Надежда Борисова - Моя история. Рюриковичи


«Ни за что на свете я не хотел бы переменить Отечество или иметь другую историю, кроме истории наших предков» Александр Сергеевич Пушкин
 



Очередь на эту выставку, приуроченную ко Дню единства, начиналась от гостиницы «Москва» и далее через всю площадь вела в Манеж. Выставка – 18 мультимедийных залов, которые рассказывали историю династии Рюриков  (862–1598 гг.). В самом первом зале посетителей встречала икона преподобного Сергия Радонежского, чьё 700-летие мы отметили в 2014 году. Далее – видеозалы, виртуальные викторины, анимированные  картины, сенсорные площадки. Это умное выставочное пространство – коллективный труд историков, писателей, художников, специалистов интерактивных технологий. Труд, конечно, но в первую очередь – это творчество, которое сумело создать картину видения отечественной истории, обращённой к личности каждого из нас. Своеобразный посыл  всем, для кого слова Родина и Россия – не пустой звук. И Антон Иванович Деникин, русский полководец, чьи высказывания часто цитируются в экспозиции, прямо подтверждает:  «Русский не тот, кто носит русскую фамилию, а тот, кто любит Россию и считает её своим Отечеством».

Идея выставки: Рюриковичи – собиратели земли. И оспорить это невозможно, ведь Русь первого Рюриковича – это 0,2 млн кв. км с древнейшими городами – Ладогой, древним Новгородом, Изборском, Полоцком. А владения последнего из династии Феодора Иоанновича охватывали уже 4,8 млн кв. км с выросшими новыми городами: Воронеж, Царицын, Самара, Саратов, Тюмень, Тобольск, Берёзов, Белгород, Терский городок, Тара, Сургут...

Праистория, Первые Рюриковичи, Олег, открывший путь из варяг в греки, Святой Владимир, Ярослав Мудрый, Христианство, Раздробленность, Ордынская Русь, Дмитрий Донской, Великие сражения – каждый зал даёт представления об историческом отрезке княжения, о росте и развитии Руси. С верой и Православием как оплотом  сильного государства, как основой нравственности русского народа. Каждое княжение как высшая предназначенность  для выполнения святого долга перед Отечеством. Так, как об этом сказал  Георгий Владимирович Вернадский: «Два подвига Александра Невского – подвиг брани на западе и подвиг смирения на востоке – имели единственную цель – сбережение  Православия как источника нравственной и политической силы русского народа».

Раздел, посвящённый Ивану Грозному, вызывал особый интерес публики. Историк Роберт Юрьевич Виппер считал, что смысл прозвища «Грозный» искажен переводами на иностранные языки. Вместо оценки личности царя как «мудрого» – переводы «страшный, ужасный, чем и подчёркивается обвинение Ивана IV в жестокости». В этом разделе посетителей ждало много неожиданных открытий, которые опровергали уже сложившиеся представления о царе.  Интересно узнать, что информационные войны, на которые так щедры нынешние времена, родом …аж из XVI века. И Иван IV – одна из первых жертв такой информационной войны. Именно тогда в Европе появились «Летучие листки», типичная «жёлтая» пресса тех времен, где российского правителя выставляли в самых гротескных видах. Особенно часто в виде страшного медведя. Вот откуда идут корни образа нашей страны, как огромного русского медведя! Всего в Европе таких карикатурных изданий было выпущено 62. И все они  – против России, которая выглядела в этих «желтых» листках как дикая страна варваров. А в противовес – свидетельство Ричарда Ченслора, английского посла при дворе царя Ивана Грозного: «Нет под солнцем людей столь привычных к суровой жизни, как русские. Я не знаю страны поблизости от нас, которая могла бы похвалиться такими людьми. Если бы русские знали свою силу, никто бы не мог бороться с ними!»

К чести устроителей выставки, они подобрали материалы таким образом, чтобы отразить самые разные точки зрения на исторические проблемы. Здесь миф о безпрецедентной жестокости Ивана Грозного соседствует с мифом о безвинности и святости этого царя. Или миф об убийстве Иваном Грозным своего сына. Но, оказывается, он никогда не убивал своего сына! Тому есть много доказательств последнего времени, сделанных авторитетными учеными-криминалистами XX века. И главное: такая разноплановая подача исторических фактов и мнений даёт возможность нам свободно мыслить, побуждает человека глубже изучать историю страны, в которой так много загадочного и необъяснимого.

