«К свободе призваны вы, братия, только бы свобода ваша не была поводом к угождению плоти; но любовью служите друг другу» (Гал. 5, 13).
Свобода – это манящее своим терпким вкусом каждого современного человека слово. Он желает быть свободным, жить по своему усмотрению. Сегодня на каждом углу можно услышать призывы к свободе. Нам со всех сторон твердят о том, что вся наша история и всё наше наследие всего лишь красивая легенда, которая на сегодняшний момент нам нужна лишь для того, чтобы восхищаться ею как музейно-архивными материалами, порою даже и красивыми, но отнюдь не поучительными, если даже и бесценными.
«Свободный» взгляд на саму историю сегодня принимает порой окраску сарказма, издевательства и даже пошлости. Возьмём, к примеру, недавно вдруг появившихся «историков», которые без нашей просьбы решили помочь нам «свободно» взглянуть на «преданья старины глубокой». Любая домохозяйка может купить сегодня книгу и прочитать обо всех «подробностях» жизни русского Императора, графа или полководца. Попытка объяснить человеку не историчность и надуманность, а порою и откровенную фальшь подобного фолианта, вызовет у него только усмешку. «Это свободный эксперимент автора», – скажут в ответ.
Если задуматься над тем как мы живём и кем являемся в современном мире, то можно сделать вывод: XXI век сделал нас участниками и «создателями» небывалых до того «свободных экспериментов». И риск подобных опытов ни кем не учитывается, о последствиях мы не хотим думать. А ведь всё это может лишить нас «бесценной» свободы.
Человек не стеснённый никакими рамками, гордый, самоуверенный и целеустремлённый, – вот идеальный образ героя нашего времени. Если в далёкой и не очень древности наши предки ломали голову над тем как сохранить и приумножить накопленное доброе для последующих поколений, то теперь зачастую вообще отвергается преемственность в семейной жизни. Семьи существуют и поныне, но утратился духовный стержень, на котором у наших предков строилась семья. Живя в потребительском обществе, мы привыкли, порою и не замечая того, мыслить «потребительски». Наша мнимая свобода, соединившись с ненасытной жаждой потребления. Семья теперь стала восприниматься скорее как традиционная форма сожительства мужчины и женщины. Жить молодой семье некоторое время «для себя» стало укоренившимся повсеместно правилом. Множество регистрирующихся официально пар по истечении некоторого времени, как бы в порядке вещей, прерывают свои отношения, спокойно заявляя о том, что «не сошлись характерами».
Жертвами таких «свободных» отношений в семье становятся дети. Не задумываясь о подрастающем поколении, мы своими «свободными экспериментами» неисправимо калечим и уничтожаем наше будущее. Если раньше воспитание детей воспринималось как ответственное дело, как долг, требующий огромных усилий воли, ума, сердца и чувств, то теперь многие из молодых родителей вообще не решаются «завести ребёнка». К сожалению, нет сознания той ответственности, которая ложится на родителей, не только в заботах о телесном здоровье ребёнка, но и в воспитании его души.
Теме «свободы» и «семьи» было посвящено исследование известного православного философа, правоведа и публициста Ивана Александровича Ильина.
Уже тогда институт семьи, как и теперь, обесценивался, превращался в «древнюю традицию». «Семья является первичным лоном человеческой культуры», – писал Иван Ильин своим современникам. «Мы все слагаемся в этом лоне, со всеми нашими возможностями, чувствами и хотениями; и каждый из нас остаётся в течение всей своей жизни духовным представителем своей отечески-материнской семьи или как бы живым символом её семейственного духа. Здесь пробуждаются и начинают развёртываться дремлющие силы личной души; здесь ребёнок научается любить (кого и как?), верить (во что?) и жертвовать (чему и чем?); здесь слагаются первые основы его характера; здесь открываются в душе ребёнка главные источники его будущего счастья и несчастья; здесь ребёнок становится маленьким человеком, из которого впоследствии разовьётся великая личность или, может быть, низкий проходимец...».
Актуальны сегодня и другие его слова: «Половая потребность, инстинктивные влечения создают не брак, а всего только биологическое сочетание (спаривание); из такого сочетания возникает не семья, а элементарное рядом жительство рождающих и рождённых (родителей и детей)». Как часто нам пытаются сегодня навязать мысль, будто человеку естественно удовлетворять любые свои потребности. Нам вещают врачи и псевдо психологи о том, что неудовлетворение «потребностей» может привести к тяжелой психологической травме и дисфункции буквально всего организма. Но никто из них не говорит нам о том, что «… “похоть плоти” есть нечто неустойчивое и самовольное; она тянет к безответственным изменам, к капризным новшествам и приключениям; у нее, так сказать, “короткое дыхание”, едва достаточное для простого деторождения и совершенно не соответствующего задаче воспитания», – об этом не боялся говорить Ильин.
В наше время эти слова могут вызвать бурю негативных эмоций. Многие будут кричать о покушении на их свободу, заставляя замолчать свою совесть, которая говорит им о том, что Ильин прав.
Конечно же, тяжело и порою даже кажется немыслимо трудно нам ограничить свою свободу, все свои силы употребить на воспитание наших детей. Это требует от родителей всех тех нравственных качеств, приобретя которые мы обретём настоящую свободу в Боге, которой и научим наших детей. Если же наше общество продолжит и далее взращивать свой эгоцентризм для мнимой «свободы», то через некоторое время по нашей земле будут ходить бессердечные существа с исковерканной и изломанной душой которые, пользуясь нашим же «правом на свободу», истребят нас. Но страшнее физической смерти от бездушного человека, для нас будет наказание Божие за то упоение мнимой свободой, в котором мы забыли о своих детях.
От этого страшного и зловещего небрежения душой своей и детской и пытается нас отвратить Иван Ильин: «Именно семья дарит человеку два священных первообраза, которые он носит в себе всю жизнь и в живом отношении к которым растёт его душа и крепнет его дух: первообраз чистой матери, несущей любовь, милость и защиту, и первообраз благого отца, дарующего питание, справедливость и разумение. Горе человеку, в душе которого нет места этим зиждительным и ведущим первообразам, этим ведущим символам и в то же время творческим источникам духовной любви и духовной веры! Ибо силы его души, не пробуждённые и не взлелеянные этими благими, ангелоподобными образами, могут остаться в пожизненной скованности и мертвости. Суровой и мрачной стала бы судьба человечества, если бы однажды в душах людей до конца иссякли эти священные источники. Тогда жизнь превратилась бы в пустыню, деяния людей стали бы злодеяниями, а культура погибла бы в океане нового варварства».
Георгий Федорович КИЩУК