Ольга Решетникова - Духовный пастырь русских и болгар

В феврале 2016 года Архиерейский Собор Русской Православной Церкви по согласию со Священным Синодом Болгарской Православной Церкви определил причислить к лику святых архиепископа Богучарского Серафима (Соболева)


Николай Борисович Соболев – будущий архиепископ Серафим – родился в Рязани 1/14 декабря 1881 года, был десятым ребёнком в благочестивой семье мещанина Бориса Матвеевича и его супруги Марии Николаевны. Он окончил Рязанское духовное училище, затем с отличием Рязанскую духовную семинарию, со степенью кандидата богословия Санкт-Петербургскую духовную академию. Будучи студентом четвёртого курса, в 1908 году юноша принимает монашество с именем Серафим в честь прославленного в 1903 году преподобного Серафима Саровского.

После Октябрьского переворота 1917 года архимандрит Серафим стал свидетелем гонений и расправы над духовенством, разграбления и осквернения храмов. Он сам едва не погиб во время расстрела крестного хода в феврале 1918 года, стал свидетелем чудовищной расправы над насельниками воронежского Митрофаниева монастыря, заживо зарытых в землю. Мать умоляла его бежать, однако архимандрит Серафим всегда и во всём искал воли Божией и обратился к прозорливому старцу иеросхимонаху Аарону. Из его слов он понял, что Промыслом Божьим предстоит ему попасть в «хорошую сторонушку».

1/14 октября 1920 года, в праздник Покрова Божией Матери, в соборе святого Александра Невского города Симферополя архимандрит Серафим был рукоположен во епископа Лубенского, викария Полтавской епархии. Он хорошо понимал, что в условиях гонений на Православную Церковь епископское служение является мученическим, но это не пугало его. В конце октября 1920 года, когда большевики ворвались в Крым, владыка Серафим попросил у архиепископа Таврического Димитрия благословения остаться в России. Архиепископ колебался и решил прибегнуть к жребию. После молитвы перед чудотворной Курской Коренной иконой Божией Матери он вытащил листок с надписью: «Уезжать». 1/14 ноября 1920 года на пароходе «Херсон» владыка Серафим вместе со своим братом отплыл из Севастополя в Константинополь. «Владыка, благословите Россию!» – вдруг обратился к нему кто-то. Он навсегда запомнил, как поднял руки и медленно, торжественно благословил отдалявшуюся родную землю.

6/19 мая 1921 года владыка Серафим вместе с братом прибыл в Болгарию. Сбылось пророчество старца – он попал в «хорошую сторонушку»: ему выпало жить в православной стране, которой правил царь Борис, крестник последнего российского императора, среди добросердечного славянского народа, который хранил признательность и любовь к России, к своим русским братьям-освободителям (материал о современной обстановке в Болгарии читайте на стр. 12-13. – Прим. ред.). Именно в Болгарии архиепископ Серафим снискал славу прозорливого «светоносного пастыря», «светильника Божией благодати», чудотворца и выдающегося богослова.

Будучи настоятелем русского посольского храма Святителя Николая, он сумел сделать его центром жизни российских изгнанников – в 1921 году число русских беженцев в Болгарии достигло 36 тысяч человек. Проповеди владыки Серафима затрагивали самые насущные проблемы жизни прихожан, отличались особой глубиной и проникновенностью. Владыка подчёркивал, что самое дивное Божие чудо – это благодатное обновление души, невидимая брань с грехом. «Не соизволять бесам!» – это было одно из самых частых его наставлений. Архиепископ Серафим учил кротости, смирению, искренней любви к ближним, непрестанной памяти о Боге. «В своём брате мы должны видеть ангела, а на его грех смотреть как на болезнь», – часто повторял он.

Целомудрие и чистота сердца делали его молитву чудодейственной. Он обладал даром духовного познания и умения усматривать малейшие отклонения от православной истины.

«Новое учение о Софии, Премудрости Божией» (1935) – одно из важнейших богословских сочинений владыки Серафима, за которое Архиерейским Синодом Заграничной Церкви он был удостоен научной степени магистра богословия. Своё осмысление судьбы России и её будущего архиепископ Серафим выразил в книгах «Русская идеология» (1934) и «Об истинном монархическом миросозерцании» (1941). Именно в них он даёт ответы на волнующие вопросы. Как благополучная держава, находившаяся на взлёте, в одночасье оказалась поверженной и захваченной теми, для кого народы России были лишь горючим для раздувания пожара мировой революции? Как случилось, что именно Святая Русь, давшая миру великий сонм святителей, преподобных и праведников, явила самые чудовищные формы безбожия? Что русские люди должны делать, чтобы Россия стала могущественной и процветающей?

