Протоиерей Александр Шаргунов - Родословная Христа неотделима от нашей

 
                          4 января — Неделя святых отец

 


За неделю до Рождества Христова, в день святых отец, Церковь предлагает нам родословную Спасителя. Эта родословная прекрасна и неисследима, потому что с самого начала Евангелия она открывает нам, как Бог рождается в человеке и как человек рождается в Боге. Это тайна нашего познания Господа. Тот, Кто Эммануил, «с нами Бог»,  – прорастающее древо жизни, которое принесёт в полноте своей плод для всего рода человеческого на Животворящем Кресте.

Родословная Христа неотделима от нашей, потому что Бог открывается в ней и открывает Себя нам. Жизнь каждого человека, молитвенно размышляющего об этой тайне, освещается новым светом. Как часто забываем, что мы – плод многих поколений наших предков. Речь идёт не о законном любопытстве к древу нашей родословной, а об осознании её таинственной связи с родословной Христа.

В любое время мы должны быть готовы взять на себя ответственность за наших предков, и таков путь человечества до самого конца мира.

Христос не отказывается от Своих предков. Он берёт их судьбу на Себя. Став в полноте истинным человеком, Он приходит не для того, чтобы нарушить, но исполнить. Это относится к каждому из нас. В Своей родословной Сын Божий соединяется с нашим человечеством. Он становится единым с ним, чтобы спасти его, то есть освободить от власти греха и смерти, искажающей в нём образ Божий. Христос становится единым с нашим человечеством, чтобы оно было восстановлено «по образу Божию».

Господь принадлежит нам, а мы – Ему. Это значит, что в Нём и с Ним мы освободились от плена греха и смерти, от всего, что мы унаследовали от предков, и, более того, мы становимся богоподобными в Нём. Так исполняется неисполнившееся ожидание наших предков в их устремлённости от тьмы к свету.

Христос – плод обетования, и потому Его родословная в Евангелии от Матфея начинается с Авраама. Он – плод обетования Отца, Который хочет, чтобы в потомстве Авраама все люди примирились с Богом и друг с другом и стали детьми Божиими. Аврааму даны были обетования и семени его. – говорит апостол Павел. – Не сказано: и потомкам, как бы о многих, но как об одном: и семени твоему, которое есть Христос (Гал. 3, 16). Христос – одновременно плод обетования, данного Аврааму, и плод помазания, которым был помазан Давид. Речь всегда идёт о Духе Святом и о принятии нами во Христе этого дара.

Плод обетования Отца, Иисус Христос, – также плод веры, вдохновляемой Духом Святым от Авраама до Божией Матери. Христос воплощается от Духа Святого и Приснодевы Марии. И то же самое происходит с нами – новое существо, которым мы становимся в крещении и миропомазании, рождается от Духа Святого и ответной нашей веры. Вот почему в нашем новом рождении мы постоянно нуждаемся в действии Духа Святого и ходатайстве за нас Приснодевы Марии.

Изумительна эта взаимная верность от Авраама до Рождества Христова, идущая через роды и роды, но она приносит свой первый плод в соединении Духа Святого и веры Божией Матери. Такова верность всех святых. К такой верности мы должны устремляться в ответ на верность нам любви Отца.

Христос поистине Сын Авраама и Сын Давидов, но среди Его предков, как и среди наших, которым мы обязаны своим рождением, есть праведники и святые, грешники и блудники,  убийцы, смиренные и кроткие, и есть тираны. Из этого человечества составлено человечество Христа, как наше – из нашего человечества, нашими предками и нашей личной историей.

Чудо этой родословной – Эммануил – всегда в нашем ответе. Но в этом ответе часто бывает только порыв веры, а также наш грех, неверность. Иссохшие ветви, привитые ко Христу, орошённые Духом Святым, мы должны принести плод и убедиться в том, что никто из нас не может по-настоящему стать человеком, пока не родится заново в Богочеловечестве Христа.

Обратим внимание в этой родословной Воплощения Сына Единородного на продолжительность времени, в течение которого уготовляется для мира дар Божий. Этим же отмечена и жизнь всех нас, столь нетерпеливых. Христос – плод долготерпения со стороны Божией и долгого ожидания со стороны человека. Терпение Божие – изумительно, непостижимо. Наше ожидание отвечает ли этому терпению? Нам будет дано узнать, если мы действительно готовы ждать, что Бог никогда не медлит и не запаздывает.

Если будет углубляться в наших сердцах надежда, плод жизни начнёт прорастать в нас. Бог отдаёт Себя нам по мере нашей надежды, а затем и сверх неё. Тому, Кто действующею в нас силою может сделать несравненно больше всего, чего мы просим, или о чем помышляем, Тому слава в Церкви во Христе Иисусе во все роды, от века до века. Аминь (Еф. 3, 20). Эти дни, которые отделяют нас от великого праздника Рождества Христова, постараемся провести в слушании слова Божия и молитве, чтобы дать Духу Святому действовать в нас. Приобщимся вере тех, кто входит в родословную Спасителя, и прежде всего Пречистой Божией Матери, чтобы ради славы Отчей и ради жизни всех окружающих нас людей быть нам живым свидетельством, что «с нами Бог» и мы с Ним.

Протоиерей Александр ШАРГУНОВ