Надежда Павлова - Лука: крест и скальпель

Архив: 

11 июня – память архиепископа Луки (Войно-Ясенецкого)
 

Наконец-то вышел на экраны страны давно ожидаемый православной общественностью фильм «Излечить страх» (другое название – «Лука») – о жизни святителя Луки (Войно-Ясенецкого). Скажу сразу: эту картину лучше всего смотреть на широком экране в кинотеатре, а не на домашнем видео, чтобы впечатление не замутилось житейскими деталями.
 
И желательно – без попкорна!

Фильм начинается с закадрового голоса главного героя: «С детства у меня была страсть к рисованию». Уже твёрдо решив стать художником, он решает, что «не вправе заниматься тем, что мне нравится, но обязан заниматься тем, что полезно для страдающих людей».

Вот главное, что уже в юности сформировало личность будущего святителя, – жизнь не для себя и своих хотений, но для исполнения долга – избавления людей от страданий. Рассказ ведётся от имени архиепископа Луки, который вспоминает долгую свою жизнь. Кадры фильма переносят нас из одного пласта времени – в другой, из юности – в старость, из войны – в мир, из тюремной камеры – на свободу. Герой говорит о жизни, а мы понимаем, что о Житии…

В начале фильма Валентин Феликсович Войно-Ясенецкий – талантливый и успешный молодой доктор, в тонкой оправе очков, элегантно одетый – почти светский человек. Поглощён, как страстью, медициной во всех её аспектах – научном и практическом. Но главное для него – лечить людей. И пришлось ему это делать во времена революционного лихолетья, которое выпало на его жизнь. Даже под грохот разбитых окон, когда осколки стёкол чуть ли не осыпают операционный стол. И доктору всё равно, кто сейчас лежит на столе, – белый офицер или красный командир. Его долг – спасать человека. И он спасает. Гениальный хирург, он может работать и скальпелем, и слесарными щипцами, и даже заточкой. Такое тоже пришлось ему пережить, когда зэки в тюремной камере, куда он попал, требуют вылечить своего пахана… Первый арест состоялся прямо в его операционной по доносу вечно пьяного служителя больничного морга, постоянно получавшего от доктора замечания за свою нерадивость. Одетый в красноармейскую форму с нацепленным алым бантом, теперь он с подельниками врывается прямо в операционную: «Оперируешь белогвардейца, значит?» И со всего размаху разрезает ножом горло раненого офицера.

По счастью, после того ареста Валентина Феликсовича быстро освободили. Его признал один из красных начальников: «Две пули у меня из брюха вынул». Вспомнил, знать, добро и отпустил…

Личная жизнь Валентина Феликсовича полна испытаний: он рано теряет жену, остаётся с четырьмя детьми на руках, старшему из которых 12 лет, а младшему – 6. Анну Васильевну Войно-Ясенецкую играет заслуженная артистка России Екатерина Гусева. Популярная, порой избыточно яркая, она известна широкому зрителю по многочисленным сериалам, киноработам и даже по ледовому шоу, где виртуозно каталась на коньках. Здесь, в фильме, она предстала как глубокая трагедийная актриса. Её героиня проживает, пожалуй, самый драматичный момент, когда тяжкая болезнь буквально выбрасывает её из жизни. В фильме страдания перетекают из яви в сон, из сна – в явь. Душа Анны уже устремилась в другой мир, а исступлённый крик мужа – «Я тебя не отпускаю!» – уже не может удержать её на Земле…

«У меня никогда не было мысли о священстве», – удивительное признание святителя. Не думал, но стал. И в какую кровожадную эпоху тотального предательства! Когда даже носить крестик было подобно самоубийству. А тут стал не просто глубоко верующим, а  пастырем отвергаемого безбожным государством христианского учения. «Жатвы много, а делателей мало», – услышал Божий призыв и отозвался всем сердцем и навсегда: «Мой долг – защищать проповедью оскорбляемого Спасителя нашего и восхвалять Его безмерное милосердие к роду человеческому».

Перелом судьбы состоялся. А лютое революционное безвременье продолжилось, его в полной мере олицетворял другой священник – отец Василий. Этот персонаж – прежде пастырь, а теперь отступник от веры – отрезает бороду, переодевается в одежду заводского рабочего, чтобы – не дай Бог! – не заподозрили в нём священнослужителя. А в это же время Валентин Войно-Ясенецкий надевает рясу. А сверху белый халат. В таком одеянии он идёт по больничному коридору госпиталя. И изумлённый медперсонал не знает, как к нему обращаться: Валентин Феликсович или… отец Валентин?

