Когда говорят: «Петербург — не русский город», «Петербург — уродливое явление, громадина, построенная на костях и болотах», «гиблое место», я испытываю неприязнь к таким людям, не понимающим великого православного значения сего града, возведённого Петром Великим в тех местах, где внук Всеволода Большое Гнездо прославился навеки как Александр Невский.
5 августа 1888 года - явления иконы "Всех скорбящих Радость"(с грошиками)
В Петербурге много христианских святынь. Здесь совершала свой подвиг блаженная Ксения. Город осенён светлым именем св. праведника Иоанна Кронштадтского. И даже став Ленинградом, он совершил свой подвиг — умирая от голода, холода, страдая под бомбами и выстаивая в очередях к проруби за водой или в булочную за скудным хлебным пайком.
Одна из святынь Петербурга — икона Божией Матери «Всех скорбящих Радость» (с грошиками).
В северной столице много было чудотворных икон, привезённых сюда и в XVIII столетии, и в XIX веке, но не было ни одной, которая бы прославилась как чудотворная именно в самом городе. И вот она появилась 5 августа (23 июля) 1888 года.
На берегу Невы на Шлиссельбургском тракте стояла деревянная часовня, названная в честь Тихвинской иконы Божией Матери, которая была помещена там. В часовне было ещё несколько икон. Одна из них — Богородица Скорбящая, предположительно суздальского письма — очень потемневшая, почти чёрная, трудно было даже и разглядеть, что на ней изображено. Перед ликом была церковная кружка, в которую верующие опускали подаяния. Некогда икону прибило волнами к берегу Невы, там её подобрал купец Куракин, затем она была у купца Матвеева, который и передал в Тихвинскую часовню. Почему передал? Дело в том, что однажды Матвеев тонул в Неве и взмолился к Богородице о спасении. Внезапно подул сильный ветер, и доску, за которую Матвеев цеплялся, прибило к берегу как раз в том месте, где стояла Тихвинская часовня. После этого купец и пожертвовал для часовни семейную святыню.
Икона «Всех скорбящих Радость» стала почитаться на Руси с 1688 года, после того, как в Москве от неё исцелилась сестра Патриарха Иоакима Евфимия. И вот, в двухсотую годовщину того московского чудесного события, в северной столице был прославлен один из её списков. В тот летний день над городом разразилась страшная гроза. Удар молнии попал прямо в часовню, и она вспыхнула. К счастью, пожарные быстро прибыли и потушили огонь. Иконы вынесли и сложили неподалёку на траве. Когда дождь кончился, стали поднимать их и увидели чудесное явление. Все образа были обгоревшие, а икона Скорбящей Богородицы полностью высветлилась, обновилась, будто её только что написали. Мало того — кружка для подаяний во время пожара разбилась вдребезги, и к иконе прилипли двенадцать мелких монет — двухкопеечные грошики, полукопейки и четвертькопейки. Причём, прилипли так, что невозможно отколупнуть. Это было особенно трогательно, потому что в кружку люди побогаче подавали крупные монеты, но Богородице ценнее оказались те, что принесли бедные люди, отдававшие, быть может, последнее
Весть о чудесном явлении быстро охватила Петербург. Жители радовались, что отныне и у них есть чудесная икона, явленная именно в их городе. Толпы людей стали стекаться к чудотворному образу, и многие получали от него исцеления. Сохранилось трогательное воспоминание костромской крестьянки Агнии Розановой, которая сильно страдала падучей и время от времени у неё на несколько дней отнималось всё тело. Врачи разводили руками и были бессильны помочь. 16 апреля 1893 года несчастную привезли в Петербург, в Тихвинскую часовню. Она рассказывала: «Поехала я из больницы с сиделкой. Сначала я чувствовала себя очень хорошо, но потом, садясь в вагон конно-железной дороги у Николаевского вокзала, начала жаловаться своей спутнице на лёгкое головокружение. Чем ближе мы подъезжали к часовне, тем хуже и хуже мне становилось. А когда мы приехали на место, то я едва могла выйти из вагона с помощью сиделки и какой-то доброй старушки. Как я вошла в часовню, как подошла к образу Владычицы — не помню. Мне уж после рассказывали, что я упала без чувств у самой решётки перед образом, да так и осталась лежать. При этом у меня почернела левая рука. Лежала я так до чтения св. Евангелия. Как только священник стал произносить святые слова, рука у меня стала белеть (это всё я говорю с чужих слов) и, наконец, приняла обыкновенный цвет, а сама я вздохнула, открыла глаза и сразу почувствовала себя так легко, как будто с меня сняли какие-то тяжёлые вериги. Я поняла, что совершенно здорова, что я могу так же ходить и говорить, как и другие».
В том же 1893 году император Александр III вместе с императрицей Марией Фёдоровной посетил Тихвинскую часовню, молился перед чудотворной иконой и пожертвовал деньги на строительство каменного храма. Через пять лет строительство его завершилось, и он был освящён 2 августа 1898 года, накануне десятилетия со дня чудесного явления иконы. В 1906—1909 гг. рядом с храмом была возведена новая часовня, весьма внушительных размеров.
В 1918 году большевики застрелили настоятеля Скорбященской церкви протоиерея Петра Скипетрова, ставшего одним из первых новомучеников Российских. В 1932 году храм был закрыт, а ещё через шесть лет закрыли и часовню. Образ «Богородица с грошиками», как его называли в народе, спасённый прихожанами, в 1940 году обосновался в Свято-Троицкой церкви Петербурга.
Скорбященский храм в начале 90-х годов возвратили Церкви, он стал подворьем Свято-Троицкого Зеленецкого мужского монастыря. Ныне церковь почти полностью восстановлена в своём первоначальном виде.
В 1998 году икона получила новое имя. В ознаменование 110-летия чудесного явления Патриарх Московский и всея Руси Алексий II присвоил ей наименование «Санкт-Петербургская икона Божией Матери».
Александр Юрьевич ЛУКИН