Владимир Уткевич - Мы белорусы – русские люди

Архив: 

 

После того, как прочитал в вашем журнале прекрасную статью главного редактора А.Н. Крутова «Русские – кто мы?», решился ответить на аналогичный вопрос относительно белорусов. 

  Сразу же необходимо отметить, что ответ на этот вопрс не может быть получен с помощью научных исследований. Ибо любой народ, как отмечал в романе «Бесы» Ф.М. Достоевский, устраивает свою жизнь не научных принципах, а путём искания Бога. Народ ищет Бога с целью практического служения Ему, устроения своей жизни по Его заповедям. Русский народ считал служение Богу своим главным делом. Ответив на самый главный для себя вопрос: «Какому Богу и как мы должны служить?» он тем самым во многом предопределил не только свою судьбу, но и свои взаимоотношения с другими народами. «И если для России, – писал митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Иоанн (Снычев), – этот Бог – Господь наш Иисус Христос, «смерть поправый и дьявола упразднивый», «пришедший в мир грешных спасти», то у Запада бог совершенно иной – это «князь мира сего», бог наживы и беспредельного эгоизма, бог тщеславия и корысти, о котором Священное Писание предупреждает – «сын погибели, противящийся и превозносящийся выше всего, называемого святынею, так что в храме Божием сядет он, выдавая себя за Бога» (2 Сол. 2:3-4). Борьба антихриста против Христа – такова в последней своей духовной глубине первопричина антагонизма между Западом и Россией».

Ну, а теперь перейдём к вопросу о том, кто такие белорусы, т.е. какому они Богу служат? Ответ на него до событий 1917 года был простым и очевидным: практически все белорусы считали себя частью русского народа, белорусы – это русские люди, живущие в Белой Руси. За особый народ себя выдавало лишь несколько сотен «образованцев», в основном чужеродного для белорусов происхождения. Но после октября 1917 года коммунистической властью было официально признано, что белорусы – это особая нация, а, следовательно, необходимо сделать всё возможное для того, чтобы вызвать из небытия её национальное самосознание, то есть по существу искусственно насадить белорусскую национальность. Даже известный русофоб, английский историк Эдвард Карр отмечал неестественность этих действий. «Это был, – писал он, – возможно, наиболее крайний, во всяком случае в Европе, пример обращения к принципу самоопределения наций с целью не столько удовлетворить, сколько вызвать национальное самосознание».

Для чего же нужно было вызывать это никогда не существовавшее национальное самосознание? Целью этих действий являлась не реализация каких-то теоретических принципов (вроде права «наций на самоопределение»), а расчленение живого тела русского народа на части, ослабление его духовной и физической силы. Полного расчленения, однако, не произошло, но частично исказить сознание многих белорусов удалось. Да, в своей массе наш народ с искренней симпатией относится к русским, но всё же фраза о «братском союзе русских и белорусов» не вызывает у большинства протеста. То есть свыше половины белорусов уже не считают себя русскими людьми. Они считают себя очень близкими к русскому народу, родственными ему, но всё же не русскими или не совсем русскими. Десятилетия пропаганды сделали своё черное дело. Но только частично. Удалось отравить рассудок, но не душу нашего народа. На самом деле большинство белорусов до сих пор считают себя русскими людьми.

В подтверждение данных слов хотелось бы поделиться собственным опытом преподавания в Витебском госуниверситете. Когда говоришь студентам о наших великих философах П.А. Флоренском, Н.Я. Данилевском, И.А. Ильине, А.Ф. Лосеве, то не слышишь от них возражений, что это, мол, не наши, а русские философы. А ведь десятилетие назад подобного рода возражения были слышны.

Хочу ещё раз повторить: мы белорусы не братский русскому народ, а часть единого русского народа! Белорусам присущи и все те свойства, которые присущи и русским людям. Укажем на три самые главные из них. Русский – это обязательно православный. Русский – это тот, кто любит Россию и служит ей, и этим служением выполняет свой долг перед Богом, ибо Россия – это Престол Богородицы. И, наконец, русский – это тот, кто независимо от своего этнического происхождения сам считает себя русским.

