Архив:
(Продолжение. Начало в № 1-2015)
«Ангелу Эфесской церкви напиши: ты много переносил и имеешь терпение, и для имени Моего трудился и не изнемогал. Но имею против тебя то, что ты оставил первую любовь твою. Итак, вспомни, откуда ты ниспал, и покайся, и твори прежние дела; а если не так, скоро приду к тебе, и сдвину светильник твой с места его» (Откр. 2: 1, 3–5).
Первый из семи городов Апокалипсиса – знаменитый Эфес – жемчужина античного мира. В христианскую эру этот город был тесно связан с памятью об апостолах. Полагают, что он символизирует эпоху апостольской проповеди, но, несмотря на это, в Апокалипсисе содержится грозное предостережение для Эфеса и его жителей.
Две тысячи лет назад Эфес был четвёртым по величине городом Римской империи после Рима, Александрии и Антиохии. К тому времени его история уже насчитывала более 1000 лет. Население города достигало 250 тысяч человек и было весьма пёстрым по составу: различные народы Малой Азии, римляне, греки, египтяне, евреи. Эфес был расположен на берегу Эгейского моря и служил важным морским портом. Римляне даже сделали его столицей провинции Азия, несмотря на то, что город нередко поддерживал восстания против римского владычества. Постепенно гавань стала мелеть, и море отступило от города на несколько километров. Жители перебрались на соседний холм, где возникло новое поселение, которое сейчас носит название Сельчук. Во времена Византийской империи начавший приходить в упадок Эфес несколько раз подвергался разрушениям в результате вражеских набегов. В XV веке город, оказавшийся под властью турок-осман, был полностью заброшен.
В современной Турции развалины античного Эфеса являются одним из крупнейших и наиболее известных музеев под открытым небом. Каждый год по древним улицам Эфеса проходит более 1,5 млн местных и иностранных туристов.
Раскопки на территории древнего города продолжаются уже более 100 лет. Визитная карточка Эфеса – фасад библиотеки Цельса, построенной во втором веке до нашей эры, – одной из крупнейших в античном мире, уступавшей только Александрии и Пергаму. Считается, что в ней могло храниться до 15 тысяч рукописей. Библиотека сгорела в III веке во время нашествия готов. То, что осталось, позволяет судить о великолепии здания. Статуи, изображающие добродетели, – это всего лишь гипсовые копии: оригиналы вывезены европейцами в Вену.
Сейчас общая площадь территории, на которой можно вести раскопки, достигает 8 квадратных километров. В XIX веке Авраам Норов отмечал, подъезжая к Эфесу, что его конь почти на каждом шагу спотыкался о мраморные обломки роскошной жизни древнего города. Норов выдвинул предположение, что Эфес был построен на том самом месте, где находился один из древнейших городов этого берега – Азия, давший своё имя всей части света. Возможно, это и есть первая загадка Эфеса?
Какую роль сыграл Эфес в истории христианства? Согласно некоторым толкователям, значение эфесской эпохи связано также с первой из семи таинственных печатей, о которых говорится в Апокалипсисе.
Эпоха апостольской проповеди была победоносной. В Эфесе она открывается именем апостола Павла. В течение двух лет он жил здесь и проповедовал о Христе. Благодаря своему статусу столицы римской провинции, а также торговому и религиозному значению Эфес был наводнён выходцами из других городов и народов, приезжавшими сюда по различным делам. Это благоприятствовало проповеди апостола, позволяя ему обращаться к новым людям, которые потом расходились по различным районам империи.
Однако путь Павла был отнюдь не лёгким. Его проповедь встречала яростное сопротивление отдельных групп населения. Противниками Павла были жрецы культа языческой богини Артемиды, или Дианы, существовавшего здесь несколько столетий. Эфесский храм Артемиды считался одним из семи чудес света. Сегодня в это трудно поверить, глядя на его разорённые развалины…
В IV веке до нашей эры знаменитый храм был сожжён местным жителем по имени Герострат, который надеялся таким образом прославиться в веках. Городской совет Эфеса запретил упоминать о Герострате, желая лишить его славы, к которой он так пламенно стремился, но его имя всё же вошло в историю.
Сожжённый храм был полностью восстановлен в прежнем виде, и поклонение языческой богине сохранялось вплоть до апостольских времён. Ежегодно в Эфес приходили тысячи паломников. Храму принадлежало право предоставлять убежище преступникам, благодаря чему они во множестве жили в Эфесе.
За несколько сотен лет почитания Артемиды широко распространились занятия магией, город был наводнён колдунами и прорицателями. Под влиянием проповеди апостола Павла многие жители Эфеса стали отказываться от поклонения Артемиде, а многие из тех, кто занимался чародейством, сложили свои книги в одном месте и публично сожгли их.
