450 лет прославления иконы Божией Матери, именуемой Нарвская. Само название этой иконы — «Нарвская» — отражается в русской душе как боевой клич.Столько крови наших предков было пролито под Нарвой, за Нарву. Этот город всегда был важным стратегическим форпостом на западных рубежах Древней Руси и России.
Несколько веков наши воины сражались с немецкими рыцарями (не с доблестными эстами, которые тогда были рабами на землях завоевателей из тевтонского ордена) за владение этой ключевой между Россией и Западной Европой крепостью. В последний раз русские воины стояли насмерть и победили под Нарвой во время Великой Отечественной войны
С детства врезались в память слова из песни-стихотворения: «Мы похоронены где-то под Нарвой…Так и лежим, как сражались, попарно…». И потом, как написано в этом стихотворении, русские воины, павшие здесь в кровавых сражениях прошлых веков, встают из своих могил рядом с бойцами Великой Отечественной и сражаются за Нарву: «Если сынов своих кличет Россия, то значит — беда»… Да ведь так и есть. Недаром же даже мёртвых русских солдат и ныне боятся в Таллинне. Переносят их могилы с места на место…
Богородица всегда была с нами в боях за наше Отечество. Нарвская икона Божией Матери прославлена во время войны царя Ивана Грозного на западных рубежах Древней Руси. Трудной была та война. Долго русские войска не могли взять Нарвскую крепость.
И тогда на помощь пришла Богородица. Уверенные в своей победе немецкие рыцари пировали в доме, где прежде жил русский купец. Город-то этот со времён князя Владимира Красное Солнышко был русским. (Сегодня он принадлежит Эстонии). Подвыпившие немцы нашли в доме купца образ Божией Матери с Предвечным Младенцем на руках. Стали глумиться над ним, говоря: «Эта доска поставлена нашими врагами, русскими. Нам она не нужна. Бросим её в огонь».
Икону сняли со стены и бросили в огонь под котлы, в которых варилось пиво. И вдруг пламя устремилось вверх, загорелась крыша дома. Внезапно налетела буря. В одну минуту пожар распространился по всему городу. Началась паника. Воспользовавшись этим смятением, русские войска пошли на приступ и взяли крепость.
Икона Божией Матери, с тех пор именуемая Нарвской, и лежавший рядом с ней образ святителя Николая, были обретены в полностью сгоревшем городе совершенно неповреждёнными. Царь Иван Васильевич, узнав об этом чуде, немедленно послал туда Юрьевского архимандрита, дал денег, что-бы построили в крепости и в городе храмы в честь Нарвской иконы Богородицы.
«24 мая сего года (не знаю, почему в этот день, а не 27 августа, в день прославления иконы) в Нарве праздновалось восстановление общецерковного почитания Нарвской иконы», — цитирую по тексту сайта местной газеты и не понимаю, что всё это значит? Кто и когда приостанавливал празднование присночтимому Русской Православной Церковью образу?
Год назад эстонская власть позволила православной нарвской общине построить маленький деревянный храм в честь Нарвской иконы Божией Матери, а 24 мая этого года к ним приехал митрополит Таллиннский и всея Эстонии Корнилий. Из Воскресенского собора принесли копию Нарвского образа (оригинал утерян), совершили торжественное богослужение архиерейским чином, поклонились Пресвятой Богородице, Заступнице этого города и всей России.
Надежда Александровна ВАСИЛЬЕВА