Александр Крутов - Слово редактора - Всемирное призвание России


Русская история поражает своей самобытностью. Согласитесь, разве рассчитывали устроители государственного переворота на Украине, что к власти придёт не только новая группа олигархов, но и от страны уйдут Крым и Новороссия? Что в русских людях пробудится национальное самосознание и они встанут на защиту своего миропонимания?
 


Русский религиозный мыслитель Василий Васильевич Розанов верно отметил, что есть две России: одна – Россия видимая, государство в той или иной форме, и другая – «Святая Русь», Россия православной веры, невостребованных возможностей, которая живёт Промыслом Божиим.

Какие бы мы прогнозы ни строили на предстоящий год, для православных ясно одно: «Всё в руках Божиих». А в делах Божиих нет ничего случайного.

Времена нравственного подъёма всегда перемежались в русском народе с тяжёлыми падениями. Историк и философ Лев Николаевич Гумилёв определил, что «русский этноритм» определяется в 400 лет. Так, завершив свой 400-летний «татарский» цикл самоотречением – Великой смутой начала

XVII века, Россия вступила в новый цикл, уже «западнический», который сейчас заканчивается новым предельным самоотречением – смутой в Малороссии. И это означает, что начинается новое самообновление и становление России в новых исторических условиях, которой даёт силы «Святая Русь».

Россия вновь становится узловым пунктом вселенской борьбы добра и зла, притязающего на безсмертную душу человека. Эта духовная битва всегда отражалась в земном материальном мире войнами и междоусобицами. Отступление от Христовых заповедей заканчивается социальными катаклизмами. Вспомним, что основное сословие Российской империи называлось «крестьяне» (видоизменённое от «христиане»), то есть люди креста. Значит, мы должны были не просто нести крест, но и пройти через свою Голгофу. И в 1917 году мы были распяты на собственном кресте. Скорби и беды по попущению Божиему отсекают гнилые, безплодные ветви, чтобы русский народ выстрадал свою промыслительную роль.

Сегодня идёт противостояние не политических систем, США, Евросоюза и России, а двух типов культур: одна опирается на духовные ценности христианства, другая на бездуховные продукты научно-технического прогресса.

Духовные и нравственные устои, христианская мораль подвергаются проверке на прочность. Происходит подмена символов и манипуляция образами, замена однозначного многозначным. Воинствующий либерализм заявил главной ценностью субъективную свободу человека от всего и вся. Ничто не должно мешать человеку удовлетворять свои потребности, какие бы они ни были.  Все, кто не разделяет этой точки зрения, объявляются врагами свободы и демократии. Но везде, где либерализм воплощается в жизнь, катастрофически падает рождаемость, духовно-нравственный климат, происходит деградация личности и природной среды. Приоритет услуг (транспорт, связь, торговля, снабжение, арбитраж) над производством товаров промышленности и сельского хозяйства породил потребность не в творцах, а в прислуге. И в это состояние впадают целые народы и государства. Вырастают целые поколения, считающие, что погоня за безконечным накоплением и есть настоящая жизнь.

Русским людям давно уже было свойственно чувство, что Россия имеет особенную судьбу. Известный спор западников и славянофилов в XIX веке был спором о судьбе России, о её призвании в мире. Сама тема и по сей день остаётся актуальной. И тогда, и сейчас русский человек не отделял Россию от судьбы всего мира. Его целостный православный взгляд на мир, в котором правда-истина соединена с правдой-справедливостью, вызывал и вызывает у Запада русофобию. В мире господствует сила, а все разговоры лишь для прикрытия политики силы. Заботы «друзей» о демократизации России свелись к приближению НАТО к нашим границам.

Сегодня происходит процесс возрождения русского народа из мерзости запустения. Крым, Новороссия дали этому толчок. «В жизни, как и в иконописи, – писал русский философ Евгений Николаевич Трубецкой, – происходит то же и тут и там, потемневший лик освобождается от вековых наслоений копоти и неумелой безвкусной записи. Есть здесь образ России обновлённой, воскресшей и прославленной». Духовная сила, которая пробуждается в человеке для преодоления зла, даёт нам духовный опыт для построения новой России. 

Страна уже нащупала под ногами твёрдую почву и осторожно возвращается к своим истокам, к обретению своего национального самосознания и национального достоинства.

Однако возвращение к истокам происходит тяжко и мучительно. Как много ещё среди нас «Иванов не помнящих родства». В своей стране они как инородцы. С горечью говорил об этом св. прав. о. Иоанн Кронштадтский: «Перестали понимать русские люди, что такое Русь. Она есть подножие Престола Господня. Русский человек должен понять это и благодарить Бога за то, что он русский». Все победы России были победами русского духа.

У нас нет причин для уныния. Ибо мы с Богом. А если мы с Ним, то «любящим Бога, призванным по Его изволению, все содействует ко благу» (Рим. 8, 28). Что невозможно человеку, возможно Богу. Он слышит не только наши слова, но и знает тайные помыслы и может исполнить каждое прошение, если оно будет полезно для нас.

Мы часто хотим получить от Бога и одно, и второе, и третье – и не получаем. Мой батюшка так объяснял это: в нашей молитве зачастую нет не только веры и смирения, но и любви. Себялюбие есть, а вот любви нет. Ведь обычно мы просим себе. А если даже и молимся за кого-то, то чаще всего не из сострадания к этому человеку, а чтобы получить облегчение себе. Господь это видит. И ждёт, когда наша вера окрепнет. И тогда вновь воскреснет Святая Русь, в страданиях излечившаяся от всех болезней и нестроений, крепкая своею верой во Христа Бога и Святую Троицу.

Александр Николаевич КРУТОВ, "Русский Дом", №1, 2015г.