Пётр Мультатули - Непрерывный поток батальонов

Архив: 
В этой войне наш народ потерял 27 миллионов человеческих жизней. Поэтому мы по праву называем её священной. Но она является священной ещё и потому, что во время неё в народе ожила святая идея, которой Россия жила веками.

Вопреки советским идеологическим догмам, войну выиграла не Коммунистическая партия и не «передовой» социалистический строй. Её выиграл великий Русский Дух. Природу этого Духа прекрасно выразил император Александр I Благословенный после изгнания Наполеона из России: «Господь шёл впереди нас. Он одержал победу».

В 1941–1945 гг. в условиях богоборческой власти её глава не мог и не хотел сказать ничего подобного. Но за него это сделал 9 мая 1945 г. Святейший Патриарх Алексий I в обращении к пастве: «Православная Русь, после безпримерных бранных подвигов, после неимоверного напряжения всех сил народа, вставшего как один человек на защиту Родины и не щадившего и самой жизни ради спасения Отечества, – ныне предстоит Господу сил в молитве, благодарно взывая к Самому Источнику побед и мира за Его небесную помощь в годину брани, за радость победы».

Не вызывает сомнений, что Великая Отечественная война была особым исключительным периодом советской истории, когда интернационально-большевистская идеология была вынуждена отступить перед духовно-русской. Оказалось, что Красная армия «товарища» Троцкого, созданная в 1918 году и остававшаяся в своей идеологической составляющей практически неизменной, летом 1941 г. не смогла отразить удар вермахта. Враг захватил Белоруссию, Прибалтику, Украину, оказался под Москвой и Ленинградом. Наши потери были огромны: Киевский и Вяземский котлы 1941 г. стоили Красной армии убитыми и ранеными почти столько же, сколько русская армия потеряла за всю Первую мировую войну. В плену у немцев на начало 1942 г. оказалось около 3 млн советских военнослужащих. И хотя это происходило в то же время, когда сотни тысяч солдат и командиров Красной армии являли чудеса самоотверженности и героизма на полях сражений, своими жизнями срывая планы Гитлера по блицкригу, невиданное в русской истории число пленных нельзя объяснить только внезапностью нападения и превосходством германской армии.


В 1941 г. народ ясно и чётко дал понять, что воевать за идеи «социалистического отечества» и «мировой солидарности трудящихся» он не хочет. Именно потому в годы Великой Отечественной войны сталинский режим был вынужден обратиться к ценностям сокрушённой, сломленной, оклеветанной, но так и не уничтоженной русской православной цивилизации, потому что без её помощи он был обречён. Обращение вождя к народу «Братья и сестры», то есть использование им церковной лексики, означало крик о помощи. Сталин помнил результаты переписи населения 1937 г.,

когда большинство опрошенных, несмотря на страх самой жёсткой репрессии, заявили, что они верующие. Но он хорошо понимал, что без опоры именно на русский патриотизм ему не поднять на борьбу и другие народы СССР. Именно поэтому 7 ноября 1941 г. Сталин обратился к русским святым князьям Александру Невскому и Димитрию Донскому и к ещё недавно запрещённым русским национальным героям Кузьме Минину, князю Пожарскому, Суворову и Кутузову.
 
В годы Великой Отечественной войны вековые, исконные, родные идеалы Святой Руси проявились вдруг с невиданной силой. Народу в такой страшной войне был необходим образ Верховного Главнокомандующего, и народ стал его создавать в своём воображении таким, каким он привык видеть царя. Сталин сразу это уловил и полностью сменил свой внешний облик. Вместо партийного вождя в мрачном френче пришёл генералиссимус в белом кителе и золотыми погонами, чей профиль чеканили на медалях и вышивали на знамёнах, там, где раньше находились царский вензель и Лик Спасителя.

 В начале 1990-х гг. я беседовал с одним ветераном Великой Отечественной войны, которому довелось видеть Сталина вблизи. Привыкший к изображениям на миллионных портретах высокого черноволосого статного полубога, он был поражён, когда мимо него прошёл маленький и рябой пожилой человек с седыми рыжеватыми волосами. Конечно, такой образ Сталина в такой войне не мог вести народ к победе. Её мог вести только Сталин из фильма «Падение Берлина» – мудрый и всезнающий, вождь-небожитель, вождь-миф. «За Родину! За Сталина!» – это исковерканный лозунг русской православной цивилизации: «За Веру, Царя и Отечество».

Во время Великой Отечественной войны интересы советской власти и традиционной России, которые ранее не имели ничего общего, на короткое время совпали. Сталин хорошо понимал, что поражение в войне означает его смерть, физическую и политическую, но то же самое понимал и русский народ, видя, какие цели преследуют нацисты и что они творят на оккупированных территориях. Вот тогда народ нашёл в себе мужество и мудрость забыть личные обиды и притеснения, полученные им от советской власти, и пошёл воевать за Родину, понимая, что Матушка-Россия – одна на все времена.

