Ольга Решетникова - Болгарии мостят дорогу в Балканский халифат

Каждый год накануне 3 марта – Дня освобождения, пока что национального праздника Болгарии, с завидным постоянством болгарские СМИ муссируют вопрос: так что же было в Болгарии на протяжении почти пяти столетий после завоевания страны Османской империей?

До 90-х годов XX века вопрос этот не был дискуссионным – и в науке, и в общественном сознании господствовала точка зрения, что это был период турецкого рабства, ига. Мнение это полностью совпадало с представлениями современников событий и нашло отражение в исторических документах, болгарской литературе, поэзии и народных песнях. «Под игом» – так называется роман классика болгарской литературы Ивана Вазова.

С начала 90-х годов сверху народу было предложено «по-европейски толерантно» называть эти пятьсот лет османским «присутствием» или в крайнем случае «владычеством». Тогда же в медиапространство в очередной раз была вброшена идея о тюркском происхождении болгарского народа. Рекомендовалось не рассказывать на уроках истории о зверских расправах османских правителей с болгарским населением, так как эти рассказы воспитывали у детей «нетолерантность». С этого времени и по сей день все высшие руководители болгарского государства в своих официальных выступлениях по случаю освобождения Болгарии умудрялись ни разу не упомянуть Россию. Из их витиеватых речей невозможно было понять, кто кого и от кого освободил. И смех и грех...

Сравнительно недавно появился новый термин – «сожительство», родившийся в кабинетах турецких «экспертов» и их адептов – турецкой этнической партии ДПС (Движение за права и свободы) Болгарии. Его распространению и широкому внедрению в учебные программы активно способствуют поборники «неоосманской толерантности» и «евроатлантические интеллектуалы» – «дети европейских грантов».

Иной читатель скажет: «Неужели в Болгарии сегодня нет более важных тем, чем обсуждение средневековой истории?» Актуальных проблем очень много, но именно в этом, казалось бы, чисто историческом вопросе отразилась главная опасность, перед которой стоит болгарский народ: «глобализаторы» открыто стремятся «сменить чип» болгар – славянская и православная Болгария должна исчезнуть.

Чтобы уничтожить историческую память и загасить болгарское национальное самосознание, новоявленные «эксперты» объявляют борцов за освобождение и возрождение Болгарии «террористами» и «сепаратистами», а Россию… оккупантом: дескать, уничтожила «мирное сожительство» болгар с Османской империей (!). Их не смущают даже самые вопиющие факты, свидетельствующие о катастрофических последствиях такого «сожительства» для болгарского народа. Впрочем, они и не утруждают себя доказательствами и ссылками на исторические документы, полагая, видимо, что если факты против их измышлений, то тем хуже для фактов.

Наступление ведётся, что называется, с открытым забралом. В духе «политической корректности» и «этнической толерантности» вступил в действие принятый в 2015 году новый закон об образовании, разработаны новые учебные программы и соответствующие учебники. Новые программы стоили немалых денег – более 10 млн левов (около 5 млн евро), одна только программа по литературе обошлась в 1 млн левов, а это, прямо скажем, расходы, непосильные для болгарской казны. Но есть у нынешней власти богатые покровители: охотно оплатили расходы такие организации, как «Открытое общество», «Америка для Болгарии». Как известно, кто деньги платит, тот музыку и заказывает. Термины «славянство» и «Православие» вымарали пока что только из учебных программ.

Не приходится удивляться, что многие базовые для национального самосознания произведения болгарских классиков были вовсе исключены из школьной программы, изучение других переместили в старшие классы, а третьи перекочевали из учебников литературы в учебники по… пению. Школьники не изучают болгарский эпос, болгарские народные сказки, песни, обряды и традиции. По замыслу разработчиков новой программы, болгарские дети по окончании основного образовательного курса не выучат наизусть ни одного стихотворения о Родине, о Болгарии, не будут знать, кто такой Паисий Хилендарский, Петко Славейков, Любен Каравелов… Вместо Паисия детям предлагается «Моя семья и другие животные» Д. Даррелла и «Робинзон Крузо» Д. Дефо. Русская литература представлена одним(!) стихотворением Пушкина. Недалёк тот день, когда в игре «Кто хочет стать миллионером?» победителем в Болгарии будет тот, кто отгадает, кто такие Гоголь, Толстой, Достоевский, Чехов. Их нет в новой программе…

Наряду с программой по литературе перекраиванию подверглась, разумеется, программа по истории, из которой вымараны эпохальные события, прежде всего – крещение Болгарии. Ну не нравится «глобализаторам» цивилизационный выбор Бориса I, принявшего Православие, которое стало лоном болгарской государственности, истории и культуры. Они объявляют этот выбор «архаичным», а особо любознательным цинично рекомендуют изучать церковные тонкости самостоятельно, если, конечно, очень хочется.

Рассказ о деле святых братьев Кирилла и Мефодия и их учеников затерялся в череде событий в Средневековой Европе IV–IX веков. В то же время программа предусматривает, что одиннадцатилетние дети должны знать не только главные божества в мифологии Египта и Месопотамии, но и разницу в представлениях о жизни и смерти в этих странах. Полностью отсутствует огромная часть болгарской истории XVIII–XIX веков – Возрождение и Освободительная русско-турецкая война 1877–1878 годов, зато предлагается подробное изучение устройства Османской империи. С таким вот багажом знаний треть учеников покидает школу после окончания семилетки.

Нелишне будет отметить, что новую программу усиленно продвигал теперь уже бывший министр образования Т. Танев, профессор политологии, выдвинутый протурецкой партией «Свобода и достоинство», большой почитатель нашумевшей книги турецкого премьера А. Давутоглу о стратегическом курсе Турции на «мирное» восстановление Османской империи на Балканах.

Новая учебная программа вызвала возмущение болгарской общественности, в некоторых городах прошли стихийные демонстрации, с открытыми письмами протеста выступили известные учёные, деятели культуры, учителя и профессура. В Декларации Союза болгарских писателей подчёркивается: «Болгарская литература – это территория Державы духа – вековечная опора национального достоинства и национальной независимости». Против выступают все, кто считает, что новая программа нацелена не на воспитание граждан Болгарии, патриотов своего Отечества, а умеющего читать и писать обслуживающего персонала в «Европах».

Для тех болгар, кто действительно любит свою Родину, знает и гордится своей историей, 3 марта – светлый праздник 138-й годовщины возрождения болгарской государственности. Они чтут Россию как свою освободительницу, склоняют головы перед русскими и болгарами, павшими за свободу Болгарии, хранят память о них. Они знают от своих отцов и дедов, что было османское иго, и детям и внукам своим расскажут про османское рабство, потому что болгар хотели сделать рабами, но они предпочли смерть измене православной вере и болгарскому духу и тем сохранили себя как народ.

3 марта – это светлый праздник и для России. Это день торжества русской славы, которой можно и должно гордиться.

Ольга Николаевна
Решетникова,
кандидат исторических наук