не пытаться правду подменить какими-то суррогатами «постхристианской» цивилизации. Думается, именно это имел в виду святой апостол, когда говорил, что женщина «чадородием спасётся». Не только и даже не столько самим фактом рождения, а заботой о правильном и добром, христианском воспитании своих детей.

На каждом шагу встречается картина: идёт молодая и симпатичная мамочка с коляской, а у мамочки татуха шикарная на плече, или на лодыжке, или на шее даже, и три серьги в брови и в носу ещё парочка, и волосы какие-нибудь фиолетовые с зелёными прядями, и сигарета в зубах… И с грустью думаешь: о чём же эта мамочка будет рассказывать сыночку, доченьке своей, а затем – внукам? Мол, вот внучок, так вот мы жили, татухи набивали, потому что это круто считалось… в клубешниках тусили… бабло рубили… по пивасику выступали… ну а что она ещё расскажет?  Но только татухи эти ведь не просто какая-то случайность, недоразумение – это именно часть субкультуры, если угодно, часть жизни, наполнение сокровищницы сердца. А ведь человек именно из сердца износит и доброе, и худое… Ясно только одно: если уж какое-нибудь чудо преображения не случится с этими мамочками (а Богу всё возможно), то нечего им будет передать своим детям и внукам, и те, когда подрастут, что будут вспоминать?

…Господи, не дай в народе нашем умалиться славному племени бабушек и мам-мироносиц, которые каким-то чудом всё же являются в народе нашем и оставляют добрый след в душах своих внучков и внучек. Чтобы те потом, пусть много лет спустя, осознали, какое сокровище даровал им Господь в лице своих бабушек и матерей. И сокровище это чтобы они умножили и передали своим детям и внукам. Кажется, это и называется «национальный духовный код», и заменить это попросту нечем – да и незачем.

Наши жены

Апостол Пётр говорит: Жены, повинуйтесь своим мужьям, чтобы те из них, которые не покоряются слову, житием жен своих без слова приобретаемы были, когда увидят ваше чистое, богобоязненное житие
(1 Петр. 3, 1–2).

Потрясающие слова! Поэтической глубины и красоты необыкновенной. Красоты не искусственной. Но идущей от причастности истине. Потому что именно чистота, любовь, терпение, постоянство, верность – это то, что способно без лишних слов и уговоров повлиять на мужчину благотворно.

И напротив: всё худшее в женщинах – грубость, озлобленность, вульгарность – как раз и рождается от непонимания своей действительной природы и силы, дарованной Богом. Говорят, что женщина нуждается, прежде всего, в любви, тогда она расцветает. Пожалуй. Но это к любому человеку относится – всякий человек расцветает от любви, обнаруживает свои лучшие качества. Но требовать или даже просто ждать любви от других – это, конечно, не христианский путь. Это путь эгоизма, скорее призванный оправдать собственную несостоятельность, нежели явить полноту дарованного Богом добра. Искажения женской природы связаны с эгоизмом. Желание себя выразить, себя «раскрыть» и «реализовать» – вроде бы благое, а в результате – распускаются и цветут пышно цветы зла, красивые на вид, яркие, но хищные и ядовитые, потому что в основании их лежат эгоизм и гордость. И никому эта самореализация не приносит ни радости подлинной, ни вдохновения, ни надежды… Потому что в основании этого «цветения» лежит не плодотворная идея жертвенной христианской любви, а мёртвая идея самолюбия и плотоугодия.

Мы все отчасти, в большей или меньшей степени, страдаем от этого, но надо понимать, что единственный путь жизни – это путь служения Богу и людям. А всё остальное – суета сует и томление духа, как говаривал мудрейший Екклесиаст.

Христианское название «сестрица»

После матерей у нас сестрички следуют. Это все те, кто по возрасту с нами примерно в одной «весовой категории». Вот так принято именовать их сестрами во Христе. Не случайно во время войны, да и сейчас в больницах и госпиталях санитарок, служащих раненым и больным, называют ласково сестричками. Какая-то особенная интонация звучит в самом названии этом христианском – сестрица. Тоже ведь жена-мироносица, если ласку сердечную хранит с верой, если с безконечным терпением стремится поддержать, утешить, помочь всякому нуждающемуся.  Как много на самом деле таких сестричек-мироносиц, как светлее от их присутствия жизнь, как хочется, чтобы их было больше и чтобы Господь укрепил их в их добром служении и даровал всё потребное для полной и радостной жизни. Потому что ведь и у них многих есть семьи, мужья, дети, пожилые родители на попечении… И вот как-то верится, что за самоотверженность сестричек наших Господь Сам позаботится о многих их домашних нуждах. То есть не совсем, конечно, потому что это тоже неправильно, когда человек, помогая другим, совершенно оставляет попечение о «своих». Вот и апостол Павел говорит: Кто о своих и особенно о домашних не печется, тот отрекся от веры и хуже неверного (1 Тим. 5, 8). Так что Господь, несомненно, сестричкам нашим, служащим ближним, и в домашних делах поможет, только бы они всё-таки о своих не забывали.

Дочери

Так хочется, чтобы доченьки наши хранили ту чистоту и добрую непосредственность, которую даровал им Господь. И преумножали её верой своей, послушанием, трудолюбием с постоянством. Потому что именно это и есть то, что делает даже младших из наших дорогих жен – мироносицами. И как тут не вспомнить слова апостола Петра: Да будет украшением вашим не внешнее плетение волос, не золотые уборы или нарядность в одежде, но сокровенный сердца человек, в нетленной красоте кроткого и молчаливого духа (1 Петр. 3, 3–4).

Словом, женщины дорогие, доченьки наши, сестры, жены, мамы и бабушки! Какое счастье, что вы у нас есть! Дай Бог вам хранить, нести и распространять терпеливо многоценное миро веры, самоотверженной любви и терпения. И может быть, открыв и показав безпокойному миру красоту и высоту женского призвания и служения, вы сподвигнете многих людей, пусть даже далёких пока от Церкви, на прославление Господа. Потому что люди эти, возможно, увидят, что Бог о каждом из нас и обо всех вместе замыслил нечто самое возвышенное и прекрасное, радостное и святое! И всё дело только в том, чтобы прислушаться чутко к этому замыслу Божию, поверить в него, довериться и шаг за шагом в терпении и постоянстве начать воплощать его в жизнь.

Священник Димитрий Шишкин