Валерий Кириллов - «Элита» и литература

Архив: 

Очевидно, что принцип «свои» и «чужие» проявляется не только при формировании органов власти, но и в литературе, искусстве. В его основе – разделение по идеологическим, социальным и иным признакам. Поэтому стоит ли удивляться, что художественный уровень и общественное значение премируемых произведений перестают быть главным критерием объективности. 

К подобному размышлению подталкивает состоявшееся в Твери вручение губернаторских премий за литературные достижения. Да, поэтические книги Любови Соломоновой и Галины Брюквиной говорят о появлении новых имён в тверской литературе, однако зачислять их в ряд «выдающихся представителей культуры», мягко говоря, преждевременно. Мне кажется, в глубине души они должны испытывать некий стыд. А зачисление в «выдающиеся» двух других номинантов и вовсе вызывает изумление.

Мой тверской коллега сказал: «Я думаю, это линия на принижение роли писателя в обществе». Тревожная мысль коллеги (созвучная моей) подкрепилась вручением одному из тверских писателей регалий Почётного гражданина Тверской области. Присуждение столь высокого звания этому человеку выглядело не слишком убедительно. Среди тверских литераторов и деятелей культуры он известен как бывший руководитель областной писательской организации – теперь, по ряду причин, практически распавшейся, и, одновременно, бывший директор книжно-журнального издательства – говорят, уже бездействующего.

Между тем в конце прошлого года исполнилось 70 лет куда более значимому русскому писателю, нашему земляку из города Конаково Юрию Красавину. Он автор трёх романов, двух десятков повестей, многих рассказов, стихотворений, статей. И раньше, и сейчас его произведения охотно печатают лучшие литературные журналы страны. Фундаментальную книгу «О Великой Отечественной войне» издал профессор Тверского университета, член Союза писателей Александр Огнев (почему бы не рекомендовать её в программы внеклассного чтения для наших школ?). Всего же за последние четыре года он издал три заслуживающих общественного внимания книги. Объёмный публицистический труд «С чего начинается Родина» выпустил профессор, член Союза писателей Владимир Юдин. Вышли книги известных русских поэтов Евгения Сигарева и Константина Рябенького. Великолепный альбом репродукций «Радомир Алехов» издало возглавляемое писателем Михаилом Петровым издательство «Русская провинция». Но они выпали из поля зрения людей, имевших отношение к присуждению премий и званий. Почему?

Думается, основная причина – в особенностях российской либеральной «элиты». Отчуждённость либералов от народа, нетворческий, коммерциализированный характер их мышления проявляются не только на ТВ, но и во всех сферах культурной жизни. Этим особенностям либеральной «элиты», как показывает жизнь, больше соответствует литература, отстранённая от действительности, лишённая социальной остроты. Какие-нибудь «окейные» рассказики, детективчики, сентиментальные бытовые мелодрамки, зарисовочки о животных с фотографиями, прибаутки, угадайки, анекдотики. Неслучайно этой продукцией заполнены (сейчас, правда, меньше, –надоели читателю) прилавки книжных магазинов и киосков. Иногда поощряется лирическая поэзия. Подчас талантливая, но без гражданской, патриотической позиции автора. А ещё поощряются книги с названием вроде: «Тиран Сталин», «Невинные жертвы репрессий», «Заградотряды», «Агрогулаг» и т. д. Словно бы и в помине не было эпохи великого созидания, не было могучей страны.

Национальная русская литература, которая в основе своей антибуржуазна, глубоко православна, социально остра, для либеральной «элиты» неудобна. Эта литература не закончилась на Василии Белове и Валентине Распутине, как кое-кому хотелось бы. Она продолжает развиваться, рождает новые имена, находит своего читателя. Признание этого означает для либералов признание бесполезности усилий, затраченных ими на перековку русского национального сознания по западным лекалам.

