625 лет явления иконы Божией Матери, именуемой Беседная. Этот образ был дан Древней Руси в тяжёлые времена для духовного укрепления, вскоре после обретения чудотворной иконы Тихвинской Божией Матери, когда построен был первый храм на месте явления её.
После окончания строительства первой Тихвинской церкви благочестивый пономарь Георгий Юрыш был послан оповестить жителей окрестных селений о дне освящения его. Исполнив поручение, Георгий на обратном пути удостоился видения Богоматери. Он шёл лесом и вдруг увидел Её перед собой в сиянии небесного, т.е. неземного, нетварного света. Она, Царица Небесная, сидела на сосновой колоде. В руке Её был жезл. Перед Ней предстоял в святительских ризах свт. Николай. И Богородица с ним о чём-то беседовала. Пономарь не мог слышать — о чём. Он застыл на месте. Так и стоял, словно в землю врос. Беседа их, как показалось Георгию, была долгой, а затем оба они исчезли в сиянии небесного света. И свет исчез. В густом сосновом лесу по-прежнему царил земной полумрак.
Пономарь этот был уважаемым человеком, настоящим христианином. Его рассказу сразу поверили, потому что частица небесного света отражалась в нем. И ещё потому, что не сомневались: Богородица и святитель Николай Землю русскую не оставили, явились достойнейшему из них, чтобы веру в том укрепить.
Иконописцы написали образа, во всех деталях отображавшие то, что увидел благочестивый Георгий. На месте беседы Божией Матери и свт. Николая в лесу близ Тихвина построили монастырь, который так и назывался — Беседный. В нём поместили икону, которая стала чудотворной. Прославились и списки с неё, которые вскоре разошлись по всем храмам Руси.
Но в XVIII — XIX вв. многие древние иконы как «ветхие» стали выносить из храмов и складывать в подвалах. Именно так поступили с Беседной иконой Божией Матери в Благовещенской церкви села Павловского Звенигородского уезда Московской губернии. Сколько бесценных древнерусских икон сгнили в подвалах в те времена — и подумать страшно. Звенигородскую Беседную икону спасла крестьянка из близлежащего села Захарьино Федосья Васильева. И заставила Россию вспомнить о ней в 1849 году. Вот как это случилось.
Выйдя замуж, Феодосья долгое время не имела детей, но непрестанно чувствовала жестокую головную боль, часто впадала в полное расслабление. Однажды во время своих страданий она увидела в своих руках образ Божией Матери, на котором краска вокруг лика Пресвятой Девы опала. И услышала голос, повелевавший ей обновить эту икону.
Федосья пошла в свою приходскую церковь в селе Павловском, в трёх верстах от деревни Захарьино, разыскала Беседную икону и все деньги свои — 15 рублей, немалые средства по тем временам, — отдала церковному старосте. А тот повёз икону в Москву на реставрацию. На третьей Неделе Великого поста образ, сияющий своей первозданной красотой, был возвращён в Павловское. Оттуда его перенесли в Захарьино, в дом болящей Федосьи. Отслужили молебен с водосвятием, и она выздоровела. Сама несла во главе крестного хода икону в Благовещенскую церковь села Павловское.
Слух о чудесном исцелении Федосьи Васильевой скоро распространился по всей России. Множество богомольцев устремилось в Павловский храм. Как написано в книге XIX века, «консистория посчитала нужным чудотворную икону вытребовать для производства следствия в Москву. Следствие показало, что кроме Федосьи Васильевой от иконы получили совершенное исцеление также крестьянин Павел Иванов и крестьянка Наталья Ефремова… Консистория возвратила образ в церковь села Павловское, где она находится и доныне».
К сожалению, в наши дни никто не знает, где она находится. Я ни в одном из храмов такой иконы не встречала. Если кто-нибудь где-нибудь видел образ Божией Матери, именуемой «Беседная», — пусть напишет нам.
Надежда Александровна АЛЕКСАНДРОВА
P.S. В прошлом году освящена часовня на месте Свято-Никольского Беседного монастыря.