И.А. и В.Н. Романовы - Русские кружева Дальнего Востока

Архив: 

Дальневосточное сообщество сильно погрязло в американщине и космополитском мировосприятии. Но всё это пена, солёная морская пена на берегу у края прибоя. Не в этих продавцах на джипах и бутафорных топ-менеджерах суть нашей Дальней России.

Русская душа Дальнего Востока в тех, кто живёт по-русски, кто бережёт в сердце русскую культуру, кто помнит и чтит свою Родину – Святую Русь, которая освятила эти благодатные места ещё в прошлых веках.

Русские люди – они скромные, в глаза не лезут, не на продажу живут. Они такие, как Антонина Алексеевна Фролова – русская кружевница, внучка полковника Царской армии, прожившая часть жизни на Сахалине и перебравшаяся во Владивосток.

О своей жизни Антонина Алексеевна рассказывает без всякого пафоса, неброско. Чего стоит одна только история о тётушке Антонины Алексеевны – первой хабаровской красавице, впечатлявшей своей внешностью дореволюционный Хабаровск. Эта красавица, которую тоже звали Антониной, вышла замуж за владельца фармацевтической фабрики в Хабаровске. Когда пришли большевики, фабрику пришлось оставить, а семья вынуждена была скрыться. Надёжное место оказалось в глухой тайге на севере Хабаровского края. Там в зимовье поселилась семья. Привезённые с собой припасы быстро закончились. Голодали, пытаясь что-то добывать в тайге. О зимовье знал только друг главы семейства. Он ещё в Хабаровске обещал подвезти продукты. Не подвёз, не смог. Когда уходили в тайгу, Антонина была на сносях. Родила в зимовье. Обессилела. Началась цинга. От цинги она и скончалась. Глава семейства, этот бывший владелец фармацевтической фабрики, остался один в глухой тайге с пятилетним сыном и новорождённым ребёнком. Он сумел выходить малыша, подрастил его до полугода. Когда появилась возможность выбраться к людям, мужчина оставил ребёнка на их попечение. Что стало с ним – неизвестно. Так революция ломала, рвала судьбы русского народа. А народ сохранился. Сохранился лишь благодаря тому, что сберёг свою веру, свои традиции и корни.

Антонина Алексеевна рассказывала о своей бабушке, которая всю жизнь хранила большой литой крест. Тщательно прятала этот крест. И лишь маленькая внучка нечаянно обнаружила его, когда прибирала бабушкину постель. Тогда маленькая Антонина и узнала чудесную тайну о том, что их семья живёт с Богом. И эта тайна стала общей для внучки и бабушки, которая всю жизнь молилась. Сама Антонина Алексеевна родилась в 1932 году на Сахалине. Там росла и ходила в школу.

– Так вы всю жизнь у моря? – спрашиваем мы, оказавшись в гостях у Антонины Алексеевны.

– Да, только море я не люблю. Опасно у моря жить. С детства насмотрелась. Как пройдёт на Сахалине шторм, так потом кого-нибудь хоронят, – Антонина Алексеевна вспоминает своё детство в рыбачьем посёлке.

Мама Антонины Алексеевны – Ольга Яковлевна Худанова – в юности в середине сентября 1927 года отправилась с Сахалина на материк в Николаевск-на-Амуре. Перемещались на материк обычно на старых судёнышках. В этот раз оказалась небольшая китайская джонка. Одевшись парадно – в лёгкое пальто и новые туфельки, с баночкой голубичного варенья, – отправилась пятнадцатилетняя Ольга Яковлевна поступать в николаевское училище. Попали в шторм. Едва спаслись после недельного метания неуправляемого судна по морю. Ольга, мучимая жаждой, голодом, холодом и морской болезнью, питалась вареньем, которое разводила с морской водой. Сойдя на долгожданный берег материка, спасшиеся пассажиры две недели шли по уже подмёрзшей тайге до ближайшего нанайского стойбища.
Как говорила мама, её спасла молитва к Богу. Подросшие дети знали это. Вера и молитва к Богу спасла весь их род в страшной буре, обрушившейся на Россию в 1917 году…

С Антониной Алексеевной сейчас мы часто встречаемся в Покровском соборе Владивостока. Сразу обратили внимание на платок, украшенный роскошным вологодским кружевом.

Потом узнали, что, отправившись на пенсию и перебравшись с Сахалина во Владивосток, наша знакомая увлеклась сложнейшим искусством коклюшечного кружевоплетения.

В гостях у Антонины Алексеевны мы встретились с её чудесными творениями. Комната в квартире старого панельного дома. С кружкой чая у окна кухни можно наблюдать корабли в океанском просторе Амурского залива. В комнате на столе разложены кружева – работы, изготовленные недавно. Тут же на окне валики и коклюшки для кружевоплетения.

