Архив:
Из Малороссии – пространного и цветущего когда-то юга России – алчные и тщеславные фантазёры умудрились устроить резервацию для неприкаянных
Великую обиду нанёс мне сей человек:
предал своего брата, как Иуда...
Н.В. Гоголь. «Страшная месть»
предал своего брата, как Иуда...
Н.В. Гоголь. «Страшная месть»
Всё происходящее сегодня на Украине свидетельствует о том, что проект «Украина» состоялся, и плод его окончательно вызрел. Именно состоялся. А это значит, что народ, населяющий эту развесёлую страну, разделился не по линии симпатий и антипатий к России. Граница пролегла глубже и дальше: на Украине проживают сегодня люди, отрекшиеся от своего русского имени, и те, кто остался этому имени верен.
Причём отрекшиеся совершенно не обязательно ходят по улицам в масках и напевают про Бандеру и Шухевича, воевавших-де «за нашу свободу». Киевляне, полтавчане и черкасцы не хуже галичан научились презирать русское имя. Сто лет назад отличия украинцев от москалей казались не более чем местным колоритом. И таково было естественное положение вещей, а проект «Украина» ещё только зарождался тогда. Но прошло не так уж много времени, и национальное – рубахи с вышитым воротом, которыми, правда, могут похвалиться чуть ли не все народы Европы, венки из маков с яркими лентами, сало, горилка – превратилось на Украине в основу всех основ. Прибавим сюда курс родной истории в стиле фэнтези, выдуманный язык, ненависть к России – и вот вам, готова Украина, которая в отличие от панночки «ще не вмерла». Когда же весь этот нехитрый набор удалось спрессовать и вложить в головы как можно большего числа малороссов, проект «Украина» состоялся, а вся эта компания в маковых венках и с пробудившимся самосознанием оказалась с Россией в контрах.
Лучше и лаконичнее других суть проекта «Украина» сформулировал Л.Д. Кучма в названии своей книги: «Украина – не Россия». Тут, как говорится, ни прибавить ни убавить, поскольку противопоставление и есть залог существования Украины. Убери украинствующую русофобию – и нет Украины. Хохол, отказавшийся от ненависти к кацапу, вынужден будет признать, что и он, и кацап оба два – русские. И тогда не то что в украинском языке, но и в украинском государстве отпадёт всякая необходимость. Потому что государство Украина необходимо тем русским, что позволили убедить себя, что они не русские.
С конца XIX в. галицкие националисты стали активно подменять слова «Малороссия» и «малорусский» словами «Украина» и «украинский». Цель преследовалась вполне определённая – провести жирную черту между так называемыми «украинцами» и русскими. Этот географический, а лучше сказать, геополитический термин не имел широкого хождения до 1863 г., когда польскому революционеру Павлину Стахурскому-Свенцицкому вздумалось морочить головы галицкой молодёжи. Впрочем, ещё и раньше австрийское правительство внушало галичанам, что если они не перестанут называться русскими, то на поддержку правительства пусть не рассчитывают. А ещё раньше – в 1795 г. – польский граф Потоцкий высказывался об отдельности «украинского» народа, проживающего между Польшей и Россией. Но полякам такие выходки простительны – они-то уж точно никогда русскими не были. Кроме того, Россия участвовала в разделе Польши, что же тут удивительного, что поляки взалкали раздела России. Но с тех русских, что запели вдруг с польского голоса и принялись кромсать единый народ, – иной спрос.
Что же получается? Примерно полтораста лет назад Запад активно начинает внушать галичанам, что они – не русские и даже не малороссы. И мало-помалу галичане соглашаются. Они подхватили, расширили, укрепили, закалили украинскую пропаганду и потащили её в Киев. И если ещё сто лет назад среди самих галичан раздавались голоса, утверждавшие единство русского языка и русского народа, то сегодня в Киеве орут, что русский язык – это «собачья мова». Если ещё сто лет назад книги, газеты и журналы, издававшиеся на «украинском» языке, некому было читать, то сегодня в Киеве переводят с русского не только книги, но даже имена и фамилии, вызывая этой патологической любовью к просторечию в лучшем случае недоумение или улыбку. Словом, галицкая дурь окончательно захлестнула Малороссию.
А именем львовского профессора-русофоба М.С. Грушевского, зачинателя нового жанра в исторической науке, основанного на вольном и своекорыстном истолковании любых событий, названа центральная и печально известная ныне улица Киева. К слову, всем поклонникам ясновельможного пана Грушевского стоило бы напомнить о приснопамятном его сочинении под названием «Освобождение России и украинский вопрос». Там, в частности, говорится, что «верные заветам украинского освободительного движения, выдвинувшего федеративный принцип как основание будущего устроения отношений политических и национальных <…>, мы признаём федеративные формы наиболее совершенным способом сочетания государственного союза с интересами свободного и нестеснённого развития национальной жизни…». Не пора ли господам, временно исполняющим обязанности, вспомнить заветы основоположника? Если панове, временно исполняющие обязанности, обладают хоть каплей порядочности, им стоит открыто признать, что либо львовский профессор нагородил вздора, либо федеративная форма есть наиболее совершенный способ государственного устройства. Ведь часть Украины видит своё будущее с Россией. В то же время другая часть граждан Украины устремлена в Европу, с которой как раз таки связаны представления об улучшении благосостояния. Европа до сих пор видится многим эдакой «страной святых чудес», где светила прежние не бледнеют и звёзды лучшие с небес не срываются. Безсмысленно оспаривать эти хилиастические представления – они существовали и будут существовать.