Архиепископ Серафим называл социализм «дьявольским учением» и считал, что Церковь должна осудить его во всех видах как в корне противный христианству. Он был убеждён, что богоборческая советская власть неизбежно рухнет. Дальнейшая судьба России будет зависеть от духовно-нравственного состояния и воли народа, который должен решить, какое наследие выбрать как историческую и духовную основу своего развития – обратиться к опыту тысячелетней России или продолжить попытки построения мифического безбожного рая на земле под видом «социализма с человеческим лицом», «воцерковлённого социализма» и т. п.

Спасительный путь для России архиепископ Серафим видел в торжестве русской идеологии, которая, по его убеждению, «…есть не что иное, как православная вера и основанная на ней русская жизнь во всех областях, начиная с личной и кончая государственной...». Вера наших предков должна стать основой, пронизывающей всё наше существо, движение ума, воли и сердца.

25–26 февраля с. г. в столице Болгарии прошли торжества в честь прославления в лике святых архиепископа Серафима (Соболева). Канонизация владыки Серафима одновременно Русской и Болгарской Церквами – событие уникальное в истории Православия. Чествование новоканонизированного святого в полной мере отразило масштаб и важность события. В торжествах приняла участие представительная делегация из России во главе с митрополитом Волоколамским Иларионом, председателем Отдела внешних церковных связей Московской Патриархии.

Вечером 25 февраля болгарский Патриарх Неофит отслужил последнюю панихиду-литию у гроба архиепископа Серафима в крипте Русского храма. На бульваре Царя-Освободителя перед храмом для участия в крестном ходе выстроились представители болгарского духовенства, семинаристы, национальная гвардия, казаки, духовой оркестр, участники народных ансамблей и все желающие принять участие в этом историческом событии. Многие специально приехали в Софию со всей Болгарии. Крестный ход от Русского подворья к кафедральному храму св. Александра Невского возглавили представители российского духовенства, которые несли первую икону святого Серафима Софийского Чудотворца, привезённую в дар Болгарской Церкви от Патриарха Московского и всея Руси Кирилла.

Под праздничный звон колоколов процессия подошла к кафедральному храму, где икону встретил Святейший Патриарх Неофит и члены Болгарского Синода. Митрополит Иларион передал икону главе Болгарской Церкви. Грянул духовой оркестр – после исполнения гимнов России и Болгарии зазвучали марши, небо расцветил праздничный салют. Особое молитвенное настроение ощущалось во время всенощного бдения, которое возглавил митрополит Варненский и Великопреславский Иоанн, сопредседатель совместной российско-болгарской комиссии по канонизации архиепископа Серафима.

26 февраля, день кончины святителя Серафима, начался с прославления новоканонизированного святого и Божественной литургии в храме св. Александра Невского. Во время богослужения прозвучали специально сочинённые тропарь, кондак, молитва и величание святому Серафиму. Храм, способный вместить пять тысяч человек, был полон. Среди присутствующих были замечены вице-премьер И. Калфин и глава БСП М. Миков. В конце службы верующим раздавали иконки с ликом святого Серафима. Люди поздравляли друг друга с праздником, царила неподдельная радость – как на Пасху.

Вечером в крипте Русского храма был отслужен первый молебен новопрославленному святому Серафиму. Митрополит Иларион вручил несколько благодарственных грамот за помощь и содействие храму-подворью и памятные медали. Затем в Доме Москвы состоялась презентация книги «Житие, аскетические поучения и проповеди святителя Серафима, архиепископа Богучарского» (совместное издание Подворья Московской Патриархии в Софии и Синодального издательства БПЦ). Завершились торжества праздничным концертом в храме Святой Софии, в котором приняли участие хор Русского храма-подворья, церковный хор «Иеромонах Неофит Рильский» и Хор софийских священников. Среди церковных песнопений прозвучал и акафист святому Иоанну Рильскому, музыку и текст которого написал архиепископ Серафим.

Долгожданное событие – канонизацию глубоко почитаемого в Болгарии архиепископа Серафима – радостно праздновала вся София. По данным софийской полиции, в крестном ходе приняли участие более десяти тысяч человек.

Торжества в Софии в то же время ярко продемонстрировали, что нынешние болгарские власти не способны разделить радость своего народа. Даже те, кто в душе почитает архиепископа Серафима, похоже, боятся открыто продемонстрировать свои чувства. Ведь новый американский посол в Софии Э.Рубин открыто заявил, что считает своей главной задачей бороться с влиянием России в Болгарии. Ну как же тут можно «засветиться» на торжественных богослужениях? Да и некогда многим – как раз в эти дни в поте лица трудилась специально созданная парламентская комиссия по расследованию вмешательства России(!) и Турции во внутренние дела Болгарии.

Поскольку атмосферу всеобщей радости было сложно полностью игнорировать, официальные СМИ постарались свести информацию о торжествах к минимуму. Практически никто не отметил, в чём актуальность духовного наследия архиепископа Серафима, новопрославленного святого, настоящего воина Христова, который своей жизнью и служением показал русским и болгарам, как надо защищать свою веру и Отечество.

Ольга Николаевна Решетникова,
кандидат исторических наук