Архив:
28 января 1841 года, 175 лет назад, родился Василий Осипович Ключевский
Наше будущее тяжелее нашего прошлого и пустее настоящего.
Василий Ключевский
Василий Ключевский
Выдающийся русский учёный, почётный академик Петербургской академии наук был человеком разносторонним и, кроме хорошо известного цикла лекций «Курс русской истории», оставил замечательные труды по истории русской литературы и крепостного права, сословий, финансов, россыпь афоризмов об истории Отечества.
Князь Сергей Михайлович Волконский, русский писатель, так отзывался о нём: «В 1911 году в Петрограде скончался маститый профессор Ключевский, новейший из корифеев русской историографии, человек, одарённый исключительным даром проникновения в тайники былой жизни народа. От прикосновения его критического резца с исторических личностей спадают условные очертания, наложенные на их облик традиционными, на веру повторявшимися поверхностными суждениями. Ни воплощения государственных добродетелей, ни носителей безпримерного злодейства вы не встретите на страницах его книги, там пред вами проходят живые люди – сочетание эгоизма и доброты, государственной мудрости и безрассудных личных вожделений… Крупные личности, яркие события – это у Ключевского лишь вехи исторического изложения: к ним тянутся и от них отходят многотысячные нити к тем безвестным единицам, которые своей ежедневной жизнью, сами того не зная, сплетают ткань народной истории».
Ткань подлинно народной истории не рвётся и не ветшает!
Ключевский в своём «Курсе русской истории» писал: «Периоды нашей истории – этапы, последовательно пройденные нашим народом в занятии и разработке доставшейся ему страны до самой той поры, когда, наконец, он посредством естественного нарождения и поглощения встречных инородцев распространился по всей равнине и даже перешёл за её пределы. Ряд этих периодов – это ряд привалов или стоянок, которыми прерывалось движение этого народа по равнине и на каждой из которых наше общежитие устроялось иначе, чем оно было устроено на прежней стоянке. Я перечислю эти периоды, указывая в каждом из них господствующие факты, из коих один – политический, другой – экономический, и обозначая при этом ту область равнины, на которой в данный период сосредоточивалась масса русского населения… Пересчитаем ещё раз эти периоды, обозначая их по областям равнины, в которых сосредоточивалась в разные времена главная масса русского народонаселения:
1) днепровский,
2) верхневолжский,
3) великорусский,
4) всероссийский».
Мысль Ключевского, зарождённая в высокой области любви к правде, за десятки лет учёного подвига пронизала мощный слой исторического сырого материала, претворила его и течёт – безстрастная и свободная.
Итак, Василий Осипович Ключевский происходил из духовного сословия. Его прадед и дед по отцовской линии служили в церкви села Ключи Чембарского уезда Пензенской губернии, были земляками Белинского – отсюда и произошла фамилия Ключевский. Детские годы Василия Осиповича прошли в деревенской глуши по месту службы отца – бедного сельского священника. Выходец из низших слоёв общества, Ключевский достиг высшего академического признания, пользовался огромной популярностью и любовью. Его имя притягивало людей всех рангов. Ради того, чтобы учиться у Ключевского, многие издалека приезжали в Москву. Он был признанным профессором пяти высших учебных заведений.
Василий Ключевский считал одним из признаков великого народа способность подниматься на ноги после любого падения и проводил мысль об ответственности потомков перед славными предками, «ибо нравственное чувство есть чувство долга». Отдавая дань памяти деятелям прошлого, внесшим «наибольшее количество добра в своё общество… мы проверяем самих себя, пересматриваем свой нравственный запас, завещанный нам великими строителями нашего нравственного порядка», – говорил историк.
Хочу особо подчеркнуть: Ключевского горячо интересовало творчество русских писателей и поэтов. Их произведения он ценил не только как художественную литературу, но и как своеобразный источник, наиболее ярко и доступно отразивший подлинную народную жизнь. Ключевского прежде всего привлекала личность Пушкина и его творческая стихия. Он считал, что «жизнь поэта – только первая часть его биографии; другую и более важную её часть составляет посмертная история его поэзии». Поэзию Пушкина он называл «русским народным отзвуком общечеловеческой работы».
В заключение два часто цитируемых афоризма: «Великорус – историк от природы: он лучше понимает своё прошедшее, чем будущее; он не всегда догадается, что нужно предусмотреть, но всегда поймёт, что он не догадался. Он умнее, когда обсуждает, что сделал, чем когда соображает, что нужно сделать. В нём больше оглядки, чем предусмотрительности, больше смирения, чем нахальства». Другой касается любимой области – истории: ««Минувшее надо знать не потому, что оно прошло, а потому, что, уходя, не умело убрать своих последствий».
