Дмитрий Ермаков - Усадьба Спасское-Куркино – светлые аллеи

Архив: 
Я хожу по дорожкам парка, по его ещё различимым аллеям. Задолго до меня здесь гуляли, вздыхали, смеялись и плакали, жили люди. Кроны могучих лип смыкаются надо мной. Лучи солнца, просеиваясь сквозь листву, золотят зелень травы.


Крупные голубые колокольчики, когда-то посаженые руками ещё крепостного садовника (кажется, тронь их – тоненько зазвенят), теперь растут не на клумбах, а вдоль тропинок, у какого-то нелепого дощатого забора… Выхожу к пруду, дно которого, говорят, выложено булыжником и засыпано песком. Когда-то в этом пруду плавали лебеди, а сейчас зелёная ряска, похожая на лягушачью икру, затянула его. Этот пруд перетекает в следующий, а тот – в запруду, сделанную на речке Дери-нога. За речкой на холме, за какими-то сараями и дачными домиками-скворечниками, ещё видны остатки елового леса, называемого «оленик». Владельцы усадьбы запускали туда оленей…

Возвращаюсь к большому барскому дому, к печальному пепелищу на месте одного из двух флигелей. Я думаю о той давней и славной жизни, свидетельства которой взывают к нашей памяти и совести.

Вологда – в ожерелье дворянских усадеб. Но это ожерелье рассыпано, а жемчужины, составлявшие его, в большинстве утеряны. Некоторые усадьбы давно уже слились с городом и почти растворились в нём – Осаново, Ковырино. От других остались внезапные аллеи лип или дубов посреди поля, а то и в лесу, затянутые тиной пруды, кое-где – кирпичная россыпь фундаментов.

Усадьба Спасское-Куркино расположена в тридцати километрах от Вологды, по дороге в сторону Кирилло-Белозерского монастыря. Слава Богу, главный усадебный дом в Куркино ещё жив. Жив и один из флигелей. Два их было – как два крыла, второй сгорел совсем недавно. Жив и парк, деревья в котором были высажены в форме двуглавого орла. Сохранился и каскад прудов, и здание бывшего «музыкантского павильона». Сумеем ли сберечь?

19 августа – Преображение Господне, традиционный в Куркино праздник с давних времён. Сейчас местные энтузиасты пытаются возродить его. На праздник приезжают потомки последних владельцев усадьбы дворян Андреевых из Санкт-Петербурга и Вильнюса. Побывала на празднике Преображения и Татьяна Александровна Ватсон, представительница рода Брянчаниновых, внучка последнего владельца усадьбы Покровское.

Чудо восстановления Покровского произошло на её глазах и при её непосредственном участии. Хотя живёт Татьяна Александровна в Австралии, уже много лет каждый год приезжает на Вологодчину – землю своих предков.

Её приезд в Спасское-Куркино тоже не случаен. Конечно же, дворяне одной губернии были знакомы между собой, а Брянчаниновы и Резановы-Андреевы ещё и дружили, более того – были крёстными на крещении детей в обеих семьях.

Так вот, Татьяна Александровна Ватсон, осмотрев усадьбу Спасское-Куркино, сказала: «Какие же вы счастливые, что у вас ещё остался усадебный дом, парк и что вы строите церковь… Когда в Покровское приехали архитекторы, я их спросила, сколько усадеб в России осталось, где есть усадебный дом, парк и церковь, и они сказали, что десять. Значит, ваша усадьба, когда вы восстановите церковь, будет одиннадцатая. Во всей России! Конечно, ещё много нужно восстанавливать, но ваша усадьба такая красивая! Я знаю, что со временем она снова будет цветущей».

Внук последнего владельца усадьбы Анатолий Владимирович Андреев, инженер из Санкт-Петербурга, считает: «Важно сохранить главное здание. Не будет его – не будет усадьбы, никакие субботники в парке уже не помогут». Чёрная дыра и остовы печек на месте флигеля, замыкавшего композицию усадебного двора, – серьёзный повод для безпокойства.

Долгие годы в главном здании усадьбы располагалась контора сельхозпредприятия, благодаря этому здание и сохранилось. Сельхозпредприятие приказало долго жить, созданное на его останках хозяйство содержать усадьбу не может. Огромный усадебный дом пустует.

Сейчас дом передан в пользование одному из энтузиастов возрождения усадьбы Николаю Алфеевичу Сайкину. Но много ли может Сайкин, хозяин небольшого валеночного производства и бизнеса? Содержать такое здание – дело дорогое. Пока содержит, просит помощи добрых людей. Добрые люди есть, в большинстве своём небогатые.

К счастью, неравнодушных людей, таких как братья Сайкины, как учителя местной школы Ирина Николаевна Соколова, Любовь Анатольевна Шавилова (они ведут большую краеведческую работу со школьниками), много. Поэтому и есть надежда, что уникальную усадьбу Спасское-Куркино удастся спасти.