Поскольку признавать очевидное не хочется, в ход идёт метод умолчания главенствующей либеральной «элитой» русской национальной литературы. В Твери провёл восемь последних лет своей жизни, написав здесь знаменитый роман «Число зверя» Пётр Проскурин, но кто об этом знал или хотя бы слышал? Появился талантливый поэт Алексей Роженков в г. Белом, выпущено уже несколько его книг, но что известно о нём? Даже 80-летие выдающегося публициста Ивана Васильева, творчество которого было тесно связано с тверской землёй, у нас умудрились «не заметить». Перестали «замечать» выходящий в Твери один из лучших российских журналов «Русская провинция». Оставшись без надлежащей финансовой поддержки, он, к радости либералов, прекратил существование. Радость их понятна – журнал держал высокую планку художественности и жизненной правды, которую они не в состоянии были «взять». Сегодня Тверь – один из немногих областных центров, где нет литературного журнала.

Своеобразно отражаются вкусы «элиты» на наших библиотеках, которые всегда были родным домом для русского писателя. За последние 15 лет ощущение родства уменьшилось. Выступления писателя в сельской библиотеке – редкость. Не меньшая редкость – книги современных писателей-почвенников в глубинке. Фонды библиотек засорены примитивной детективщиной, гламурными мемуарами, книгами клеветнического содержания о российской истории.

Из школьной программы исключены «Обломов» И.А. Гончарова и «Тихий Дон» М.А. Шолохова. Пастернака и Булгакова нет даже в списке произведений, которые можно изучать «по выбору». В хрестоматии «Русская литература XX века», вышедшей в издательстве «Просвещение», отсутствует подлинная классика XX века, в числе классиков теперь Василий Аксёнов, Феликс Кривов, Анатолий Приставкин. Конечно, политическая целесообразность в литературных предпочтениях имела место и в советское время. Однако не вызывает сомнений, что художественный ценз для зачисления в классики был куда более высоким. Ныне либеральная критика ставит Приставкина и Аксёнова в один ряд с Шолоховым и с Пушкиным.

Отразилась либеральная литературная политика и на качестве нашей журналистики. Известно, что большинство тверских писателей выросли из журналистов областных газет. Многие в этих газетах не только публиковались, но и работали.

Почва для становления творческой личности – общественное служение. Сегодня в прессе на первом плане информационное обслуживание власти. Работа в журналистике стала бизнесом. Самостоятельность суждений, острая мысль не нужны. Публицистика исчезла совсем. Многие актуальные темы не затрагиваются. Процветают комплиментарность, откровенное угодничество перед властью. Какие писатели могут вырасти в такой атмосфере?

Между тем, в подобном выборе номинантов на губернаторскую премию по литературе можно увидеть и свою положительную сторону. Патриотическая общественность Твери и области должна задуматься об учреждении премий, которые соответствовали бы иным критериям, это приближает понимание важности и необходимости «третьей силы». Силы не противостояния, не перманентной делёжки собственности и «разруливания» финансовых потоков, не деления на «своих» и «чужих», а силы развития. Ничто ведь так не объединяет людей, как развитие, созидание. В масштабе страны усилия В.В. Путина и его сторонников на этом направлении ощутимы. Крепнет такая сила и на тверской земле.

Служение Отчеству, живое участие в укреплении народного духа для писателя куда важнее премий и наград.

Мы живём в эпоху, когда неисполняемость материальных желаний для одних находится в остром противоречии с материальным пресыщением других. Когда реальная жизнь с помощью кривого зеркала пиара подменяется виртуальным её изображением. Когда неограниченная свобода оборачивается торжеством порока и ущемлением добродетели. В этих условиях часть пишущего сословия прониклась конформизмом. В творчестве она довольствуется малым. Для неё важнее комфортные условия, которые определяются лояльностью буквально ко всему, что делает власть. Но у нас ещё есть писатели, избравшие вечные темы любви, осмысления действительности, всего того, что происходит с нами.

Валерий Яковлевич КИРИЛЛОВ,
г. Андреаполь, Тверской обл.