К концу войны от Красной армии образца 1941 г. не осталось и следа. Войну выиграла армия, одетая практически в царскую форму, благословляемая Святейшим Патриархом, вдохновляемая «образом наших великих предков». Именно эта армия в мае 1945 г. взяла штурмом Берлин, а в июне того же года швырнула к подножью Кремля поверженные знамёна оккультного нацистского рейха.

Однако было бы неправильно думать, что эта роль была только духовной. Императорская Россия оставила огромное научно-техническое, военное и материальное наследие, не говоря уже о людском потенциале. Ведь подавляющая часть участников Великой Отечественной войны либо родилась до революции, либо получила дореволюционное образование и воспитание. Многие советские военачальники имели опыт службы в рядах Императорской армии в годы Первой мировой войны. Советские школы авиастроения и танкостроения уходили корнями в КБ царской России. Непревзойдённая советская артиллерия была создана выпускниками Петроградского артиллерийского училища. Что же касается советского флота на 1941 год, то доля в нём дореволюционных судов поистине впечатляет. Крупнейшие из них были заложены и спущены на воду в 1909–1913 гг.

Наследие дореволюционной военной промышленности тоже было велико. Тамбовский пороховой завод, крупнейший производитель боеприпасов в России, был основан в 1915 г. Сталинградский завод «Красный Октябрь», производивший 9 % всей выпускаемой для оборонной промышленности СССР стали, был построен в 1914 г. в Царицыне.  Всего к 1917 г. в императорской России было построено около 20 новых военных заводов, большевики унаследовали запас снарядов в 18 млн штук. С нуля была создана химическая промышленность. По указу императора Николая II был основан незамерзающий порт Романов-на-Мурмане (современный Мурманск), сыгравший огромную роль в годы Великой Отечественной войны.

Темпы эвакуации во время Великой Отечественной войны во многом были обусловлены эвакуационным опытом Первой мировой войны. Ставший знаменитым в годы Великой Отечественной войны лозунг «Всё для фронта, всё для победы!»  появился в царской России ещё в 1916 году.

Всё это вовсе не принижает самоотверженного труда советских конструкторов и оружейников, руководителей советской промышленности, тружеников тыла. Просто нужно знать о великих заделах Российской империи, оказавших огромную помощь в годы Великой Отечественной войны.

Сегодня, склоняясь перед великой народной победой, мы должны помнить и ту страшную цену, какой она была оплачена. Из демографической ямы в почти 30 млн человек мы не можем полностью выбраться до сих пор. Ответственность за эти жертвы прежде всего лежит на агрессоре, нацистской Германии и её европейских приспешниках, организаторов геноцида нашего народа. Но мы также не должны забывать и о той высокой степени ответственности, которая лежит на советском руководстве того времени. В том бездушном преступном отношении к человеческой жизни, который был присущ большевистско-сталинской государственной машине, что, конечно, полностью отделяет её от русской православной цивилизации.

Вынужденный во время войны обратиться к идеалам русской православной цивилизации, Сталин никогда по-настоящему не был её сторонником. В победном 1945-м вождь ещё по инерции произнёс свой знаменитый тост «За великий русский народ», который определялся как главная сила Победы. Но уже в 1946 г. Сталин заявил совсем другое: «Наша победа означает прежде всего, что победил наш советский общественный строй, что советский общественный строй с успехом выдержал испытание в огне войны и доказал свою полную жизнеспособность».

Одновременно с прекращением заигрывания с русским патриотизмом у Сталина отпала необходимость в дальнейшем прославлении народного подвига в Великой Отечественной войне: в 1948 г. День Победы перестал быть выходным. Этот статус ему был возвращён лишь в 1965 г.

Но мирские праздники нужны живым. Павшие же исполнили великую Божью заповедь: Нет больше той любви, аще кто положит душу свою за други своя (Ин. 15, 13).

У Владислава Шурыгина, военного журналиста и писателя, есть такие строки: «Однажды мой отец высказал пронзительную и страшную мысль: “В главном параде в честь Дня Победы 24 июня 1945 года участвовало десять тысяч солдат и офицеров армий и фронтов. Прохождение парадных “коробок” войск продолжалось тридцать минут. И знаешь, о чём я подумал? За четыре года войны потери нашей армии составили почти девять миллионов убитых. И каждый из них, отдавших Победе самое драгоценное – жизнь! – достоин того, чтобы пройти в том парадном строю по Красной площади. Так вот, если всех погибших поставить в парадный строй, то эти “коробки” шли бы через Красную площадь девятнадцать суток…”. И я вдруг, как наяву, представил этот парад. Парадные “коробки” двадцать на десять. Сто двадцать шагов в минуту. В обмотках и сапогах, шинелях, “комбезах” и телогрейках, в пилотках, ушанках, “будёновках”, касках, бескозырках, фуражках. И девятнадцать дней и ночей через Красную площадь шёл бы этот непрерывный поток павших батальонов, полков, дивизий. Парад героев, парад победителей. Задумайтесь! Девятнадцать дней!..»

Пётр Валентинович МУЛЬТАТУЛИ