Но в чём конкретно должен заключаться смысл нашего служения Богу? На этот вопрос русский давно знает ответ: он должен быть удерживающим народом, оплотом Православной веры. Народом, который удерживает рвущиеся к власти силы сатанинского зла.

Никакой иной русской идеи никогда не было и не будет. В краткой форме она была выражена старцем Псковской Елизарьевской пустыни Филофеем: «Москва – третий Рим. Два Рима пали. Третьему стоять, четвёртому не бывать».

И у белорусов никогда не было другой национальной идеи, кроме этой. Да её и в принципе быть не могло, как не могло быть особой, «незалежной» идеи, например, у жителей Железнодорожного района моего родного города Витебска. Нам не нужно придумывать себе что-то новое. Достаточно просто обратиться к своей исторической памяти и вспомнить то главное чем всегда жил наш белорусский народ.

Конечно, существует некоторая специфика исторического развития Белой Руси. Мы, белорусы, Божиим попущением долгое время были отделены от России. В чём же заключалось наше служение ей в те времена? А в том, чтобы сохранить русский облик нашей земли и самим остаться русским, несмотря на все попытки окатоличивания и ополячивания нас.

Сейчас остаться русскими нам стало ещё труднее. Раньше враги уничтожали нашу православную веру, наше самосознание с помощью грубой материальной силы. Против неё мы всегда находили, с Божией помощью, способ сопротивления. Сейчас же открытых врагов у Белоруссии вроде бы нет. Кругом одни друзья. Те самые, которые совсем недавно ракетами и бомбами уничтожали практически беззащитную Сербию, а теперь щедро финансируют нашу оппозицию. Нас они губят в первую очередь ложью, лгут подло и изощрённо. Особенно опасно, когда за белорусских мыслителей выдают людей, ни по духу, ни по языку никакого отношения к нашему народу не имеющих. В то же время ничего не говорят о тех белорусах, которые являются подлинной гордостью народа.

Слова: «Мы белорусы – часть единого русского народа» и в прошлом, и в настоящее время не нуждаются в дополнении.

Но нет ли в этой идее какого-то самоунижения? К сожалению, у части белорусов развит комплекс неполноценности, проявляющийся в первую очередь в оценке своей исторической судьбы. Мол, там, в Московской Руси, люди вершили историю, сражаясь с силами зла, а мы как бы оставались на периферии, на географических и исторических задворках великой империи, занимаясь лишь собственным сохранением. Но мы были не на задворках, а зачастую в самом эпицентре великих событий. И никогда в самые ответственные моменты истории, как не один раз совершенно справедливо подчёркивал президент Республики Беларусь А.Г. Лукашенко, не подводили Россию и русский народ. И я горжусь тем, что на поле Куликовом наши полки сыграли очень важную роль в победе над татарами. Горжусь теми белорусскими крестьянами, которые практически без оружия били французских захватчиков в 1812 году, а в 1863 году крестьяне с вилами и дрекольем подавляли антирусский бунт К. Калиновского. Горжусь теми, кто в 1941-1944 году на нашей земле сражался с нацистскими оккупантами, приближая общую победу над врагом. Я думаю, что можно привести ещё множество подобного рода исторических примеров, но хотелось бы рассказать о вкладе моих земляков в русскую культуру.

Как много сделано руками наших земляков в России, теми, кто бежал от религиозного и национального угнетения из Речи Посполитой. Даже стены оружейной палаты Московского Кремля были украшены ими. Вспомним и всемирно известного российского мыслителя ХХ века Ивана Лукьяновича Солоневича, выходца из Гродненской губернии, кстати, никогда не скрывавшего своего белорусского происхождения и гордившегося им. И, самое главное, вспомним о преподобной княжне Ефросиньи Полоцкой, святителе Кирилле Туровском и многих других православных святых в земле белорусской просиявших.

В заключение хотелось бы высказать одно предположение. Не будет возрождения русского народа до тех пор, пока мы не преодолеем в себе страшный грех разъединения. И не надо думать, что в нём виновны лишь «беловежские зубры», – вина лежит на всех нас, русских людях. Так, может быть, Промысл Божий в том, чтобы стать Белой Руси, несмотря ни на что сумевшей сохранить свой русский облик, той силой, которая начнёт общерусское движение к созданию единой Российской державы?

Владимир Анатольевич УТКЕВИЧ