Андрей Воронцов - «Я ОДИН ОСТАЛСЯ ПРОРОК ГОСПОДЕНЬ...»

Святой Илия – самый любимый в нашем народе Ветхозаветный пророк. Обычно причину этого видят в том, что образ его был неразделимо связан в сознании русских крестьян с громом, молнией и ливневым дождём. В грозу в деревнях говорили: «Илья-пророк разъезжает по небу в своей колеснице», радовались, что избавляет от засухи, неурожая и голода.

2 августа – память святого пророка Илии

Отношение к Илии как к силе, управляющей по благословению Божиему небесными стихиями, было свойственно не только русским, но и сербам, и болгарам. Характерно даже позднейшее отожествление на Руси образа Ильи-пророка с богатырём Ильёй Муромцем.

Некоторые учёные-атеисты говорят, что пророк просто заменил в народном сознании место языческого Перуна. Я лично считаю это проявлением той особой духовной безграмотности учёных мужей, которая так ярко проявилась, в частности, в их прошлогоднем открытом письме о «пагубности» преподавания Основ православной культуры в школе. Народ наш далеко не так глуп, как считают иные представители «научной элиты».

Например, что может простой русский народ знать о тайном антихристианском учении иудеев — каббале? Ведь оно представляет собой намеренно усложнённую, запутанную систему воззрений, особенно для европейского человека, традиционно ищущего смысл в словах, а не в буквах, из которых составлены слова. В русском языке есть слово «кабала», но оно означает не «предание», как у евреев, а «рабство». Язык не врёт! Суть каббалы — духовное рабство.

Есть глубинные причины любви русского народа к пророку Илии. Не может быть и речи о «замене» им Перуна, и вот почему.

В чём суть учения библейских пророков, в том числе Илии? — Борьба Единобожия с язычеством. Но что именно представляло собой древнесемитское язычество? Оно было страшно. Дошедшая до нас история культа Ваала (Баал-Зебула, Вельзевула) совершенно определённо говорит о том, что в дни засух, неурожаев, бедствий, эпидемий семиты-язычники жгли живьём своих детей-первенцев в качестве жертвы. И назывался этот жуткий обряд «всесожжением» (вместе с детьми жгли скот, птицу, зерно), или по-гречески «холокост».

Вот почему пророк Моисей запрещал евреям под страхом смерти «проводить своих первенцев через огонь»! Хотя многие до сих пор думают, что речь в этом законе идёт о прыжках через костёр, как в сказке про Снегурочку! Увы, нет… И потому Моисей и другие пророки были столь беспощадны к евреям-язычникам. Ведь в основе их «религии» были жертвоприношения детей!

Но главная драма ветхозаветной истории Израиля была в том, что иудеям, верующим в Единого Истинного Бога, не удалось обратить язычников в свою веру. Древнееврейская история говорит об этом очень скупо, но часть хананеев (финикийцев) категорически не приняла истинную веру и отправилась на побережье Северной Африки, где образовала в IX веке до новой эры могущественное семитское государство с религией Ваала-Молоха, ужасающими человеческими жертвоприношениями, другая часть «ушла в подполье» в Палестине, многие решили веровать по принципу дуализма: кто сильней, у того и правда.

Шесть веков прошло с тех пор, как Моисей дал заповеди от Бога Истинного, иудеи создали своё Царство, построили Иерусалимский храм во славу Единого Бога, но вот что мы читаем в Книге пророка Иеремии: «Как! вы крадёте, убиваете и прелюбодействуете, и клянетесь во лжи и кадите Ваалу, и ходите во след иных богов, которых вы не знаете, и потом приходите и становитесь пред лицом Моим в доме сем, над которым наречено имя Мое, и говорите: «мы спасены» чтобы впредь делать все эти мерзости» (7, 9 10). «… И устроили высоты Тофета в долине сыновей Енномовых (это, в иной транскрипции, знаменитая «Геенна огненная». А. В.), чтобы сожигать сыновей своих и дочерей своих в огне, чего Я не повелевал и что Мне на сердце не приходило» (Иер. 7, 31). Вот оно, коренное, роковое, неразрешимое противоречие ветхозаветного народа, когда люди и Баал-Зебулу кадят, и в Храм Господень ходят! Знать об этом необходимо и некоторым русским православным, которые не признают ветхозаветных пророков, а ведь многие из них, как, например, Иеремия, претерпели не меньше, чем первые христианские мученики.

И жители Иерусалима проявили тот же религиозный дуализм, в котором их обвинял Господь устами пророка Иеремии. Пока Христос был на свободе и творил чудеса, они искренне были готовы поклоняться Ему; когда же Он оказался в узилище — сразу вспомнили они о древнем Баал-Зебуле, Люцифере. И закричали: «Распни Его!».

