Станислав Минаков - Что такое народная школа

В начале года вышла в свет интересная и красивая книга Ирины Ушаковой «Народная школа Рачинского. Письма из Татевской усадьбы» (Общество содействия православному просвещению «Изографъ», 2016).

Молодой писатель Ирина Ушакова посвятила уже вторую книгу идеям своего земляка Сергея Александровича Рачинского (1833–1902), забытого нами сельского педагога и поразительного мыслителя.

С.А. Рачинский, представитель древнего дворянского рода, посвятивший свою жизнь созданию русской сельской школы, родился и скончался в селе Татево Бельского уезда, а был меж тем профессором Московского университета, первым переводчиком на русский язык книги Ч. Дарвина «Происхождение видов», членом-корреспондентом Императорской Санкт-Петербургской академии. Татевский учитель Рачинский утверждал, между прочим, что «судьба целого мира зависит от будущности русского народа». Трудами С.А. Рачинского было положено начало педагогики для народной церковно-приходской школы, закреплённое обширной практикой. Стараниями Сергея Александровича были воссозданы Общества трезвости, объединившие к началу XX века десятки тысяч человек по всей империи.

Современник Рачинского и один из его биографов В.Т. Георгиевский, писал: «Рачинский показал, что высшая наука совместима с глубокой религиозностью, – и церковность, ставши основой начальной народной школы, способна дать ей особую жизненную силу, так, что народ русский, получив просвещение в духе христианства, под постоянным благодатным воздействием Церкви православной, носительницы православного духа, может явиться единственным в мире народом, который способен будет сказать своё жизненное слово прочим народам Востока и Запада, ждущим нового откровения».

Мы беседуем с Ириной Ушаковой о новой книге.

– Ирина Владимировна, в чём основной посыл «народной школы Рачинского»?
– Это и конкретная сеть школ, созданных для крестьянских детей, и в целом методика обучения. В то время не было размыто понятие «народ», не начался ещё геноцид русского народа, устроенный большевиками. Была полноценная жизнь в тысячелетней традиции – на своей земле, зависящая только от собственного труда, подчинённая божественным законам природы, укоренившаяся в традиции Русской Православной Церкви.

Сергей Александрович старался дать детям в первую очередь христианское воспитание и затем основательные знания – церковнославянского языка, математики, русской грамоты, навыки иконописи и церковного пения. Важно, что Рачинский давал детям и первоначальную профессию: мальчикам – столярное дело, пчеловодство, девочкам – ковроткачество, цветоводство. Вот это и была народная школа Рачинского.

– В чём актуальность этой темы?

– Сегодня самое больное – возрождение деревни. Как говорят протоиерей Виктор Салтыков и матушка Наталья Бухарова, уберегшие от закрытия сельскую школу в селе Костяево Ивановской области: «Деревню не надо спасать, в ней надо жить». Каждая сельская школа – это колыбель будущего процветания страны. Если будет и далее продолжаться урезание бюджета сельских школ, что мы сегодня наблюдаем, если не утвердят закон о защите от вырубки наших лесов, если не вернут в пользование крестьянам земли, отнятые у них банками в гайдаровские времена, то и селу, и стране в целом – конец. Мы и так уже слишком многое потеряли за последнее столетие.

– Востребована ли новая книга? Кто её заказывает, к кому она попадает?
– Книгу ждали в школах самых отдалённых уголков России, ее издали на народные деньги. Жаль, что тираж этого издания всего 500 экземпляров. Мне хотелось бы отдельно поблагодарить кандидата филологических наук Татьяну Павловну Егорову за помощь в издании книги, старшину Московского купеческого общества Александра Дмитриевича Коншина-Рачинского, с которым мы создали Общество по сохранению наследия Рачинских, а также наших друзей из Семейных клубов трезвости.

– Есть ли у вас новые проекты?
– Теперь будем стараться опубликовать репринт известной книги «Сельская школа», выдержавшей до революции семь изданий.

На кафедре физиологии растений МГУ, основанной Рачинским, были, наконец, открыты памятная доска и небольшой музей, рассказывающий о деятельности учёного. Сейчас мы прилагаем все усилия, чтобы в Смоленске и Твери были названы улицы именем Рачинского. Очень надеемся на сотрудничество с Тимирязевской академией, первым директором которой был младший брат Сергея Рачинского Константин. Татевскому парку, много лет простоявшему безхозным, срочно нужны специалисты, знающие, как ухаживать за деревьями и как их лечить. И для студентов это хорошая практика.

В мае 2016 года в Татеве снова состоится фестиваль Семейных клубов трезвости и педагогические чтения им. С.А. Рачинского. Приглашаем всех желающих принять участие.

Станислав Александрович Минаков