Ответы протоиерея Александра Шаргунова



Как научиться покаянию?


 


Наша Церковь свято верует в девственное Богоматеринство Матери Спасителя. Мы знаем, что упоминание в Евангелии о «братьях и сёстрах Иисуса» относится к детям от первого брака праведного Иосифа. Иные маловоцерковлённые люди, ложно толкуя эти евангельские слова, говорят, что после рождения Христа у Неё были другие дети. Приходится иногда слышать: почему в Евангелии сказано, что «Она родила Сына Своего Первенца», если у Неё не было других детей. Объяснение, что согласно библейской традиции и единственного сына принято было называть «первенцем», их мало убеждает. 
А.Д. Климушин, г. Малоярославец


Пречистая Приснодева стала Матерью всех людей с того часа, как Она вольно приняла дар быть Матерью Спасителя – Перворождённого, Первенца, как сказано в Евангелии. Её Материнство превосходит обычное человеческое материнство, ибо дав телесную жизнь Христу, Главе таинственного Тела, Которое есть Церковь, Она дала духовное рождение всем членам этого Тела, всем нам. Мы исповедуем, что Христос – источник всякой духовной жизни. Нося в Себе Жизнь, Она стала Матерью всех живущих, особенным образом всех верных.

Когда Её Сына пригвоздили к древу Креста, Она стояла у Креста с апостолом Иоанном Богословом, возлюбленным учеником Господа, и некоторыми святыми жёнами. Господь обратился тогда к Своей Матери со словами, которые всегда будут в сокровенной жизни каждого человека: Жено! – сказал Он Пречистой Деве, – се, Сын Твой. Потом говорит ученику: се, Матерь твоя! (Ин. 19, 26–27). С трепетом и изумлением мы видим, что Христос забывает в этот час о Себе, о Своих страданиях, о Своей оставленности, вся Его любовь обращена к Его Матери. Он не хочет, чтобы Она осталась одна. Скорбь Пречистой становится также Его скорбью. А Матери Божией дано видеть, как Он простирает на Кресте Свои руки за всех людей. В этот час апостол Иоанн Богослов представляет собой всех людей. Господь даёт нам Свою Матерь, чтобы Она стала нашей Матерью. Он смотрит на каждого из нас и говорит: «Се, Матерь твоя!» – люби Её, будь послушен Ей, прибегай к Ней во всех нуждах, да не будет для тебя безплодным этот безценный дар. В этот час, когда Господь завершил дело нашего искупления, Божия Матерь была сокровенно единой с Его принесением Себя ради нашего спасения. Духовное материнство Приснодевы было подтверждено Самим Христом на Кресте: «Се, сын Твой». Это второе Рождество. Пречистая Дева родила в Вифлееме Своего Первенца – первого Сына –  без всякой болезни. Теперь Она рождает Своего второго сына в скорбях Креста. Теперь Она терпит болезни рождения не только ради апостола Иоанна, но ради миллионов других детей, которые будут называть Её Матерью в течение всех веков.

Теперь мы понимаем, почему в Евангелии сказано, что Она родила Сына Своего первенца (Мф. 1, 25). Не в том смысле, что у Неё были другие дети по плоти, но потому что Она должна будет родить других детей благодатью Христова Креста и кровью Своего сердца. Она претерпела искупительную скорбь Своего Сына, исполненную плодоношения, и в этом смысле была едина с жертвой Своего Сына. Мы отдаём отчёт, что Её Материнство ради нас было совершенно иного порядка, чем материнство матерей на земле, и безмерно высшее по сравнению с ним, ибо Она рождает нас в жизнь, безмерно превосходящую земную жизнь.

«Се, сын Твой». От этих слов Спасителя возросла в Ней любовь, Материнская любовь к нам. Подобно тому, как в сердце апостола Иоанна возросла глубочайшая, исполненная благоговения сыновняя любовь к Божией Матери. В этих словах – основание нашего глубочайшего почитания Божией Матери.

Сегодня часто ли прибегаем к Ней в наших нуждах как к нашей Матери? Не добавляем ли своими нераскаянными грехами скорби, которые пронзили у Креста Её пречистую душу?

Отец Александр, скажите честно, положа руку на сердце, велико ли сегодня влияние Церкви на жизнь нашего общества? Не преувеличено ли у некоторых православных представление об этом?
Л. Воронова, г. Пушкино


Как христиане – имеем ли мы значение для нашего общества? Оказываем ли мы на него влияние? Стало банальностью напоминать нам, что так было когда-то. Даже в советские годы открытых гонений и после них к христианам относились с большим почтением. А теперь? Да, наша Церковь присутствует в больницах, тюрьмах, даже пытается проникнуть в школы и в армию – как будто общество не может обойтись без них! Своё слово Патриарх и епископы могут порой сказать даже по телевидению. И священники тоже. Без них не обходится освящение новых машин, коттеджей и порой ресторанов. И они присутствуют (как украшение?) на многих официальных государственных мероприятиях.

Наша Церковь имеет вес, и ею пользуются. Но постепенно всё идёт на убыль. «Демократические» СМИ всё время напоминают нам, что реально православных (тех, кто причащается) у нас 2-3 процента. Став явным меньшинством (хотя крещёных у нас по-прежнему как будто большинство), имеем ли мы ещё значение для общества? Христос отвечает с абсолютной уверенностью: «Да». «Вы – соль земли и свет мира», – говорит Он. Христос сравнивает Своих учеников с тем, без чего нельзя обойтись: с солью и светом. В те времена соль имела много употреблений: приправа, удобрение, хранение от порчи пищи. В религиозной и общественной жизни соль также играла свою роль. Жертвы, приносимые Богу, осоляли, и это было заветом с Богом, символизирующим союз, который не мог быть нарушен, ибо соль сохраняет от распада. Предложить хлеб и соль – все знают, что означает этот образ гостеприимства. Сегодня мы говорим «иметь соль» в значении иметь смысл в слове и в человеке.