Пророк Илия жил в том самом IX веке до Рождества Христова, когда финикийцы, приверженцы Ваала, покинули Ханаан и образовали своё государство Карфаген. Думаю, этот исход произошёл в немалой степени благодаря Илии. Он был потомком первосвященника Аарона. С юных лет предав себя Богу, жил, как ангел, непорочный душой и телом. Но в Израиле наступили плохие времена для праведников. После смерти Соломона все израильские цари, кроме Асы, поклонялись Ваалу. Воздвигали всё новые языческие идолы и капища его. Язычником был и царь Ахав, в годы правления которого жил пророк Илия. «И делал Ахав, сын Амврия, неугодное пред очами Господа более всех бывших прежде него. Мало было для него впадать в грехи Иеровоама, сына Наватова (царя-язычника — А.В.); он взял себе в жену Иезавель, дочь Ефваала царя Сидонского (сидонцы поклонялись Ваалу и Астарте. — А. В.), и стал служить Ваалу и поклоняться ему» (3 Цар. 16, 30—32). Иезавель эта ни в чём не уступала своему супругу, а может быть, и превосходила его: в частности, она приказала истребить в Израиле всех пророков, верных Моисееву Закону

 В эти страшные годы последним защитником истинной веры стал пророк Илия. Когда нечестие царя Ахава достигло крайней степени, пророк Илия возвестил ему, что не будет больше в его царстве ни росы, ни дождя, — разве только по его, Илии, слову. Но Ахав не раскаялся, и источники вод в Израиле иссякли. На третий год ужасной засухи Бог велит Илии снова придти к Ахаву, обещая послать дождь на землю. По требованию Илии, «весь Израиль», а также 850 жрецов Ваала и Астарты собираются на горе Кармил. «И сказал Илия народу: я один остался пророк Господень, а пророков Ваала четыреста пятьдесят человек [и четыреста пророков дубравных]; пусть дадут нам двух тельцов, и пусть они выберут себе одного тельца, и рассекут его, и положат на дрова, но огня пусть не подкладывают; а я приготовлю другого тельца и положу на дрова, а огня не подложу; и призовите вы имя бога вашего, а я призову имя Господа Бога моего. Тот Бог, Который даст ответ посредством огня, есть Бог» (3 Цар. 18, 22—24). Как ни призывали вааловы пророки своё кровожадное божество, как ни бесновались, «не было ни голоса, ни ответа». А на жертвенник Илии «ниспал огонь Господень и пожрал всесожжение, и дрова, камни, и прах, и поглотил воду, которая во рве. Увидев это, весь народ пал на лице свое и сказал: Господь есть Бог, Господь есть Бог!» (3 Цар. 18, 38—39). Пророк Илия тут же велел народу схватить кровавых жрецов Ваала и Астарты и заколол их у потока Киссон.    Илия, по воле Божией, вместо Ахава помазал в цари над Израилем Ииуя, а своему ученику Елисею — вымолил пророческий дар. Он предрёк гибель Ахава и его дома и позорную смерть его жены, а затем и смерть Охозии, нового царя Израиля, который, заболев, обратился к помощи идола Вельзевула.

В день, когда Господь захотел вознести Илию живым на небо, перед пророком и сопровождавшим его Елисеем расступились воды Иордана. Явились «колесница огненная и кони огненные, и разлучили их обоих, и понесся Илия в вихре на небо. Елисей же смотрел и воскликнул: отец мой, отец мой, колесница Израиля и конница его! И не видел его более» (4 Цар. 2, 11—12).

Именно Илия в день Преображения Господа нашего Иисуса Христа вместе с Моисеем явился апостолам и беседовал с Иисусом. И это, конечно, не случайно. Слово и дело, которые принёс в мир Илия, были исполнены непоколебимой, неиссякаемой веры в Правду Божию. Его имя в переводе с древнееврейского означает то, что кричали люди, когда вспыхнул огонь на жертвеннике Илии: «Господь есть Бог, Господь есть Бог!». В величественных раскатах грома, в сверкающей на полнеба молнии русский народ видел не неведомую грозную силу стихии, а великую силу Правды, побуждающую воскликнуть, как воскликнул ученик Илии Елисей, желая, чтобы перед ним тоже расступились воды Иордана: «Где Господь, Бог Илии, — Он Самый?».

И Господь раздвинул перед ним воды, показав, где Он. Мы тоже верим, что Господь с нами. Оттого и почитаем вознесённого Им на Небо живым пророка Илию.

Андрей Венедиктович ВОРОНЦОВ