Но без поддержки власти надежда на спасение может так и остаться лишь надеждой. Усадьба – это ведь не только архитектура, но и память о людях, строивших её, живших здесь… Резановы и Андреевы, строители и владельцы усадьбы – представители славных дворянских родов, немало сделавших для России. Вспомним о них.

Известно, что происходит древний род Рязановых из Польши, но уже во времена Ивана Грозного Резановы верой и правдой служат России. Из этого рода вышли стольники, стряпчие, воеводы… Позднее были Резановы офицерами, предводителями уездного и губернского дворянства.

Один из Резановых – Алексей Фёдорович Резанов (1819–1848) – оставил по себе уникальный литературный труд «Арабески моей жизни».

Я приведу лишь небольшой отрывок в качестве подтверждения незаурядного литературного таланта автора и яркую картинку жизни усадьбы в первой половине XIX века.

«День же Троицына дня, или лучше сказать последние два дня заговенья перед Петровым постом праздновались в нашем селе под качелями. С самого утра из всех окрестностей села кругом вёрст на 20 сходились поселяне и поселянки разряженные, что называется, в пух. Мы всегда любовались с китайской беседки нашего сада на пестреющие с разных сторон группы крестьян с их семействами. Все тропинки полей кипели народом, стекающимся со всех сторон, и походили на ленты всевозможных цветов, колеблемые ветерком...Толпы народа с шумом валили в наш двор из всех его ворот, и он захлёбывался разноцветными волнами гуляющих.

Качели с скрипом поднимали людей, и родная песня русская, вторя свисту и скрипу качелей, раздавалась в воздухе, то исчезая, то снова являя свои звучные перекаты, сопровождаемая игрой на кларнете и хлопками в ладоши, символами, означающими излияние чувств наслаждения и радости русского мужичка, который, подгулявши в меру, в синем кафтане, в красной рубахе с пуховой шляпой набекрень, ходя под качелями, пощёлкивает орешки, вытаскивая их из своих полосатых штанов и махая белым своим платком, приплясывал под лад песенников и музыкантов…»

В конце XIX века мужская линия Резановых прерывается. Последним владельцем усадьбы являлся Николай Николаевич Андреев. Между прочим, был он членом Первой Государственной Думы по выборам от Вологодской губернии, избирался губернским предводителем дворянства.

В ветвистом древе рода Андреевых есть имена, дорогие всякому русскому человеку, – М.И. Кутузов, И.С. Тургенев. И множество менее известных людей, служивших отечеству, строивших усадьбы, честно исполнявших свой долг перед родиной, разделивших вместе с Россией все горести и тяготы.

Искусствовед и литератор Иван Евдокимов в 20-е годы прошлого века предпринял попытку описания вологодских усадеб, труд остался незавершённым, но статья о Куркине была написана.

«Спасское-Куркино – одна из наиболее примечательных художественно вологодских усадеб, она полна редкого очарования прошлого. Революционные события последних лет порою нещадно коверкали и ломали вековой ансамбль её убранства, но многое ещё осталось целым… Перед нами… типичная помещичья обстановка, типичное архитектурное строительство усадебной России. Беседки, павильоны, пруды, населённые разнообразными породами рыб, огромный господский дом в колоннаде, ворота с остатками лежащих на них львов, огромные службы, церковь, парковые перспективы, аллеи, кружала – вот современный облик Куркина. Особенно важно отметить в этом облике, заслуживающем самого пристального внимания, удивительную для России сохранность и цельность первоначального устройства…

Ценность Куркина увеличивается ещё оттого, что перед глазами воочию встаёт мелкопоместная усадьба всех этих Лариных, Ленских, Онегиных, Петушковых, живая отдалённая Россия пушкинского времени…

Ещё и сегодня полностью сохранился главный дом, внутренняя планировка его осталась прежней: лестницы, анфилады комнат, большой зал. Конечно, утеряна внутренняя отделка тех помещений, но, например, литая решётка на балконе и сегодня на том же месте. До неузнаваемости переделано, но стоит на своём месте здание «музыкантского павильона», цел левый флигель, но состояние его удручающее. Парк жив, по возможности за ним ухаживают местные жители. На своём месте и пруды – их только почисти, и хоть карпов да лебедей запускай.

В усадьбе Спасское-Куркино ещё есть что сохранять, есть что восстанавливать. Дом, старый парк – будто бы затаились и ждут.

…Я подхожу к морщинистому неохватному стволу, трогаю его ладонью и вдруг будто бы слышу всплески далёкой музыки, детский смех, чьи-то шаги, шёпот, легкое дыхание…

Дмитрий Анатольевич ЕРМАКОВ
г. Вологда