В потоке вестей, которые обильно обрушивают на нас средства массовой информации, какие только темы не звучат – от самых пустых, на которые и внимания обращать не стоило бы, до очень важных. Одни забываются, другие вызывают досаду, третьи настораживают.
Но время от времени поднимается тема, которая, как внезапно начавший ныть зуб, напоминает нам, что в нашем организме происходит болезнетворный процесс, который неизвестно к какой беде может привести. Эта тема – деятельность нынешней власти Украины и определённых кругов Украинской Православной Церкви, направленная на отделение от Русской Православной Церкви/
Украина… Кто из нас не носит в своём сердце образ этой милой, ласковой страны, кто не думает с теплотой и симпатией о её добром, терпеливом, непритязательном народе, умеющем переносить все трудности с шуткой и задушевной песней? Трудно найти в России человека, у которого не было бы на Украине родных, приезд в гости к ним всегда праздник, главное украшение стола – вареники с вишнями. Наша кровь, другая веточка того же ствола великого народа, – и теперь мы для них и они для нас заграница! На войне из одного котелка ели кашу, прикрывали друг друга при бомбёжке, вместе спасли Европу от фашизма, вместе восстанавливали разорённую страну и сделали её великой державой, и теперь они для нас и мы для них – иностранцы! Но и это ещё не всё. Эту часть нашей плоти и крови настраивают в духе ненависти к «москалям», искореняют как врага русский язык и готовят Украину к военному союзу с нашим главным противником – Америкой, желая вступить в возглавляемое ею НАТО, главной целью которого является уничтожение нашей страны. Не абсурд ли это?
Мы знаем по имени режиссёра этого театра абсурда. Его имя – Ющенко. Нам известно также и то, почему он так себя ведёт. Тут не надо напрягать ум, доискиваясь до подоплёки – он сам сделал её очевидной. С ошеломляющим прямотой признался, что его кумиром является… гетман Мазепа и он хочет сделать его национальным героем украинского народа. Непонятно, почему человек, считающий себя политиком, вместо того, чтобы, как того требует профессия, казаться лучше, чем он есть на самом деле, с такой мазохисткой откровенностью выворачивает наизнанку свою истинную натуру. Но это признание ставит всё на свои места. Ведь в чём в суть Мазепы, служащего для Ющенки образцом для подражания? Один из лучших знатоков малороссийской истории Костомаров так говорит о нём: «Это был человек чрезвычайно лживый. Под наружным видом правдивости он был способен представляться не тем, чем он был на самом деле, не только в глазах людей простодушных и легко поддающихся обману, но и перед самыми проницательными». Ладно, если бы он был беспринципным, но у него был жизненный принцип, состоящий в том, чтобы тайно предлагать свои услуги тому, кто сильнее, предавая при этом того, с кем дружил до этого, и кто, по его расчётам терял свою силу. Такое приспособленчество долго приносило ему успех – он через трупы поднимался все выше и сказочно богател. Но в конце, как и всякого мерзавца, судьба жестоко его наказала: он совершил роковую ошибку, посчитав, что Карл XII сильнее Петра, и перед самой Полтавской битвой переметнулся на сторону шведов. Верно, что кого Бог хочет наказать, того лишает разума: собранные «с бору по сосенке» головорезы авантюриста Карла не имели ни малейшего шанса. Это было очевидно всем, кроме Мазепы, поэтому, по свидетельству того же Костомарова, «малорусский народ решительно не пристал к замыслу гетмана и нимало не сочувствовал ему. За Мазепою перешли к неприятелям только старшины, но из тех многие бежали от него, лишь узнали, что надежда на шведского короля плоха и что Карл, если бы даже и хотел, не мог доставить Малороссии независимости».
Гнусный грех продажности сам наказывает того, кто его совершает. Двуличность не совместима с мудростью, и приспособленец рано или поздно делает ставку на карту, которая бывает бита. Просчитался когда-то Иуда и удавился. Просчитался Мазепа и был вынужден прятаться на чужбине. Просчитался Ющенко, потому что Россия, хотя сегодня слабей Америки, но находится на подъёме, а Америка входит в стадию агонии. Это понимают все, даже Юлия Тимошенко, которая всегда рвётся в НАТО. Не понимает только Ющенко – Бог отнял у него разум. Свою судьбу он предопределил сам, поэтому увещевать и предостерегать его нет никакого смысла. А вот родной нам и любимый нами украинский народ предостеречь велит нам наша христианская совесть.