Жрецы, маги и ремесленники, делавшие серебряные копии храма Артемиды, получая за это немалую прибыль, ополчились на апостола. Как-то раз серебряных дел мастера подняли против Павла народный мятеж, от которого он едва спасся. Полагают, что эфесские чародеи пытались бороться с Павлом при помощи магии. Но перед силой Божией оказались безсильны.
Жизнь апостола Павла в Эфесе не раз подвергалась опасности, и он неоднократно оказывался в темнице. Сохранилось предание о том, что однажды по требованию местных жителей эфесский градоначальник приговорил его к съедению зверями. В день, назначенный для казни, выпущенный на апостола разъярённый лев кротко приник к его стопам…
В большом эфесском амфитеатре, вмещавшем до 24 тысяч зрителей, апостол произносил свои вдохновенные проповеди и вёл дискуссии с философами. Они собирались здесь во множестве, безуспешно пытаясь победить божественную мудрость мудростью человеческой. Труды и подвиги апостола не остались безплодными – значительная часть жителей Эфеса приняла христианство.
В древнем Эфесе находилась могила апостола Иоанна Богослова – автора таинственного Откровения о грядущих судьбах мира и о судьбе семи церквей Малой Азии. Он прожил в Эфесе долгие годы, встретил в этом городе кончину и именно здесь был погребён. Один из ближайших учеников Христа, самый юный из двенадцати апостолов, Иоанн – единственный из них дожил до глубокой старости и умер собственной смертью.
Когда апостолу было уже почти девяносто лет, по приказу гонителя христиан императора Домициана он прибыл из Эфеса в Рим. Домициан первым из римских императоров объявил себя живым богом и потребовал себе поклонения. В Эфесе даже был возведён храм, посвящённый Домициану. Отказ признать императора богом карался смертью. Приговорённого к казни апостола Иоанна бросили в котёл с кипящим маслом, но он вышел из него невредимым.
Затем Иоанн был сослан на дикий каменистый остров Патмос в Эгейском море и оставался там в заточении около двух лет. На острове апостол получил Божественное Откровение и написал Апокалипсис.
Вернувшись в Эфес, Иоанн жил в этом городе до самой кончины, не оставляя своих трудов по укреплению церкви. После смерти он был погребён на горе в могиле, сделанной в форме креста. Впоследствии могила апостола была перенесена к подножию горы, где появилась каменная церковь в его честь. Но когда через некоторое время могилу открыли, тела апостола в ней не оказалось. В VI веке византийский император Юстиниан построил здесь великолепный храм из красного кирпича, облицованного мрамором. Это был один из самых больших и богато украшенных соборов своего времени. Остатки храма, разрушенного в 1402 г. во время нашествия Тамерлана, сохранились до наших дней. Могила апостола расположена в самом центре храма под главным куполом. Но она пуста – место пребывания его святых мощей остаётся тайной.
В храме сохранился баптистерий с высеченной в полу купелью с тремя ступеньками, предназначенной для крещения взрослых людей. Купели такого типа было принято создавать в храмах в период распространения христианства, когда крещение взрослых было частым явлением. Рядом с храмом находилась сокровищница, в которой хранилась церковная утварь для богослужений. На сохранившихся фресках даже сейчас можно увидеть изображения Христа и двух апостолов – Иоанна и Тимофея.
Жизнь апостола Тимофея также связана с Эфесом. Ученик апостола Павла, сопровождавший его в путешествиях, Тимофей стал первым эфесским епископом. Как известно, сами апостолы не принимали на себя звания епископов. Они путешествовали и проповедовали, рукополагая в различных городах епископов для руководства местными общинами христиан. Тимофей был близок к апостолу, который поставил его в епископы, навсегда покидая Эфес. Апостол Павел называл Тимофея своим братом и написал к нему два послания, которые входят в число священных текстов Нового Завета. Тимофей управлял эфесской церковью в то время, когда там жил апостол Иоанн Богослов, и находился с ним в тесном общении. В этом городе апостол Тимофей встретил мученическую смерть от рук язычников.
Согласно церковному преданию, Эфес посещала Пресвятая Богородица, сопровождая апостола Иоанна Богослова. Неподалёку от развалин античного Эфеса на Соловьиной горе есть небольшое здание, построенное на фундаменте I века. По одной из версий, в доме, который стоял на этом самом фундаменте, и останавливалась Пресвятая Богородица. В настоящее время здесь устроена католическая часовня. Рядом с домом есть источник воды, которая считается целебной. В 2007 г. здесь произошло событие, которое можно назвать чудом. Страшные лесные пожары уничтожили деревья вокруг дома, но сам он остался невредимым.
В 431 г. Эфес как город, связанный с памятью об апостолах Иоанне и Павле, был избран византийским императором Феодосием Младшим для проведения Третьего Вселенского собора. Поводом для созыва собора стала ересь константинопольского архиепископа Нестория, искажавшего православное учение о Христе и Богородице.
