Ответы протоиерея Александр Шаргунова

Архив: 

Скажите, пожалуйста, Вас не удивляет разрыв между претензией некоторых государств на ведение внутренней демократической политики и практической внешней политикой по отношению к государствам-соперникам?

Ради собственной безопасности одни «группы» государств могут принимать какие угодно меры, угрожающие другим «группам». Особенность нашего времени – появление оружия, которого не было во времена обычного огнестрельного оружия. Кроме того, с помощью новейших (в том числе технических) средств пропаганды ведётся открытая духовная война, направленная на уничтожение соперника изнутри. При этом всюду утверждается «новая религия» глобализма.
Михаил Лучников, г. Тавда

Мы знаем, что продукция массовой культуры, разрушительно действующая на сознание и находящаяся порой под запретом даже где-нибудь в Америке, поставляется сегодня, подобно радиоактивным отходам, в Россию. Но катастрофа Чернобыля хорошо показала, что ядерное оружие может быть разрушительно не только для врагов, но и для друзей, и для самого народа, владеющего им. Тем не менее, государства, прежде всего США, продолжают строить свои программы так, как если бы современное оружие могло быть опасным только для территории противника. Думать так – род сентиментального идеализма. Радиоактивные облака могут перемещаться из одной страны в другую. Радиоактивное облако над Россией может пролиться ядерным дождём над Америкой. И радиоактивное заражение Европы может внезапно обнаружиться в Китае и Японии, а радиоактивное заражение России – в Европе. Надо быть реалистом. Но государства, особенно претендующие на мировое господство, не осознают этой реальности. Не видят для себя опасности, исходящей от такого рода «глобализма».
Если давать чисто духовную оценку данному явлению, человечеству не угрожают другие «группы», внешние по отношению к нему. Ему угрожают «группы», являющиеся его составной частью. Возможность уничтожения человечества исходит изнутри, а не от обитателей другой солнечной системы.

Дорогой отец Александр, в Ваших книгах часто повторяется мысль, что там, где грех утверждается как норма, Церкви не избежать новых открытых гонений. Но разве не то самое означают уже, кажется, не встречающие отпора кощунственные «выставки» и непрестанные злобные нападки и клеветы на Церковь в известных «свободных» СМИ?
А. Буклеев, г. Кисловодск

Всё это так. Но, по правде говоря, наши убеждения встречаются чаще с сочувственным безразличием, нежели вызывают у кого-то вражду и злобу. Если христианская вера когда-то обновлялась и зажигалась от соприкосновения с теми, кто решительно противостоял ей (никакие церковные календари не могут вместить имена всех новых мучеников и исповедников российских), сегодня может иногда показаться, будто у неё нет больше врагов или, по крайней мере, внешнего сопротивления. «Любите врагов ваших», – говорит Христос. Этот Евангельский завет теряет смысл, потому что чаще всего врагов у нас нет. Или, точнее, мы так ухитряемся всё устраивать, чтобы их не было, – за исключением нашей личной неприязни к некоторым из наших ближних. Христиане часто предпочитают поспешное братание или легкомысленное примирение со всеми, нежели выслушивать не лишённые справедливости обвинения ничего не понимающих от горя людей, чтобы не принимать, как теперь говорят, новые вызовы эпохи. Этот вопрос более чем существенен. Но не следует ставить его только время от времени и оставлять для ситуаций, когда Церковь открыто гонима миром. Что значит Церковь, если она перестаёт быть знамением пререкаемым?

У меня два вопроса. Первый – о чудесах, второй – о миссионерстве. Тот и другой, судя по всему, сегодня в числе самых главных. О чудесах сейчас все говорят, как они опасны. А тема миссионерства была, кажется, одной из центральных тем на последнем Архиерейском Соборе нашей Церкви. Хотя Вы сами выпустили много книг о чудесах Царственных мучеников, в каждой из них Вы тоже непременно напоминаете, что следует остерегаться искания внешних чудес. А вот Христос говорит в Евангелии, что если с верой сказать дереву, чтобы оно с корнями пересадилось в море, и чтобы гора сдвинулась с места, то так и будет. Думаю, что если бы верующие могли совершать такие чудеса, то все бы уверовали, и не потребовалось бы никакого миссионерства. По крайней мере, наверное, никто не будет спорить, что христианское просвещение нашего народа должно иметь солидное основание. Требуются хорошо подготовленные просветители и достаточно мощные средства информации. У нас же ни того, ни другого, как известно, почти нет. А вопрос всегда один: как обрести веру и как другому передать веру. Что здесь главное и что не очень главное?
О. Сатарина, г. Саров

