Архив:
Так уж получается, что последнее время встречи с удивительными людьми у меня происходят в дороге. Вот совсем недавно по дороге из командировки домой мне опять посчастливилось буквально встретиться с чудом.
С отцом Георгием, диаконом и по совместительству комендантом нашей епархии, возвращались мы на машине из солнечной Алма-Аты в немного уже подмерзающую Пермь. Ездили в Казахстан мы в очередную командировку, и расстояния преодолевали немаленькие – около 7 000 километров. Естественно, в такой дороге у верующего человека возникает потребность особо обращаться к Господу, Богоматери и святым с молитвой о благополучном пути. С Божией помощью быстро прошли контроль и досмотр на границах (сначала казахстанской, а потом российской). Вечером, проезжая мимо одного из сёл, мы увидели стоящий неподалеку храм, где и решили остановиться, обратиться к Богородице, молитвенно почитая наступающий праздник Казанской иконы Пресвятой Владычицы.
И вот мы в храме. Первое, что поразило, – это странные (по нашим современным меркам) одеяния присутствующих в храме людей. Женщины и дети, встретившиеся нам в незнакомом сельском храме, были одеты скромно, но очень красиво и даже немного напоминали в этой своей торжественной строгости старообрядцев. Эта мысль и заставила меня более внимательно приглядеться к людям, убранству храма, чтобы хоть по каким-то внешним признакам подтвердить или же опровергнуть мою гипотезу. Отец Георгий решил напрямую спросить одну из проходящих мимо женщин об их принадлежности к старообрядцам. Ох, и смешно, наверное, тогда мы выглядели! Не разглядев толком снаружи висящего при входе названия, мы и людей ввели в смущение, и сами себя – в сомнения.
Церковь Воздвижения Честного Креста Господня в Боровлянке Притобольного района Курганской области, в которой мы оказались, внутри представляет собой уютный сельский храм, будто бы материализовавшийся из светлых рассказов наших русских писателей. Настоятель храма, протоиерей Павел Балакин, поговорив немного с нами, пригласил в алтарь. В храме, нужно сказать, порядок был идеальный. А следящими за ним оказались два человека – пономари. Одним из них была монахиня Рафаила, которой ориентировочно не так давно исполнилось 93 года. Почему ориентировочно? Потому что она не помнит своего года рождения, а по воспоминаниям родственников, оставшихся в живых, удалось выяснить, что родилась она не позже 1921 года. Вторым пономарем был добродушный мужчина 62 лет, имени которого, к сожалению, нам не удалось запомнить. Отец Павел оказался не просто приветливым человеком, но в моём воображении сразу же был отнесён к дореволюционным священникам, смотрящим на нас с фотографий того времени. Вспомнился при общении с ним и святой отец Иоанн Кронштадтский, как позже оказалось, совсем не случайно.
В храме мы встретились ещё с одним не менее удивительным человеком, – диаконом Андреем Фоминым. Его дружба с батюшкой началась очень давно, и сейчас они вместе трудятся в одном храме. Конечно же, нельзя было не обратить внимания и на матушек обоих священнослужителей. По меньшей мере удивительны женщины, не просто согласившиеся на жизнь в сельском приходе, но всецело в ней участвующие. Матушки поют вместе с детьми на клиросе, следят вместе с пономарями за храмом и вдобавок ко всему занимаются домашним хозяйством.
О священнических детях можно было бы написать отдельную статью. Первое, что нас просто умилило, так это беленькие платочки девочек, надетые так, как носили когда-то русские женщины-крестьянки по праздникам веке в девятнадцатом.
Замечательные по сочетанию красоты и скромности платья, ясный, чистый и наивный детский взгляд! Мы словно бы встретили последних неиспорченных ещё теперешним духом современной культуры детей. Ну и, конечно же, нельзя не сказать о том уставном богослужении, на котором мы побывали. Представьте себе службу в деревенском храме без всяческих сокращений, так привычных для нас – городских избалованных прихожан. Стоит ли говорить о том, что те три часа нашего пребывания в храме пролетели с одной стороны для нас совершенно быстро, но при этом, кажется, навсегда запечатлелись, словно на каменных скрижалях, в наших сердцах.
Не отпуская нас без подарков, батюшка очень сердечно с нами прощался. Уже выходя из храма, показывая находящиеся в притворе фотографии священнослужителей, отец Павел рассказал вкратце о всех, кто на них изображён. И уже совсем при отъезде батюшка поведал нам, тоже совсем кратко, историю строительства этого чудесного храма, начало которого благословлял святой праведный Иоанн Кронштадтский.
В заключение скажу, что наш неожиданный заезд в сельский храм, кроме как чудесным, назвать у меня не получается. Конечно же, Господь, видя нашу духовную расслабленность, всегда старается укреплять нас в вере и очень часто на неожиданных примерах живущих рядом с нами необыкновенных людей.
Юрий Фёдорович КИЩУК,
Курганская обл.