Свет. Не только цветы и деревья не могут без него обойтись. Без света мы не можем видеть и обречены идти без дороги во тьме. Без него невозможна жизнь и какая-либо деятельность. В Священном Писании Бог – свет богоизбранного народа и всех народов.

Чтобы показать христианам их значение для мира, Христос говорит, что они – соль и свет. Велико наше призвание, и Господь говорит, как нам быть солью и светом. «Тако да просветится свет ваш пред человеки». Добрые поступки, добрые дела и всё, что мы делаем доброго, – это соль и свет. Речь идёт о всей жизни христианина, направляемой Евангелием. Разумеется, в других местах сказано, чтобы мы всё делали тайно, не из тщеславия или амбиций. А здесь – видимо, зримо. Но сокровенный свет не может быть сокрыт. 

Христианин знает, что он только передатчик света, идущего от Бога. Как если бы речь шла о том, чтобы привести людей к хвале Отца Небесного, и потому надо, чтобы действия света были замечены теми, к кому они обращены.

Для этого требуются дела, могущие открыть Бога, узнать Его. В этом смысл слова «прославить». Какие добрые дела дадут миру узнать Бога и Господа нашего Иисуса Христа и Его Небесного Отца? Дела, вдохновляемые Евангелием Христовым, – прежде всего по отношению к больным, бедным, отвергнутым обществом. Христиане станут солью сегодня и светом для мира в той мере, в какой они следуют Христу. Ибо Бог не хочет быть узнанным и прославленным, кроме как там, где Его любовь к нищим и униженным становится действенной в учениках Христовых.

Что бы ни происходило в мире, христиане имеют значение для мира, они – его соль и свет, в той мере, в какой они занимаются людьми, как будто не имеющими значения для мира.

Господь ставит серьёзные вопросы перед каждым христианином. Какой солью и каким светом являемся мы? Какой образ Божий являет наша жизнь миру?

Скоро снова Церковь начнёт готовить нас к Великому посту, призывая покаяться. Но что значит покаяться? Как научиться покаянию?
В.А. Курганов, г. Волоколамск


Чтобы научиться покаянию, мы должны хорошо понять, что такое грех. Понять, что грех – это смерть. И более страшная, чем физическая, потому что грех разрушает в нас жизнь Бога, подрывает нашу связь с Богом и даже может совсем разорвать её. И грех – это не просто отступление от закона, утверждённого Богом как закона, данного богоизбранному народу. Грех есть нечто более глубокое, чем просто нарушение внешнего закона. Он есть отступление от закона нашего существования. Грешить – значит идти против самого себя, разрушать самого себя. И по этой причине грех уподобляется смерти. Не Богу наносит грешник рану, а самому себе и себе подобным. Всякий грех есть нарушение нормальной жизнедеятельности нашего естества, той, которая осуществляется в нас согласно замыслу Божию. И также нарушение подлинных наших отношений с другими людьми.

Что же нам делать с нашими грехами, безчисленными, как песок морской? Святая Церковь призывает нас к покаянию, ибо благодать Божия несоизмеримо больше, чем наши грехи. Невозможно соизмерить человеческий грех и Божий дар. Грех – это то, что по нашему росту, что всё-таки имеет конец. Милосердие Божие – по росту Божию, оно не имеет конца. Оно может покрыть и сделать небывшими все грехи, какие только есть, всего множества людей, какие когда-либо жили на земле, если будет покаяние. Если не будет покаяния, всякий наш нераскаянный грех обнаружится смертью и смертью вечной.

Снова по милости Божией открывается в эти подготовительные дни в храмах драгоценная книга «Постная Триодь». И на воскресных всенощных, после того как мы засвидетельствуем наше приобщение Воскресению Христову, звучит песнь: «Покаяния двери отверзи ми, Жизнодавче». Церковь начинает свой путь к Великому посту. Столь значительно это событие в нашей жизни, что мы должны молитвенно готовиться к нему в течение целого месяца. А покаяние Великого поста будет готовить нас в свою очередь к Страстной седмице, где решается всё.

В чём же суть покаяния? Апостол Павел видит в Адаме, родоначальнике человечества, благовещение о приходе в мир Второго Адама, Человека, Который возглавит в Себе все человеческие создания и дарует им способность осуществить себя в полноте согласно первоначальному замыслу Божию. Этот Человек – Христос, и в этом смысл слов Пилата, которые мы услышим на Страстной седмице, когда он будет представлять иудейским толпам Христа, подвергнутого бичеванию и увенчанного терниями. «Се, Человек», – скажет Пилат. Пилат хотел просто сказать: «Вот человек, которого вы обвиняете, посмотрите, в каком Он состоянии, неужели вам не жалко Его». Но через эти слова Пилата Бог говорит о Христе, преданном на страдания и смерть, как о Человеке, в Котором каждый человек может стать тем, чем человеческое существо действительно должно быть. Смертью этого Человека духовная смерть, то есть грех, побеждена. И наша физическая смерть также побеждена Его Воскресением. Даром покаяния и причастием Его Пречистому Телу и Крови мы соединяемся с Ним, становясь тем, к чему зовёт нас Бог.