Александр Москалёв - Его отпели ветра


9 ноября 1885 года, 130 лет назад родился Велимир Владимирович Хлебников
 

В русской литературе есть удивительные и загадочные фигуры, которые оправдывают суждение о поэзии как о чуде, об исключении из всех логических и формальных правил. К таким поэтам, безусловно, относится вечный человек из будущего – Велимир (Виктор) Владимирович Хлебников. Он родился 9 ноября (28 октября по старому стилю) 1885 года в обширной тогда Астраханской губернии, в семье учёного-натуралиста. Родное село Малые Дербеты теперь на территории Калмыкии, где установлен памятник Хлебникову, созданный скульптором Степаном Ботиевым в 1993 году. В детстве мальчик хорошо учился, особенно увлекаясь историей, математикой, орнитологией, языками и литературой. Уже в старших классах гимназии Хлебников начал писать стихи. И хотя он учился сначала на физико-математическом факультете, а затем на факультете естествознания Казанского университета, в итоге он всё же переехал в Санкт-Петербург, с 1908 года продолжил обучение в Петербургском университете, пожелав связать свою жизнь с литературой, но так и не окончил историко-филологический факультет. Хлебникову было не до учёбы – он был увлечён творчеством.

В сентябре 1908 года Хлебников познакомился с Василием Каменским, заместителем главного редактора журнала «Весна», и уже в следующем месяце состоялся дебют Хлебникова в печати: в октябрьском номере «Весны» появилось наполненное неологизмами стихотворение в прозе «Искушение грешника». Тогда же состоялось его знакомство с Д. Бурлюком и другими членами группы «Гилея», к которым затем присоединились В. Маяковский и Б. Лившиц. Вскоре Хлебников стал главным теоретиком футуризма, Ревниво оберегавший русский язык от иностранных слов, Хлебников придумал название группе – «будетляне» (глашатаи будущего). Футуристы объявляли Хлебникова «гением – великим поэтом современности».

В печати Велимир Хлебников дебютировал в 1908 году. Два года спустя он выступил на страни­цах первого сборника футуристов «Садок судей» (1910). Неординарная личность Хлебникова привлекала к себе всеобщее внимание, он вёл поистине богемную, неустроенную, полубродячую жизнь. Друзья называли его «честнейшим рыца­рем поэзии». По словам довольно прагматичного Маяковского, его «безсеребреничество принимало характер настоящего подвижничества, му­ченичества за поэтическую идею». Хлебников самозабвенно творил, не обращая внимания на невзгоды, лишения и неустроенность личной жизни. Всегда погружённый в фантастические умозаключения (например, попытки найти числовые закономерности истории, создать «звёздный», или «мировой», язык – иероглифический язык понятий, «азбуку ума»), он редко завершал литературные работы и мало заботился об их сохранности, таская бумаги в своих полуголодных странствиях в мешках и наволочках. В печать его стихи готовили и сдавали обычно друзья. Однако в его образе жизни и творчестве проявлялась и некая поза «непризнанного гения», прорицателя-мистика, составляющая существенную сторону эстетики авангардизма.

...
Полностью материал читайте в бумажной версии журнала.

Александр Александрович МОСКАЛЁВ