Елена Решетникова - История моего Отечества

Архив: 
В ноябре 2014 года НБФ «Наследие» совместно с Российским институтом стратегических исследований (Москва) и журналом «Казаки» впервые объявили о проведении конкурса сочинений на историческую тему среди учащихся российских казачьих кадетских корпусов.


Цель конкурса – развитие творческого потенциала и любознательности молодёжи, стимулирование интереса к истории России. Участникам конкурса было предложено выбрать тему сочинения, исходя из следующих тематических направлений: «Забытые страницы истории России» и «Мои любимые страницы истории Отечества».

Для объективной оценки работ была создана конкурсная комиссия в составе 5 человек, среди которых – писатели, историки и журналисты. Эксперты комиссии оценивали работы участников по десятибалльной шкале.

К сожалению, не все кадетские корпуса, приглашённые к участию, откликнулись. Всего на конкурс было прислано около 30 работ из четырёх казачьих кадетских корпусов: Донских Новочеркасского им. Александра III и Шахтинского им. Я.П. Бакланова, Кропоткинского им. генерала Г.Н. Трошева Краснодарского края, Московского им. М.А. Шолохова. Возраст участников конкурса – 14-15 лет.

О чём же писали наши дети? Темы сочинений были самые разные. Кто-то пересказал семейные истории об участниках Великой Отечественной войны, несколько сочинений коснулись темы Первой мировой войны (оборона крепости Осовец, подвиг Козьмы Крючкова и др.), а также подвигам наших соотечественников во время Кавказской войны (подвиг Архипа Осипова и др.).

Из 14 работ, присланных из Новочеркасска, 8 были о пребывании казаков на о. Лемнос в 1920–1921 гг. Очень хорошо, что воспитанники конкурса знакомы с этой забытой страницей нашей истории.

Подводя итоги конкурса, председатель конкурсной комиссии писатель, историк А.А. Музафаров отметил: «Откровенно плохих работ среди присланных на конкурс сочинений не было. Сам жанр сочинения потребовал от участников конкурса не только собрать историческую информацию о любимом периоде в истории России, но и связно изложить её хорошим русским языком. С этой задачей хорошо справились не все. Конкурс дал наглядный урок участникам – мало любить историю, мало её знать, надо уметь хорошо рассказать её, ибо чего стоят твои любовь и знания, если ты не можешь ими поделиться? Отрадно отметить, что в работах участников конкурса практически нет следов того вала исторической мифологии, что обрушился на российское массовое сознание в последние годы. Юные кадеты проявили редкое здравомыслие, обратившись к достоверным источникам исторического знания. Весьма полезный пример для всех нас».

К сожалению, некоторые участники конкурса отнеслись к работе над сочинением формально. Кто-то просто переписал учебник истории, кто-то написал изложение без анализа, выводов, личного отношения к теме. Во многом это связано с недостатками преподавания русского языка и литературы в современной школе. Сейчас уже, похоже, всем становится понятно, какой ущерб нанесло введение тестовой системы нашему образованию, особенно в области гуманитарных наук. За прошедшее десятилетие не только дети не научились связно и логически излагать свои мысли, выделять главное, расставлять правильные акценты, но и сами педагоги утратили навыки преподавания, переключившись на «гонку» по освоению формата ЕГЭ.

Все эти проблемы в полной мере проявились при проведении в школах России итогового сочинения по русскому языку в декабре 2014 года. Результаты этого экзамена показали, что наши дети пишут, в основном, грамотно, тогда как у подавляющего большинства учащихся был «незачёт» по критерию «Композиционная цельность и логичность изложения». Те же, кто вообще не получил зачёт по итоговому сочинению, скорее всего, не прошли критерия «Глубина раскрытия темы», не сумев понять проблематику и привести правильные аргументы. Повторюсь, при этом практически все пишут грамотно! Получается, что за 10 с лишним лет существования ЕГЭ по русскому языку и литературе учащиеся напрочь лишились способности осмысливать художественные произведения, видеть и понимать главные темы изложенного, анализировать прочитанное и связно излагать свои мысли.

Всё это, как в капле воды, отразилось и в работах участников конкурса сочинений «История моего Отечества». Поэтому наиболее высокие оценки получили те сочинения, в которых присутствуют рассуждения, личностный подход к проблеме, даётся хотя бы небольшой анализ с выводами.

Все победители конкурса сочинений были приглашены в Москву для участия в торжественной церемонии награждения, которая прошла 28 февраля 2015 года в Российском институте стратегических исследований. Директор института и президент НБФ «Наследие», автор книги «Русский Лемнос» генерал-лейтенант Л.П. Решетников вручил кадетам памятные знаки, дипломы и книги в подарок. Владислав Забавин, кадет Московского им. М.А. Шолохова казачьего кадетского корпуса, замечательно прочитал свои стихи.

Все победители конкурса сочинений будут рекомендованы к участию в детском патриотическом лагере на о. Лемнос (Греция) в июне 2015 г.

Елена Леонидовна РЕШЕТНИКОВА