28 августа – Успение Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии В сей день на проповедях батюшки часто говорят о том, почему мы празднуем, казалось бы, печальное событие – кончину Божией Матери. Вновь и вновь разъясняют они прихожанам одну из главнейших христианских истин: смерть есть лишь переход из бренной жизни в жизнь бесконечную.
И для праведников, которым уготован рай, сей переход и впрямь – праздник. А для грешников, обручившихся с адом, смерть – катастрофа. Успение Пресвятой Богородицы – день воссоединения Её с дивным Сыном, радостная встреча с Ним в сияющих лучах вечного блаженства. На земле ещё скорбели ближние о том, что расстались с Приснодевой Марией, а на небесах – всё ликовало и пело!
«Успение» — древнерусское слово, означающее «засыпание», «погружение в сон». Издревле разделяли смерть и успение. Грань тонкая, но чёткая. Смерть — страшнее. Молимся мы не об умерших, а об усопших. Уснули и вознеслись ко Господу, а не умерли. Это — вера наша в спасение.
Точное время этого события не определено. Учёные-богословы на протяжении веков высказывали разные предположения. Наиболее верным кажется утверждение святого архиепископа Андрея Критского и святого Симеона Метафраста, с коим согласны многие другие, включая святителя Димитрия Ростовского. Они вычислили, что Афинский епископ Дионисий Ареопагит был обращён ко Христу Апостолом Павлом в 52 году по Рождестве Христовом, побывал на Сионе, а затем через пять лет прибыл вновь в Иерусалим и стал свидетелем Успения Богородицы. Таким образом, вполне возможно, сие событие произошло в 57 году.
Предание гласит, что Рождество Христово последовало, когда Марии было 15 лет. А значит, можно предположить, что скончалась Она в возрасте 72 лет.
Судя по всему, Приснодева Мария прожила достаточно долго после того, как Господь наш Иисус Христос вознёсся на небеса после распятия и Воскресения. Она поселилась на горе Сион в доме св. ап. Иоанна Богослова, который был усыновлён Ею. Была вместе со святыми Апостолами в День сошествия Духа Святаго. Вместе с ними восприняла дивный дар Сына.
Апостол Иоанн Богослов находился рядом с Ней постоянно. Сказано, что лишь однажды он отлучался от Неё в Самарию. В остальное же время старался не покидать Всецарицу. Народ иудейский в ослеплении и злобе искал Её смерти, но Она оставалась жить в Иерусалиме, подвергая себя постоянной опасности. О том, где Ей быть, Богородице говорила воля Божия.
Она воздерживалась от речей, оставляя сие право Апостолам. Отвергала всякое возвеличивание Себя. Из множества чудес, связанных с жизнью Божией Матери, выделяют явление Её образа в городе Лидде. Там новообращённые христиане возвели храм в Её честь и просили Богородицу прийти и освятить его. Она пришла, но прежде в храме явился Её нерукотворный образ.
При жизни Приснодевы Марии были написаны три первых Евангелия — от Матфея, от Марка и от Луки. Стало быть, должно знать, что Она их читала и благословила. Четвёртое Евангелие Апостол Иоанн написал уже после Успения Божией Матери.
Древнейшие и самые почитаемые иконы были созданы евангелистом Лукой, писавшим их непосредственно с Лика Богородицы.
Она присутствовала при убиении первомученника Стефана. Стоя на берегу потока Кедронского, Богоматерь и Апостол Иоанн видели, как архидиакона Стефана побивают каменьями, и молились, да восприимет Господь его душу в Свои объятия.
Гонения на христиан усиливались. Был обезглавлен брат ап. Иоанна Иаков. Петра заточили в темнице. Апостолы бросили жребий, кому куда идти проповедовать. Богородице выпало идти в Иверию, нынешнюю Грузию, но Ангел Господень воспретил Ей покидать Иерусалим, и Она осталась.
Лишь однажды Матерь Божия покинула Святый град надолго. С Её путешествием на Кипр связано основание Афонского монастыря. На Кипре жил воскрешённый Спасителем Лазарь. Там он был епископом, и Кипр можно считать первым островом Православия. По пути на море случилась буря. Корабль, на котором плыли Богородица и Апостол Иоанн, вынесло на берег под горой Афон. И поверглись языческие идолы там, а жители уверовали во Христа. Боголепная Жена раскрыла им очи, а на прощание сказала, что сие место будет отныне Её жребием.
Навестив Лазаря на Кипре и благословив христианский остров, Приснодева Мария вернулась в Иерусалим, где через некоторое время Ей была уготована блаженная кончина.
Незадолго до Успения Богородицу посетил для благословения на подвиги святой Дионисий Ареопагит, который затем отправился нести свет Христов в далёкую Галлию, в град Лютецию. Там он принял мученическую кончину. Ему и его спутникам отсекли головы. Со временем Галлия станет Францией, Лютеция — Парижем, а гору, где с благословения Богородицы за Христа пострадали Дионисий Ареопагит, Рустик и Елевферий, назовут Горой Мучеников, по-французски «Монмартр».
О грядущей кончине Богородице было сообщено свыше заранее. Архангел Гавриил, возвестивший некогда Ей: «Благословенна Ты в женах и благословен Плод чрева Твоего, яко Спаса родишь душам людским», тогда явился с иной вестью: через три дня предстоит Ей покинуть земную юдоль, ибо Сын уже ждёт Её со всеми Архангелами и Ангелами, Херувимами и Серафимами, небесными духами и душами праведных.