Мудрое предупреждение…
Александр Александрович
КАДАШЕВСКИЙ
Князь Сергей Михайлович Волконский, русский писатель, так отзывался о нём: «В 1911 году в Петрограде скончался маститый профессор Ключевский, новейший из корифеев русской историографии, человек, одарённый исключительным даром проникновения в тайники былой жизни народа. От прикосновения его критического резца с исторических личностей спадают условные очертания, наложенные на их облик традиционными, на веру повторявшимися поверхностными суждениями. Ни воплощения государственных добродетелей, ни носителей безпримерного злодейства вы не встретите на страницах его книги, там пред вами проходят живые люди – сочетание эгоизма и доброты, государственной мудрости и безрассудных личных вожделений… Крупные личности, яркие события – это у Ключевского лишь вехи исторического изложения: к ним тянутся и от них отходят многотысячные нити к тем безвестным единицам, которые своей ежедневной жизнью, сами того не зная, сплетают ткань народной истории».
Ткань подлинно народной истории не рвётся и не ветшает!
Ключевский в своём «Курсе русской истории» писал: «Периоды нашей истории – этапы, последовательно пройденные нашим народом в занятии и разработке доставшейся ему страны до самой той поры, когда, наконец, он посредством естественного нарождения и поглощения встречных инородцев распространился по всей равнине и даже перешёл за её пределы. Ряд этих периодов – это ряд привалов или стоянок, которыми прерывалось движение этого народа по равнине и на каждой из которых наше общежитие устроялось иначе, чем оно было устроено на прежней стоянке. Я перечислю эти периоды, указывая в каждом из них господствующие факты, из коих один – политический, другой – экономический, и обозначая при этом ту область равнины, на которой в данный период сосредоточивалась масса русского населения… Пересчитаем ещё раз эти периоды, обозначая их по областям равнины, в которых сосредоточивалась в разные времена главная масса русского народонаселения:
1) днепровский,
2) верхневолжский,
3) великорусский,
4) всероссийский».
Мысль Ключевского, зарождённая в высокой области любви к правде, за десятки лет учёного подвига пронизала мощный слой исторического сырого материала, претворила его и течёт – безстрастная и свободная.
Итак, Василий Осипович Ключевский происходил из духовного сословия. Его прадед и дед по отцовской линии служили в церкви села Ключи Чембарского уезда Пензенской губернии, были земляками Белинского – отсюда и произошла фамилия Ключевский. Детские годы Василия Осиповича прошли в деревенской глуши по месту службы отца – бедного сельского священника. Выходец из низших слоёв общества, Ключевский достиг высшего академического признания, пользовался огромной популярностью и любовью. Его имя притягивало людей всех рангов. Ради того, чтобы учиться у Ключевского, многие издалека приезжали в Москву. Он был признанным профессором пяти высших учебных заведений.
Василий Ключевский считал одним из признаков великого народа способность подниматься на ноги после любого падения и проводил мысль об ответственности потомков перед славными предками, «ибо нравственное чувство есть чувство долга». Отдавая дань памяти деятелям прошлого, внесшим «наибольшее количество добра в своё общество… мы проверяем самих себя, пересматриваем свой нравственный запас, завещанный нам великими строителями нашего нравственного порядка», – говорил историк.
Хочу особо подчеркнуть: Ключевского горячо интересовало творчество русских писателей и поэтов. Их произведения он ценил не только как художественную литературу, но и как своеобразный источник, наиболее ярко и доступно отразивший подлинную народную жизнь. Ключевского прежде всего привлекала личность Пушкина и его творческая стихия. Он считал, что «жизнь поэта – только первая часть его биографии; другую и более важную её часть составляет посмертная история его поэзии». Поэзию Пушкина он называл «русским народным отзвуком общечеловеческой работы».
В заключение два часто цитируемых афоризма: «Великорус – историк от природы: он лучше понимает своё прошедшее, чем будущее; он не всегда догадается, что нужно предусмотреть, но всегда поймёт, что он не догадался. Он умнее, когда обсуждает, что сделал, чем когда соображает, что нужно сделать. В нём больше оглядки, чем предусмотрительности, больше смирения, чем нахальства». Другой касается любимой области – истории: ««Минувшее надо знать не потому, что оно прошло, а потому, что, уходя, не умело убрать своих последствий».
Мудрое предупреждение…
Александр Александрович
КАДАШЕВСКИЙ