Быть христианином – это не просто человеческое решение. Быть свидетелем Воскресения – это не то, что исходит прежде всего от рациональной очевидности, навязываемой в качестве простой констатации несомненного исторического факта. Только вера открывает реальность чисто Божественную и, следовательно, превосходящую границы нашего тварного мира, – за пределами всякого научного рационализма.

Вера – это дар Божий. Потому и говорят апостолы Господу: «Умножь в нас веру!» Кто, если не Сам Бог, может преобразить апостолов после их позорного бегства «страха ради иудейска», после их отречений? Кто, кроме Бога, может сделать их бесстрашными свидетелями победы Христовой даже до мученичества? Нет, вера – не очевидность, не достижение отдельных утончённых душ, не интеллектуальное усилие, не человеческое желание. Вера – это смиренное принятие дара свыше, благодати.

Это не означает, что человек не должен ничего не делать. Принять этот дар, значит совершить поступок, в высшей степени деятельный. Ты – не свет. Но если ты закроешь ставнями окна, солнце, льющееся через них, никогда не сможет проникнуть в твой дом. Вера – это солнце. Дар, всегда предлагаемый всем. Но надо открыться ему. Дар Божий, нисходящий свыше от Отца светов, вера должна быть испрошена. Молитва, через которую она даётся, – окна. Надо открыться дару Божию. «Господи, дай мне веру! Господи, умножь в нас веру!» – таков непреложный закон на этом пути.

И Господь отвечает: «Если бы вы имели веру с зерно горчичное и сказали смоковнице сей: исторгнись и пересадись в море, то она послушалась бы вас» (Лк. 17, 6). «И если скажете горе сей: “перейди отсюда туда”, и она перейдет» (Мф. 17, 20). Зерно горчичное – малейшее из всех семян, смоковница – дерево, которое труднее всего вырвать с корнем. Ясно, что Господь не заповедует нам просить потрясающих воображение чудес. Сам Он ни разу не пересаживал смоковницу в море и многократно отказывался дать чудесные знамения, когда Его просили об этом. Но со всею силою Он говорит нам через этот образ, что вера открывает нас невозможному, Богу. Самая малая вера сильнее, чем все человеческие предприятия, потому что нет ничего больше, чем участие в творческой силе Самого Бога. Совершенно очевидно, что действенность веры апостолов после Пятидесятницы никак не соответствует их человеческим возможностям. Люди без всякого влияния, без власти, без финансовых средств, без организации, без газеты, без телевидения, без ничего, они поистине изменили ход истории. Сегодня мы призываемся этим историческим фактом и этим словом Христовым не полагаться на наши естественные силы, на самую искусную методику, на наиболее продуманные миссионерские средства, а ставить во главу угла веру, которая открывается молитвой. Посмотрите: Дева рождает Сына, человек рождается от Бога, небо среди нас, человечество не одиноко в бескрайней вселенной. Надо иметь только немного веры, и вы увидите нищих царями, сильных – низложенными с престолов. Посмотрите: вода претворяется в вино, вино становится кровью, хлебы умножаются, все народы насыщены даром Господним. Надо иметь немного веры, и вы увидите деревья в море, пустыни в цвету, жатву среди зимы. Надо иметь немного веры – с зерно горчичное, чтобы увидеть, как отчаявшиеся обретают надежду, грешники становятся святыми. По причине умножения беззаконий, во многих охладевала любовь. А теперь, по причине умножения веры, во многих возрождается любовь. Поистине, деревья пересаживаются в море, горы передвигаются. Горы нашего страха, эгоизма, малодушия. Мир переживает кризис. Надо только иметь немного веры. Семья распадается. Школа в кризисе. Экономика в кризисе. И Церковь, злорадствуют наши враги, тоже в кризисе! Смерть торжествует. Крест водружён посреди мира. Но гроб Распятого на нем – пуст. Он воскрес, Он прошёл по морю, и потому «да ликуют все дерева дубравные» (Пс. 95).