Протоиерей Максим Первозванский - Батюшка в онлайне и не только

Что такое проект «Батюшка онлайн»? Какие страхи у молодёжи? Как должен выглядеть православный? Ещё раз о «попах на мерседесах». На эти и другие темы с протоиереем Максимом ПЕРВОЗВАНСКИМ, клириком храма Сорока Севастийских мучеников, беседует журналист Дмитрий Евгеньевич ШИРОКОВ.

«Батюшка онлайн» http://vk.com/batyushka_online – это всероссийский миссионерский проект, не имеющий аналогов. Его суть заключается в том, что на вопросы пользователей интернета в режиме реального времени отвечают известные священники Русской Православной Церкви. На данный момент в проекте участвуют более 50 священников, среди которых профессиональные музыканты, учёные, юристы, спортсмены, телеведущие, врачи, писатели, журналисты и потомственные священники. Это батюшки из разных городов России, а также Украины, Белоруссии, Германии, Америки и других стран мира.

Проект был создан в Ульяновске 11 мая 2011 года в социальной сети «ВКонтакте» по благословению митрополита Симбирского и Новоспасского Прокла. В этом же году проект был отмечен Патриархом Московским и всея Руси Кириллом и назван одним из самых успешных медийных проектов Русской Православной Церкви.


– Отец Максим, вы – активный участник проекта «Батюшка онлайн». В каком формате?

– Моё участие – в личной переписке, а не в публичной форме. Через группу этого проекта в соцсети «ВКонтакте» люди попадают на мою страницу и задают личные вопросы. Дело в том, что в публичном пространстве, как правило, люди не готовы делиться своими проблемами, им удобнее написать священнику в «личку». У молодых людей возникает много разных вопросов, которые мешают им прийти в церковь. У них есть сомнения, недоумения, иногда – страхи. Задав священнику подобные вопросы и получив на них внятные ответы, этот барьер снимается.

– Какие страхи могут быть?

– Например, с советских времён ходят страхи про злых бабушек. Стоит тебе переступить порог храма, как на тебя обязательно накинутся несколько злобных старушек, которые…

– …сделают замечание, выведут, ущипнут, скажут: «Не тем концом поставил свечу!»

– Думаю, что такие люди будут всегда. Наша вера при определённых условиях может вырождаться в обряд и во внешние требования, которые ошибочно могут показаться  вроде бы самыми главными.
 
На определённом этапе, в середине нулевых годов, как бы началась с этим борьба. Но потом она стала не нужна по одной простой причине. Дело в том, что Церковь – и в советское время, и в 90-е годы – представляла собой, если к этому подойти с культурологической точки зрения, субкультуру с ярко выраженными внешними проявлениями. Причём не только у людей старшего поколения. Взять, например, внешний вид православной девушки в 90-х годах: юбка в пол, платочек вокруг шеи, обязательный рюкзачок за плечами. И в этом смысле люди в церкви достаточно строго относились к внешнему виду. Где-то с середины нулевых (я сужу по Москве и Московской области) Церковь перестала быть субкультурой. Даже для тех людей, которые плохо относятся к Церкви. Это при том, что сам я к внешнему виду отношусь с трепетом. Это очень важный вопрос. Длина бороды, длина юбки и прочее – это всё выражение внутреннего отношения. Но при этом к внешнему виду в Церкви, по-моему, сейчас стали относиться проще. Конечно, и сегодня, если мужчина войдёт в храм в шляпе, то ему тут же сделают замечание. Но если женщина будет без платка или в брюках, уже так реагировать не будут.

– Редко заходят без платка. Но когда заходят, зачастую на лице написан некий вызов: «А я не хочу!»

– Понятно, что мы речь ведём не о таких случаях. Летом все ходят без головных уборов, а потребность зайти в храм может возникнуть в любой момент. Другое дело, что во многих храмах у свечного ящика стоит коробка с платками и длинными юбками. И любая входящая может воспользоваться ими.

– Мы с супругой вышли из положения так. Мы много ездим по стране в автомобиле. У нас на заднем сиденье лежит специальный набор из платка и длинной юбки.

– Моя супруга поступила ещё проще. Только не пугайтесь. Она просто всегда носит платок, не снимая. Это органическая русская традиция. На улицу без платка она не выходит. В любое время года.

– Всё-таки ваша супруга – матушка.

– Да, но при этом далеко не каждая жена священника так поступает. Потому что это не требуется как обязательная форма. Непременное ношение головного убора в современной практике предписывается только монахиням.

– С каким отношением или, может, предубеждением к церковной жизни вам чаще всего приходится сталкиваться?

– Очень часто люди невоцерковлённые относятся к церкви гораздо серьёзнее, чем люди церковные. Что я имею в виду. Те, кто часто ходят в храм, понимают, что мы люди грешные. Мы приходим на исповедь, каемся, а потом снова к своим страстям возвращаемся. Особенно сложно бывает с такими страстями, как раздражительность и обидчивость. Я прошу у Бога прощения за это на исповеди, но при этом понимаю, что с понедельника мне вряд ли удастся стать белым и пушистым. Но это не мешает мне ходить в храм. А вот у людей, которые в храм не ходят, такое представление: уж коли я переступлю порог церкви, то я точно должен стать чуть ли не святым – бросить курить, и с женой перестать ругаться, и вычитывать все молитвенные правила, ходить на исповедь каждые две недели и вообще полностью переродиться внутренне и внешне.