Речь идёт не об авантюре втягивания Украины в НАТО, а о внедряемой в общественное мнение идеи, что Украинскую Православную Церковь, которая ныне является частью Московского Патриархата, сделать автокефальной. Распространению этой идеи способствует то, что при первом взгляде она кажется естественной: мы, украинцы, приобрели политическую независимость, у нас автономное государство, так почему бы нам не иметь и автономную церковь? И пусть Россия не рассматривает наше движение за автокефалию как проявление недружественных к ней чувств – мы не изменим нашей общей вере, просто механизм окормления украинской паствы напрямую из Киева станет более простым, а значит и более эффективным.
О, если бы это было так, кто бы возразил! Но те, кто так рассуждают, лукавят, а те, кто верят подобным рассуждениям, проявляют опасную близорукость и крайнюю наивность. Создание единой православной веры возможно только в условиях единой церковной политики, а поборники автокефалии ратуют за неё как раз с тем дальнейшим прицелом, чтобы вести в Украине свою собственную церковную политику, и совсем нетрудно догадаться, куда они её направят: на сближение с унией и католицизмом. Сейчас этому препятствует Московский Патриархат. Но именно этого хочет небольшой, но влиятельный прозападный слой украинской верхушки. Обещая, что автокефалия укрепит малороссийское Православие, она готовится использовать её для прямо противоположного – для уничтожения Православия.
В том, что эта публика плетёт свои коварные сети, нет ничего экстраординарного. Человечество всё явственней расщепляется сейчас на две части: на тех, кто сохраняют в своей душе Бога и тех, кто окончательно отпали от Него и поэтому ненавидят. Пропагандисты автокефалии делают своё дело и в этом вполне логичны – они принадлежат ко второй части. Огорчает то, что, поддаваясь на обман, в их лагере оказывается много простых украинских верующих. И как хотелось бы докричаться до этих честных и чистых наших братьев, предостеречь их от большой беды, призвав к бдительности! Ведь то, что мы говорим об Украине здесь, в России, туда не пропускают, и сам язык, на котором мы говорим, заставляют забыть. И всё же судьба опубликованного слова неисповедима, и на это мы и возлагаем нашу надежду, напоминаем украинцам о некоторых важных эпизодах нашей общей истории.
Вспомним о событиях XVII столетия. Нет, речь пойдёт не о Богдане Хмельницком – при всей своей значительности всё-таки не он был главным героем века Малороссии. Им был, конечно же, митрополит Пётр Могила. Принадлежал к царскому роду (его отец одно время был правителем Молдавии и Валахии), получив блестящее светское образование (учился в Париже), будучи очень богатым человеком, он в 1625 году принял пострижение в Киево-Печерской лавре и вскоре стал её архимандритом, а в 1632 году был избран Киевским митрополитом и утверждён в этом сане как польским королём Владиславом, так и Константинопольским патриархом. Это высокое положение, наряду со знатностью рода, богатством и родством со многими владетельными домами Европы позволяли ему отдать свой административный талант и свои богословские знания делу, которое он считал главным в своей жизни, – укреплению Православия на Украине и его защите от униатов и католиков. Его гений проявился в том, что он понял, с чего надо начать: с подготовки грамотных кадров православного священства. Для это он послал на свои личные деньги молодых людей учится в Европу, а в Киеве создал знаменитую Могилянскую академию, в течение более сотни лет поставлявшую архиереев не только во все малороссийские епархии, но и в саму Россию. Из Малороссии пришли к нам такие светила, без которых нельзя представить себе Русскую Церковь – Димитрий Ростовский и Тихон Задонский. Это были великие миссионеры, просвещавшие Русь и тем самым содействовавшие расцвету в ней Православия и утверждению единой веры на всей Русской земле. Не хватит никаких слов, чтобы выразить нашу за это благодарность Киеву. А теперь тот же Киев намеревается перечеркнуть свой миссионерский подвиг. Что сказал бы на это Петр Могила, встав из гроба? И что скажите вы, украинские браться, в ответ наш упрёк?
Виктор Николаевич ТРОСТНИКОВ