Собор проходил в эфесской церкви, посвящённой Пресвятой Богородице. Сохранившиеся до наших дней развалины этой церкви свидетельствуют о её величественных размерах. Более двух сотен епископов, собравшихся со всех концов христианского мира, осудили ересь Нестория и приняли решение о его низложении.
Восемнадцать лет спустя – в 449 г. в том же самом храме состоялся второй Эфесский собор, не признанный церковью и получивший в церковной истории название «разбойничий». Этот собор принял еретические постановления. Впоследствии выяснилось, что голосование на соборе было подневольным: в зал заседания были введены войска, несогласные епископы изгнаны, а константинопольский патриарх Флавиан жестоко избит и умер от ран.
Эта мрачная страница истории Эфеса была полностью забыта в XV столетии. Тогда Эфес снова прославился в веках именем своего мужественного епископа Марка. В то время ослабевшая Византийская империя находилась в бедственном положении: император надеялся получить от Рима помощь в борьбе с турками и согласился на созыв общего с католиками церковного собора. Это был один из самых драматических эпизодов византийской истории. Проходивший в Италии Ферраро-Флорентийский собор принял решение отступить от Православия и признать верховенство папы. Присутствовавший на соборе епископ Марк Эфесский не побоялся в одиночку выступить против решений собора и отказался подписать его постановление. Ни посулы богатых подарков, ни угрозы не заставили его отступить от истины. Епископа объявили сумасшедшим, но народ Византии поддержал Марка Эфесского и не принял решения собора. Впоследствии они были отменены.
В окрестностях Эфеса можно отыскать ещё одно древнее место, история которого удивительна. Это пещера семи эфесских отроков, или пещера семи спящих, как называют её в современной Турции. Почти два столетия в ней чудесным образом спали семь юношей, замурованные здесь во время гонений на христиан в III веке. Стремясь поднять престиж своей власти, император Деций потребовал, чтобы все жители империи под страхом смерти принесли жертвы Гению императора – т. е. божеству, которое он считал своим покровителем.
Семь юношей укрылись в пещере, расположенной на одной из прилегавших к Эфесу гор, чтобы избежать участия в языческом обряде. Но убежище юношей было обнаружено, и по повелению градоначальника выход из пещеры был завален камнями, а молодые люди оказались погребёнными заживо. Однако Бог сохранил жизни юных христиан, они погрузились в необычный глубокий сон и спали почти двести лет.
Когда камни, закрывавшие пещеру, рассыпались от землетрясения, юноши проснулись и вышли наружу. Здесь они с изумлением обнаружили, что над городскими воротами водружен крест. Город стал христианским, а их гонителей давно не было на свете. В то же время появление людей, одетых в старинную одежду, вызвало изумление горожан. Вскоре после того, как всё разъяснилось, юноши снова заснули, на этот раз вечным сном.
Это событие произошло в тот период, когда в империи стала распространяться ересь, отрицавшая возможность воскресения мертвых. Чудесное происшествие с эфесскими юношами остановило распространение ложных взглядов. Говорят, что во время этого события в Эфесе находился сам византийский император Феодосий II, который лично беседовал с молодыми людьми. Император велел похоронить юношей в той самой пещере, где они спали, и воздвиг над ней храм. До сих пор Православная церковь ежегодно отмечает память чудесного события, произошедшего в Эфесе.
Пещера семи спящих открывает собою катакомбы, уходящие в глубь скалы на несколько этажей. Долгое время катакомбы использовались для погребения умерших. По преданию у входа в пещеру семи спящих в I веке была погребена святая равноапостольная Мария Магдалина, также проповедовавшая в Эфесе. В настоящее время доступ в катакомбы закрыт.
Короткая по времени Эфесская эпоха апостольской проповеди была насыщена знаковыми событиями. Апостолы самоотверженно трудились здесь, с терпением перенося все бедствия. Посеянные ими семена дали обильные плоды. В первые века христианства Эфесская церковь была одной из крупнейших и наиболее влиятельных. Считается, что сначала у эфесских христиан всё было общее, и в этом была их таинственная сила. Когда не стало апостолов, а число христиан умножилось, братская любовь между ними стала охладевать. Именно в Эфесскую эпоху зародились тайные учения, которые стремились внушить людям мысль, что высшая сила вселенной – это не Бог, а человек.
И грозное пророчество Апокалипсиса исполнилось: «великий светильник» Эфеса угас. Из великого мирового центра Эфес превратился в античные развалины. Сегодня в этом городе больше нет жителей – по улицам современного Эфеса ходят только туристы. Но заслуги Эфеса перед человечеством велики и, быть может, именно благодаря подвигам апостолов этот мёртвый город не исчез с лица земли, но сохранился до наших дней.
(Продолжение следует)
Ирина Александровна СВИСТУНОВА,
спец. корр. «РД»,
Москва – Малая Азия