Александр Крутов - Слово редактора - Суд при дверях (видео!)

Когда мы смотрим на настоящее, довольно сложно испытывать чувство оптимизма. История развивается по замкнутой спирали. Предстоящее есть возвращающееся прошедшее. Возвращающееся, но не повторяющееся.
 
 

Мир становится всё более тесным, природных богатств всё меньше, а желающих их прихватить всё больше. Конкуренция зачастую перерастает в конфронтацию. Под словесной завесой о демократии и правах человека в мире правит сила. Кто сильнее, тот и прав. Международная дипломатия отстаивает свои интересы за счёт чужих. Народы, как и люди, не равны. Есть властители, и есть подчинённые. Мировая скорбь о десятках убитых граждан «цивилизованной» страны и молчание о десятках тысяч убитых в «развивающейся». Бал правит её величество ложь. За звонкими разговорами о демократии скрывается обман простодушных. На смену христианским ценностям любви и милосердия пришли такие ценности, как ненависть и насилие.

Делать прогнозы – занятие неблагодарное. Особенно когда они не очень приятные и золотых гор не сулят. Но тем не менее, заглядывая в наступающий год, можно со всей уверенностью сказать, что главными действующими лицами будут международный терроризм и борьба с ним.
Все будут с ним бороться: одни на словах, другие на деле. Уже сегодня мы становимся свидетелями, как страны, поддерживающие терроризм, заявляют о борьбе с ним и входят в антитеррористические коалиции. И тут же наносят вероломный удар в спину союзнику (нападение турецких истребителей на российский военный самолёт) или покупают у террористов ворованную нефть.

Латинский по своему происхождению термин «террор» (от лат. terror – ужас) был введён в политический лексикон во Франции во времена французской революции и захвата власти якобинцами и жирондистами.

Вначале слово «террорист» имело положительный оттенок, затем стало носить оскорбительный смысл, превратившись в синоним «преступника». Впоследствии термин «террор» получил более широкое толкование и стал означать всякую систему правления, основанную «на страхе и приведении в ужас».

Начало терроризма относят к I веку от Р.Х., когда в Иудее действовала группировка сикариев (кинжальщиков), боровшихся против господства Рима. В действиях сикариев прослеживается сочетание религиозного фанатизма и политического терроризма. Являясь религиозными фанатиками, сикарии совершали свои убийства, как правило, в толпе, что позволяло им скрыться. Древний еврейский историк Иосиф Флавий писал, что сикарии убивали римлян и лояльных Риму евреев из числа знати, ими был убит еврейский первосвященник Ананий. Также для озлобления населения и поднятия восстания против Рима сикарии сжигали запасы продовольствия евреев и нарушали водоснабжение Иерусалима.

Сегодня слово «терроризм» употребляется очень широко и означает весь спектр различных оттенков насилия. Он появляется, когда общество переживает глубокий кризис, в первую очередь кризис идеологии и государственно-правовой системы.

Основой терроризма является агрессия, жёсткое насилие, направленное на создание социально-психологической атмосферы страха. В настоящее время терроризм стал действенным орудием устрашения и уничтожения противников во всех сферах жизни общества – от политической до обыденно-повседневной.

В России в ХIХ веке С.Г. Нечаев, создавший в 1869 году тайную организацию «Топор, или Народная расправа», объявил разрушение основным видом её деятельности. Он даже составил программный документ «Катехизис революционера».С. Нечаев считал, что для революционера (террориста) не существует законов, приличий, нравственности. По его мнению, он должен знать лишь одну науку – науку разрушения.

Уже нет ни добра, ни зла, есть лишь свои и чужие. Нет справедливости – у каждого своя правда. Истина не важна, главное – собственные эгоистические интересы.

Так США считают западную шкалу либерально-демократических ценностей универсальной для всего мира и пытаются навязать её другим странам. Не всем это нравится. Мы видим активное сопротивление западным ценностям и в России, и в странах Востока и Юга.

Чем обусловлен всплеск террористических действий в мире?

Американский политолог С. Хантингтон в своём нашумевшем труде «Столкновение цивилизаций» обосновал мнение о том, что если XX столетие было веком идеологий, то XXI столетие станет веком столкновения цивилизаций или религий, причём самые значительные конфликты будущего развернутся вдоль линий разлома цивилизаций. Это, по мнению С. Хантингтона, обусловлено тем, что цивилизационные различия, сложившиеся столетиями, «более фундаментальны, чем различия между политическими идеологиями и политическими режимами». Обострение социальных конфликтов вдоль линий разлома цивилизаций и, как следствие, расширение применения насилия в решении социальных проблем обусловлено возрастанием роли ислама и других незападных культур как альтернативы западным ценностям.

А если к этому добавить то, что в исламе существуют самые разные течения с очень сложными, иногда остро враждебными отношениями между собой, а также активное стремление США свергать и устанавливать по всему миру угодные им режимы, то многое объясняется.

Соблазн силы опьяняет, а в конечном итоге приводит к саморазрушению. При полном отсутствии морали инстинкт самосохранения не уберегает от войны.

Поймёт ли российская руководящая элита религиозную, метафизическую, православную суть геополитики? На всё воля Божия. И я верю, что в России найдётся достаточно сил, которые удержат ситуацию.

Многие в эти дни устремляют взгляд на гороскопы, пророчества и предсказания о грядущем. Так хочется хотя бы чуточку приоткрыть дверь в будущее и хоть одним глазком заглянуть в него. На это святитель Иоанн Златоуст в Антиохии (нынешней Сирии) в «Слове на Новый год» дал нам добрый совет:

«Счастлив для тебя будет год во всём не тогда, как ты будешь пьянствовать в первый день, но если и в первый и в каждый день будешь делать угодное Богу.

…Итак, если ты хочешь получить пользу и от начала новых месяцев, то поступай так: по окончании года возблагодари Владыку, что Он сохранил тебя до этого предела годов; сокрушись своим сердцем, исчисли время твоей жизни, и скажи сам себе: дни бегут и проходят; годы оканчиваются; много пути нашего мы уже совершили; а что мы сделали доброго? Неужели пойдём отсюда без всего, без всякой добродетели? Суд при дверях, остальная жизнь клонится к старости»
.
 С Рождеством и Святым Богоявлением!


Александр Николаевич КРУТОВ, "Русский Дом", №1, 2016г.