Это нелёгкая работа. На создание сложного кружева может потребоваться целый год. А ещё современной кружевнице нужно уметь хорошо рисовать. Ведь схемы, по которым плетут кружево, – сколки – приходится готовить самостоятельно или брать в специализированных журналах, которые сегодня почти не издаются.

Профессиональные кружевницы не рисуют сколков. Принято «разделение труда» – специальные художники рисуют сколки, технологи рассчитывают и дают рекомендации по методике их изготовления, а кружевницы воплощают замысел художника.

Антонине Алексеевне приходится делать всё самой. Всю жизнь она преподавала математику, потому считает, что настойчивость и абстрактное мышление, выработанные этой дисциплиной, помогли самостоятельно по книгам освоить кружевоплетение. К тому же помогла унаследованная от предков одарённость – склонность к рисованию и рукоделию.

Художница бережёт маленький кружевной воротничок, доставшийся ей от сестры бабушки – той самой Антонины – первой хабаровской красавицы, которая погибла молодой от цинги в далёком зимовье в 1919 году в тайге. Антонина Алексеевна, названная в честь своей родственницы, хранит этот воротничок и этим объясняет своё увлечение кружевом – оно стало тонкой нитью, связующей её с поколениями талантливых и добрых людей, стёртых жерновом революции и Гражданской войны.

Антонина Алексеевна показывает свои работы и рассказывает о них:
– Это вологодское кружево, а это многопарное цветное кружево. Здесь элементы вологодского и елецкого. А это не коклюшечное кружево – это французское фривольете. Как кружево в Россию пришло, точно не знаем. Считается, что с Петром Первым. До сих пор спорят и доказывают друг другу, кто первый его производил: Англия, Германия, Франция или Италия? Хотя в России нашли церковное захоронение XIII века, где в одеянии было кружево. Но тогда оно изготавливалось из золота и серебра. Золотое кружево продавалось на вес и делалось для нужд Церкви и Царского двора.


История кружева очень интересная. Больше всего людей, занимавшихся его плетением, было в Вологодской губернии, поэтому его сейчас и называют вологодским. Кружевные работы делали не только женщины, но и дети, и даже мужчины. Жили этим. Оно дорого стоило. Могли купить на деньги, которые они выручали кружевом, корову. Хотя оно и в современности не дешёвое.

– Как вам кажется, русский характер отразился в кружевах?

– Ещё как! У нас даже в названиях отдельных элементов в кружеве русская специфика. Элементы могут называться «куличик», «цветочек», «колёсико», «кумушка», «полотняночка»… Названия русские – далёкая мастерица, жившая давным-давно, придумала свой элемент и назвала его так ласково. И плетение отличается от того, что делается за границей. Во-первых, у них одним цветом плетут, а у нас есть разноцветное плетение. Например, киришское кружево, оно цветное: синее, красное, жёлтое и так далее. Были периоды, когда привозили мастеров из-за границы обучать наших кружевоплетению, хотя наши тоже плели, но только иначе. Потом школы стали создавать и обучать детей и взрослых.

– Как разные эпохи отражаются в кружеве?

– Современное кружево стало намного сложнее, так как сколки создают сейчас профессиональные художники. Старинное кружево, на первый взгляд, кажется по сравнению с теперешним будто неумелой, детской рукой что-то нарисовано. Старинная кружевница что-то где-то увидела и, как могла, нарисовала – розу, например. Сегодня настоящий мастер, художник рисует.

Машинное производство кружева появилось. Но дело в том, что машина плетёт так, как её запрограммировали. А человек даже по одному и тому же рисунку может сплести совершенно непохожие изделия.

Так Антонина Алексеевна, не показывая усталости в свои 83 года, рассказывает о кружеве и о своих работах. О том, как передаёт свой опыт ученицам. Узнаём об интересе к творчеству владивостокской мастерицы специалистов из Москвы, Франции, Италии. О местных сложностях, с которыми сталкиваются немногочисленные приморские кружевницы в последние годы – после Саммита АТЭС в 2012 году их уже не приглашают на местные выставки. И даже лишили помещения для работы, которое ранее располагалось в краеведческом музее имени В.К. Арсеньева во Владивостоке. Никакой поддержки от государства и местных властей. Как будто поиск иностранных инвестиций и космополитизм вытесняют здесь всякое напоминание об исконной России.

Мы ещё долго беседовали и пили чай с травами на кухне, из которой виден светло-зелёный Амурский залив и приморское нежно-голубое небо над скалистыми сопками.

Интеллигентная благовоспитанная русская женщина, добрый глубокий взгляд, история одного русского рода, пришедшего к берегам Тихого океана и принесшего сюда глубинную Россию. Чудесное кружево, старинное чёрное пианино и добрая русская беседа. Какие черты несёт в себе сегодня образ русского Дальневосточья? Кружевные, прекрасные, вековые, русские, православные. Однако сокрытые для суетного обывателя и заезжего иностранца, порой с жадностью ищущего настоящей культуры Великой России и христианской цивилизации…