Вполне естественно, что для европоцентричных украинцев любые телодвижения, связанные со стремлением в Европу, выглядят благородно и даже благостно. А всякий погибший со словами «Украина це Европа» немедленно будет причислен к небесной сотне, воздушной тысяче или даже к райской громаде.
А Россия для украинских европоцентристов – пьяная тварь, ведь, собственно, так видят и показывают Россию украинские СМИ. Для полноты картины эта тварь изъясняется исключительно матом, она злая, вонючая, с гнилыми зубами. Именно поэтому для Западной и Центральной Украины пророссийски настроенные соотечественники – это быдло, гопота или, как их ещё называют, унтеры (от немецкого der Untermensch – недочеловек).
Откуда столько презрения и ненависти к тем, кто живёт рядом? Только ли дело в пропаганде? И почему лишь часть малороссов, не очень-то сопротивляясь, позволили сделать из себя «украинцев» с заплечной торбой эрзац-истории, комплексов и ненависти?
До недавнего времени на Украине велось вещание российских телеканалов, которые ни в коей мере не несут «родниковую правду», но хотя бы предлагают другой взгляд. Кроме того, всем и всегда были доступны самые разные книги, а теперь ещё и интернет. И узнать, что происхождением своим древние укры обязаны вовсе не Адаму и Еве Голопупенко, что украинского летоисчисления никогда не существовало и что русские, наконец, вовсе не финно-угорские татары, не составило бы труда.
В отличие от русских, украинцы, как известно, не хранят в своей песенной памяти данных о Киеве и Владимире Красное Солнышко. Дальше гетмана Хмельницкого их думы не думают. Другими словами, народ, называющийся ныне украинцами, помнит себя, начиная с XVII в. В то время как русские былины и летописи окунаются куда как глубже в историю.
Не стоит путать вопросы этнические и государственные. Но утверждение, будто государство Украина населено особым, отличным от русского народом – более славянским и более полноценным, – и есть такого рода путаница. Россия и Украина стали разными государствами. Что ж, случается. И все приняли разделение как данность. Но примитивная русофобия, но призывы вешать и резать москалей – это уже совершенно другое. Есть ещё и третье: с какой стати и долго ли ещё Россия должна содержать компанию, изрыгающую в её адрес проклятия и угрозы? Будет ли конец этому братолюбивому мазохизму?
Так кто же нам Украина? Братский народ? Добрый сосед? Партнёр? Так ли уж велика наша нужда в Украине? Всё это время Россия помогает, уговаривает, увещевает, доказывает. Не пора ли задаться простейшим вопросом – зачем?
Для нас важны те русские, что ещё остались на Украине. И федерализация этой страны может стать первым шагом к тому, чтобы установить и поддерживать крепкие связи с соплеменниками. Но следует признать, что вся остальная Украина должна перестать существовать для нас на особых правах. Это такое же чуждое нам государство, как Польша или Эстония. Стоит напомнить, что ничего нового, по сути, на Украине не происходит. Весь этот спектакль-миракль мы видели сотни раз. И во времена Смуты, когда «братский народ» осаждал с Сапегой и Лисовским Троицкую обитель, и в эпоху Северной войны, когда Мазепа, предав царя Петра, сговорился с Карлом XII и Станиславом Лещинским, и в годы гитлеровской оккупации, когда щирые украинцы сбивались в карательные отряды. Ну и сколько ещё нужно любоваться этими проявлениями дружбы и добрососедства? И если сегодня Украине нравится ходить с протянутой рукой под окнами европейского дома, куда её, по понятным причинам, не пустят даже в людскую, пусть ходит.
Нас так долго убеждали, что Украина – не Россия. Ну что ж, убедили. Только осторожно, двери закрываются. Россия – тоже больше не Украина. Было время, когда земля от Львова до Владивостока считалась родной и для русских, и для, если угодно, украинцев. Было. Но прошло. Всё это теперь заказано для «великого украинского народа», отдавшего предпочтение мытью полов в Европе. Это, кстати, называется на Украине «жить с достоинством». Не будем мешать.
Украина состоялась. Сегодняшние украинцы – это русские, которые не хотят быть русскими, но не могут стать кем-то ещё. Из Малороссии – пространного и цветущего когда-то юга России – алчные и тщеславные фантазёры умудрились устроить резервацию для неприкаянных. Подогреваемые комплексами, разъедаемые ненавистью украинцы не в состоянии разобраться в самих себе. И в этом корень многих бед нэзалежной.
Но это их право. Они сделали свой выбор, покинув наш общий когда-то дом и плюнув напоследок в глаза хозяину. И двери этого дома должны закрыться для них.
Светлана Георгиевна ЗАМЛЕЛОВА