Всякий верующий может лишь мечтать о том, чтобы и ему было предвозвещено о дне и часе кончины. О непостыдной и мирной кончине душ и телес наших мы постоянно молимся. А какая кончина может быть более блаженной, нежели таковая, когда мы заблаговременно приуготовляемся к ней и ждём с благоговением!
Предание описывает Успение Богородицы как величественное событие. Все Апостолы были чудесным образом перенесены в Иерусалим и предстали пред своей Госпожою. Она утешала их и велела не горевать, а радоваться. В урочный день и в урочный час вокруг благолепно украшенного ложа, на котором возлежала Пречистая Дева, воссиял неземной свет. Сам Христос сошёл с небес и взял на руки отошедшую душу Матери.
На иконах чаще всего Богородица изображается с Божественным Младенцем на руках. И лишь на иконах Успения Христос держит на руках Её. И Он на них — взрослый, а Она — дитя.
«И поелику Приснодева носила на руках Своих Сына Божия во время Его земного младенчества, то, в воздаяние за сие, Сын Божий носит Ея душу на руках Своих в начале Ея небесной жизни», — говорит об этом святитель Филарет Московский.
На иконах Успения внизу обычно изображается сцена усекновения Ангелом рук некоего человека, это иудейский священник Афоний. Воспылав злобой и ненавистью при виде погребального шествия, он бросился к одру Богородицы, намереваясь повергнуть его, но Ангел отсёк ему руки. В тот же час Афоний уверовал в могущество Христово. Тогда апостол Петр велел ему приложить кровоточащие руки, вцепившиеся в ложе Богородицы. Афоний послушался, и руки его дивным образом срослись. На память остались только шрамы. А воинство Христово отныне пополнилось ещё одним христианином — Афонием.
Пресвятая Дева Мария была погребена в Гефсимании, но тело Её вскоре исчезло из места погребения.
Обнаружение этого исчезновения связано с образом апостола Фомы, самого сомневающегося из всех Апостолов. Господь наказал его за сомнения, и Фома единственный из них, кто не присутствовал при Успении Богородицы и не получил Её последнего благословения. Явившись на третий день после погребения, он весьма горевал об этом и добился того, что Апостолы сжалились над беднягой и открыли гробницу-пещеру, чтобы он мог приложиться к телу Богородицы.
В пещере царило неземное благоухание, пелены были развёрнуты, а тела не обнаружили. В тот же день вечером Сама Всецарица явилась к Апостолам на их трапезу и возвестила о том, что тело Её было взято в славу небесную. После этого Апостолы снова разошлись во все концы света, дабы нести народам Слово Божие.
Праздник Успения Богородицы — один из древнейших в Православии. Его начали отмечать уже на другой год после кончины Приснодевы Марии. В IV веке он упоминается как повсеместный. Всеобщее празднование его 15 августа (по новому стилю — 28 августа) было установлено при Императоре Маврикии в 582 году.
Это один из четырёх праздников, которым предшествует пост. Он самый короткий из этих постов, но при этом столь же строгий, как и Великий.
Особое почитание этого праздника выразилось в изобилии храмов, посвящённых ему. Только на Москве ныне — 18 церквей Успения Пресвятой Богородицы. А то, что самый главный храм Москвы — Успенский Патриарший собор Кремля, свидетельствует о многом. Заложенный митрополитом Петром и сооружённый Иваном Калитой, он стал местом торжественных церемоний посажения на престол Великих князей, а затем — венчания на царство Царей, коронования русских Императоров, вплоть до последнего Государя — Николая Александровича. Здесь же происходит интронизация Московских Патриархов.
Не случайно большевики в 1917 году, уподобляясь тому ретивому иудею, в ярости и злобном ослеплении бомбили Успенский собор, стремясь уничтожить его точно так же, как тот иудей хотел низвергнуть ложе Богородицы. Ангел Господень не отсёк рук осатанелым нехристям. Но участь их была плачевной. Все они впоследствии были уничтожены в годы сталинских репрессий. Не случайно Сталина именуют бичом Божиим. И мы не знаем, обратился ли кто-нибудь из тех «бомбистов» ко Господу, покаялся ли перед своей кончиной… Известно, что смерть Розалии Землячки, фурии, вместе с другими руководившей расстрелом Московского Кремля, была донельзя омерзительна. Непостыдной и мирной её никак не назовёшь.
Богата русская земля не только Успенскими храмами, но и фамилиями. Славно имя Константина Николаевича Успенского, русского историка-византиста, автора фундаментального труда «Очерки по истории Византии», создателя теории извечности феодализма. Другой историк, Фёдор Иванович Успенский, возглавлял школу византологии накануне революции 1917 года и в первые годы советской власти, твёрдо оставался на православных позициях, не потрафлял большевикам в их стремлении искривить православное мышление. Известны имена писателей — Глеба и Николая Успенских. Замечательные хирурги, биологи, деятели культуры, и, конечно же, священники — много их на Руси, носящих эту благодатную фамилию.
Празднуя Успение Пресвятой Богородицы, помянем же мы и тех поистине славных русских людей, кто носил фамилию, производную от этого праздника!
Александр Юрьевич СЕГЕНЬ