Для человека думающего очень наглядны иногда прямо противоречащие высказывания русских философов и историков. И все на равных правах – и Гумилёв, и Ключевский, и Соловьев, и Карамзин, и Бердяев, и Ильин.  Как призыв – думай, сопоставляй, делай выводы! Ведь изучение истории – это ключевой момент для понимания себя, осознания своего места в этой истории…

Кульминация выставки – центральный зал, посвящённый преподобному Сергию Радонежскому. Здесь стоит задержаться подольше, посмотреть на купол  с изображением рублёвской Троицы, которое потом волшебным образом превращается то в звёздное небо, то в вихрь берёзовых листьев. С трепетом подойти к чудом сохранённым святыням из кельи преподобного Сергия – иконам Божией Матери «Одигитрия» и святителя Николая. Постоять и подумать о великом подвиге этого святого человека, про которого его ученик, блаженный Епифаний Премудрый, сказал: «Кто, слыша его ответы, не наслаждался его словами? Или кто, видев его лицо, не веселился? Или кто, видя его святое житие, не покаялся?». Лев Гумилёв назвал его «совестью русской нации». А много ли мы знаем и достаточно ли нам скудного знания об этом великом человеке? По сведениям ВЦИОМ, имя Сергия Радонежского знакомо большинству россиян (72%), при этом половина опрошенных (48%) слышала о нем, но подробной биографии не знает.  Святейший Патриарх Кирилл так сказал об этом подвижнике: «Если бы не было в истории Руси преподобного Сергия – никогда не появилось бы и Святой Руси».

Вообще цитатные высказывания известных людей, сопровождавшие каждый зал, – это отдельная «изюминка» выставки. Какие-то из них стали уже крылатыми выражениями, другие же свидетельствовали о вдумчивой и кропотливой работе устроителей над текстами великих мыслителей. Потому-то около этих  материалов и собирались люди  – подумать, поговорить, согласиться или оспорить. Свободный обмен мыслями  – это то, что характеризовало эту выставку: можно высказать свое мнение, выслушать другое. Слова величайших  русских философов  задевали за живое,  и хотелось сразу поделиться своими соображениями хотя бы даже и с незнакомым человеком. Выставочный народ – культурная публика, и потому обсуждения  вполголоса проходили вполне мирно, не мешая другим посетителям знакомиться с экспозицией.

Как вам такое мнение историка Василия Осиповича Ключевского: «История – это не учительница, а надзирательница, она ничему не учит, но сурово наказывает за  незнание уроков». Вот и мы, сегодняшние,  оказались нерадивыми её учениками…

А покидая каждый из залов, на «закуску», посетитель видел рубрику под скучным названием «Интересные факты». Но совсем не скучными оказались  сведения о том, что:
– двуглавый орёл появился на печати при Иване III. С этого момента он становится государственным гербом России;
– в древней письменности для обозначения пауз использовалась запятая, а вместо вопроса ставили точку с запятой;
– при Василии III в русский обиход вошли популярные в Европе каблуки, и их первыми стали носить мужчины. Так же, как и сарафаны, которые только с конца XVI века женщины зачислили в свои наряды;
– в X веке при дворе князя Владимира Красное Солнышко появились серебряные ложки, которые использовали как предмет награды. А ножницы пришли на Русь из Византии, и их никогда не дарили, потому что считалось, что ножницы разрезают дружбу;
– первый русский рубль появился в XIII веке в Новгороде. Брусок серебра весом в 200 г был обрублен  на концах, отсюда и слово «рубль»;
– чёрный хлеб, который весь мир считает любимой едой русских, появился лишь в конце XI века: в ржаную муку стали добавлять особую закваску. В приданое невеста получала обязательно и квашню с закваской, потому что в каждой семье был свой особый рецепт.

Я слышала мнение, что такую выставку  нужно рассматривать как своеобразный учебник для школьников. Действительно, для детей эта выставка очень полезна. Но мне кажется, что смысл её глубже, а аудитория шире. Может быть, после подобных выставок мы сможем лучше понять слова Ивана Александровича Ильина о том, что «быть русским значит не только говорить по-русски. Но значит – воспринимать Россию сердцем, видеть её драгоценную самобытность и неповторимое своеобразие, понимать, что это своеобразие есть дар Божий, данный самим русским людям... Быть русским значит верить в Россию так, как верили в неё все русские великие люди, все её гении и её строители».

Уже известно, что следующая выставка (третья) охватит период  между двумя мировыми войнами: Первой и Второй. А весь цикл состоит из четырёх выставок. Первая прошла в 2013 году под знаком 400-летия Дома Романовых. Вторая посвящена династии Рюриковичей. Последняя расскажет об  истории страны до 2000-х. Все четыре выставки будут размещены в Москве на ВВЦ в 57-м павильоне в постоянной экспозиции.

А пока «Рюриковичи» отправились в большое путешествие по стране: Санкт-Петербург – Сибирь –  Крым.

Надежда Валентиновна Борисова