Елена Казённова - Русский молох


Заслуженный художник России Михаил Копьёв живёт русской историей, и она оживает на его полотнах: подвижники, герои, святые – соль нашей земли и её слава.
 

Интерес к истории Отечества у Михаила Копьева шёл из детства, полного рассказов бабушки-дворянки и дядьёв-фронтовиков о бедах и победах. Детство формировало душу и характер, чтобы потом, через десятилетия вылиться в пронзительные картины о стране и своём народе. Самым важным стало обращение к тем качествам человека, которые во времена испытаний делают из него героя.  В конце прошлого века вслед нашему энтузиазму и большим чаяниям художником создавались мощные полотна на библейские темы: «Посвящение святому апостолу Андрею», «Моисей», «Возвращение блудного сына» – одно из сильнейших.  Скорбь сына и всепрощение отца на фоне ликующего неба: торжество Веры, Надежды, Любви. Заветная русская мечта…

Велика и трагична историческая роль России: буфера между Востоком и Западом, пограничья культур и этносов.  Нашествия, смуты, войны, революции – наша расплата за обширные и богатые территории. Желание добраться до истоков самому и раскрыть прошлое для других привело Михаила Копьёва к созданию серии работ о Первой мировой войне, где каждый персонаж выстрадан и осмыслен. Этот рассказ никого не оставит сторонним зрителем: смятение красок на холсте точно передаёт «взвихренность», неизбежность трагедии, накрывшей страну в начале ХХ века.

Знаковой в творчестве Копьёва стала тема государя как особой, жертвенной фигуры. Приняв на себя всю ответственность за судьбу России, Николай II возглавил армию в 1915 году, взяв с собой на фронт наследника, царевича Алексея. «Нет той жертвы, которой бы я не принёс России», – произнёс государь. Женщины Дома Романовых не оставались в стороне от трагедии: жертвовали свои средства, организовывали и работали в госпиталях сёстрами милосердия, облегчая участь раненых. У Михаила Копьёва есть удивительная картина, миг, отвоёванный у времени: лицо императрицы Александры Фёдоровны в белой накидке, как среди облаков. Страдание, смирение в глазах – предчувствие собственной судьбы.
Полностью материал читайте в бумажной версии журнала.

Елена Александровна Казённова