Он входит в операционную и сразу замечает, что со стены исчезла икона, которая всегда была здесь. А без Божьего благословения он оперировать не будет! И Валентин Феликсович снимает халат. И уходит! Вот тут местное начальство и даёт слабину: ведь неотложную операцию жене крупного партийца может сделать только этот строптивый доктор. И начальство скрепя сердце возвращает икону в операционную. Вместе с ней туда возвращается и Войно-Ясенецкий…

Для отца Валентина, который вскоре после этого становится епископом Лукой, не существует ни малейшего компромисса во всём, что касается его религиозных и нравственных взглядов. А между тем, бывший священник Василий Зверев стал не просто гражданским лицом – его взяли на работу в «органы» и теперь он – следователь, который допрашивает епископа Луку с особым пристрастием и злобой. Угрожает расстрелом, не гнушается пытками, требует отказаться от сана, издевательски хлебает из миски варево, соблазняя держащего голодовку арестанта. Во время последней такой «беседы» Зверев вдруг падает от внезапного сердечного приступа и, будто прозрев, зовёт по-детски жалобно: «Отче, не оставляй меня!» Но конвоиры уже насильно волокут из кабинета владыку, который, всё же обернувшись, почти приказывает: «Дыши, Зверев!»

«Моё дело – лечить, а не судить», – скажет позже убелённый сединами старец Лука молодому иноку. Это келейник Серёжа – ещё одно искушение предательством, совершённым уже почти в наше время – в 60-е годы XX столетия. Он докладывает о всех действиях, разговорах и даже мыслях архиепископа, высказанных в доверительной беседе. Провидец Лука догадывается, вернее, точно знает об этом. Серёжа уже готов выполнить приказ – подмешать отраву в его лекарство: уж слишком строптив старец, вот и сейчас протестует против закрытия церкви в Евпатории… И вот уже почти сломленный Серёжа видит, как рука архиепископа тянется к злополучному стакану с отравой, и… в последний момент выбивает склянку из рук старца. Святой старец осеняет блудного сына крестным знамением: спасена ещё одна христианская душа, вернувшаяся почти из точки невозврата…

Везде, где жил Лука, – в ссылке и на свободе, он создавал Церковь одним своим присутствием. И власти ничего не могли с этим поделать. В ссыльных краях Красноярска всем миром встречают люди хлебом-солью зэка-архиепископа. Под его благословение преклоняют колена все, кто сейчас на пристани, – жители, а вместе с ними и пропащие урки, сокамерники Луки. Весь Север знает архиепископа Луку. Он и пастырь, и лекарь, отверзающий очи слепым в буквальном смысле этого слова. «Белым шаманом» зовут его тунгусы в юртах. Святым – в заброшенных сибирских деревнях.

И всегда он свободен – в высшем смысле этого слова. В юности, когда решил посвятить себя медицине, отринув увлечение живописью. Когда надел рясу и продолжал врачевать не только души, но и тела людей. Был свободен, когда в тюремном заключении писал блистательные «Очерки гнойной хирургии»,  выдержавшие три издания. Когда проводил сложнейшие операции на войне, спасая раненых в самых безнадёжных случаях. Вырванный из ссылки, Валентин Феликсович Войно-Ясенецкий в 1942 году консультирует в военных госпиталях, сам стоит за операционным столом. По окончании войны награждён медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.». Священный Синод приравнял его медицинское поприще к архиерейскому служению.

Большевистская власть, видимо, чувствовала огромность его личности. И потому боялась, гнобила, но и награждала. Подумайте только, ведь он был лауреатом Сталинской премии первой степени! И при этом за плечами – три ареста, три многолетних ссылки, война и безконечные вынужденные странствия от Ташкента до поселений за двести тридцать вёрст дальше Полярного круга!
Сценарий, режиссура, актёрские работы – во всём видно бережное отношение к авторскому тексту – автобиографии Луки, написанной им самим в конце жизни. А ведь можно было присочинить, сфантазировать пикантную небылицу. И была соблазняющая зацепка: Валентин Феликсович, вспоминая о любимой жене, был оголённо правдив, признаваясь, что Анна была патологически ревнива… Вот вам и предлог для очередного сочинения «на тему». Но, слава Богу, сохранение текста в его почти цитатном исполнении – большая заслуга создателей фильма (режиссёр Александр Пархоменко, генеральный продюсер Олег Сытник).

Актёрские работы, несомненно, – попадание в «десятку»: Виталий Безруков, Андрей Саминин, Алексей Шевченков, Владимир Гостюхин. Все три возрастные роли святителя – органичны, и никак не скажешь, что Лука «сыгран». Не возникает и тени сомнения в достоверности. И потому фильм интересен ещё и вниманием к деталям, бытовым подробностям изображаемых событий, вплоть до одежды персонажей. Их красивая правильная русская речь – драгоценная «изюминка» этой профессионально сделанной кинокартины.

Будет ли фильм иметь массовый прокат? Посмотрим. Но, к сожалению, думается, что немногие захотят испытать столь трагичный накал чувств. Современные зрители отвыкли от сопереживания и, напротив, приучились к отстранённости от событий, происходящих на экране, когда опасности для героев никак не касаются тебя лично. Нет, Лука – не Бэтмен, не сверхчеловек. Просто святой целитель.

Архиепископ Лука (Валентин Феликсович Войно-Ясенецкий) умер 11 июня 1961 года в Крыму, в городе Симферополе, в воскресенье, в день Всех святых, в земле Русской просиявших. Канонизирован Русской Православной Церковью в 2000 году в сонме новомучеников и исповедников Российских для общецерковного почитания.

«Всегда буду с вами в молитвах своих. Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь».

Этими словами владыки Луки заканчивается фильм.

Надежда Валентиновна ПАВЛОВА