– Но стремиться-то к этому нужно…

– Конечно. Но путь освобождения от своих страстей и дурных привычек – это процесс постепенный и длительный. Для начала откажитесь от самых тяжких грехов. Обычные человеческие привычки, пусть и дурные, не должны мешать людям приходить в храм. Другое дело, что убеждённому в своей правоте вору не стоит ходить в церковь. В 90-х годах у меня была такая ситуация, когда ко мне пришёл человек из бандитской группировки. Тогда их было достаточно много. Он мне сказал: «Я в такой ситуации, что не знаю, как мне из неё выпутаться. Если я вам скажу, что с понедельника начинаю новую жизнь, то во вторник меня убьют. Но я буду стараться выйти из этой ситуации». Вот очень важен этот момент: стараться выйти из ситуации. Точно так же и в личной жизни.

У нас сейчас по статистике на 10 браков 8 разводов. А уровень неверности и детей вне браков зашкаливает. Многие люди не считают это серьёзным грехом, а когда начинают понимать, то не знают, как из этого выпутаться. У него обязательство перед одной женщиной, ребёнок от второй, а любовь – уже к третьей. В такой ситуации человек часто не идёт в храм, понимая, что он грешный, а что делать – не знает. С таким человеком, скорее, встретишься в интернете. Конечно, эти люди не сразу изливают душу. Для начала спрашивают что-либо формальное, убеждаются, что ты живой человек. Хочу заметить, что форма общения в соцсетях очень удобная. Можно работать в режиме онлайн. А с другой стороны, ты можешь взять паузу и ответить завтра.

– Много вопросов приходит?

– По-разному. Но не меньше 10-15 писем в день по линии «Батюшка онлайн».

– Вам, наверное, встречался распространённый вопрос о «попах на мерседесах». Часто приходится слышать: «Да ты посмотри, на каких машинах они ездят!»

– То, что священник не должен жить лучше своей паствы – это вещи очевидные. На самом деле в большинстве случаев это соблюдается. Конечно, уровень жизни нашего населения сейчас очень разный.  И священников, соответственно, тоже. Но единичные случаи «попов на мерседесах» раздуты СМИ до вселенского масштаба. Это было всегда и всегда будет. Даже среди 12-ти апостолов один был Иуда. С другой стороны, вот я живу в Москве. У меня есть квартира. Я сам машину не вожу, но жена за рулём корейского микроавтобуса. У меня есть дом за городом. Мы женаты 25 лет и постепенно обросли хозяйством. Но если бы я со всем этим попал в обстановку начала 90-х, то это выглядело бы дико и неправильно. Помню, как наш настоятель оставлял свой «Москвич» в переулке, к храму близко не подъезжал, чтобы никого не смутить. Священники всё-таки денег не зарабатывают, хотя у нас есть минимальная зарплата. Моя зарплата 20 тысяч рублей. При том, что у меня 9 детей. Как на эту зарплату, живя в Москве, прокормить такое количество детей? Понятно, что помогают люди – и деньгами, и вещами. До сих пор я и мои дети одеты в основном в вещи, которые мы не покупали в магазинах. Эти вещи нам просто отдали.

– Батюшка, а почему вы не водите автомобиль? Не хотите или считается, что священнику негоже быть за рулём?

– В общем, священнику, конечно, негоже. Если, не дай Бог, священник кого-нибудь собьёт, и тот человек погибнет, даже если батюшка не будет виноват, то он не сможет дальше быть священником. У меня есть знакомый, который был священником в Калужской области, отец 8 детей, он сбил пьяного, который выполз на дорогу в тумане. Был признан невиновным, но с него был снят сан. Я и сам в своё время сдавал на права. Но мне категорически запретил мой духовный наставник, ныне покойный архиепископ Алексий, который был наместником Новоспасского монастыря, а затем владыкой в Костроме. Но я знаю, что он не всех священников так благословлял.

– Батюшка, а что скажете о бороде? Она обязательна для православного мирянина?

– В 90-е годы большинство молодых людей, которые ходили в церковь, носили бородку. А сейчас – один на десять. Я работаю в молодёжной организации и знаю, о чём говорю. И к этому в церкви относятся с пониманием. Вместе с тем, я совершенно точно знаю, что человек с бородой и без бороды ощущает себя по-разному. Абсолютно точно: борода не находится в первом ряду значимости. Но, тем не менее, за традицией ношения бороды стоит ненечто серьёзное.

– Это для мирян. А для священников?

– В царские времена священникам остригать бороду воспрещалось (основываясь на словах Ветхого Завета «не порти края бороды своей»), и носить светскую одежду тоже. Однако исключение было сделано для священнослужителей, служащих в других государствах, где принят другой внешний вид. Таковым было разрешено остригать бороду и не особо выделяться внешним видом, чтобы не быть объектом нападок. Такое разрешение было и у священников в советский период. Кстати, его до сих пор никто не отменял. Лично я к ношению бороды отношусь серьёзно – вы это можете судить по моему внешнему виду.

– Возвращаясь к проекту «Батюшка онлайн», в котором вы участвуете,какие дополнительные возможности он даёт для молодых людей, которые обращаются через него к священникам?

– В Москве сегодня у людей есть выбор – идти к современному батюшке с короткой стрижкой и символической бородкой или к такому дремучему попу с бородой до пояса, как я. К сожалению, в провинции, в небольших городах, такого выбора у молодёжи зачастую нет. И в этом плане проект «Батюшка онлайн» – это дополнительная возможность на просторах нашей страны для людей, которые не имеют выбора.