Отпуск — хорошее время года. Всегда долгожданный и в любое время желанный. Как его лучше провести с пользой для души и тела? Если с отдыхом для тела всё предельно понятно и просто, то душа — инструмент гораздо более тонкий и чуткий. Она — невидима и хрупка, неуничтожима и вечна, но в мире, лежащем во зле, душа устаёт.
Дать ей покой и отдых, найти ответы на вопросы бытия, можно только удалившись от греха, соблазнов мира и искушений. В такие места, издавна называемые пустынями, монастырями, всегда стремился православный люд…
Озеро Селигер и его окрестности — яркая жемчужина в царственном венце нашей матушки России. Жемчужина драгоценная, доставшаяся нам в наследство от предков почти в первозданной красоте, сохранившая чистоту и свежесть вод уникального водоёма, богатство и красоту лесов, святость древних памятников истории, культуры и архитектуры. Неудивительно, что Селигер — любимое место отдыха русских людей. Для непритязательного туриста нужно совсем немного: палатка, удочки, спальный мешок, может быть, лодка. Батюшка Селигер Селигерович, как уважительно называли его в старину местные жители, словно радушный хозяин, широко раскинув руки-плёсы, принимает гостей в свои объятия. В его водах достаточно рыбы: судаков, щук, лещей, угрей, а на побережье — грибы и ягоды. Берите, пользуйтесь! Очарованные местными красотами, здесь писали свои дивные пейзажи Шишкин, Левитан, Репин.
Сегодня по песчаным берегам живописных плёсов, в тени густых боров, располагается свыше 20 турбаз, пансионатов и домов отдыха.
Утро на турбазе. Тишину взрывает мощный рёв динамика. По окрестностям усиленная лесным эхом и гладью воды несётся популярная песенка. Потом «слово берёт» радист. Поздравив отдыхающих с добрым утром, он, как водится, желает им «всего-всего». Затем радиоконцерт по заявкам, и прибрежный эфир наполняет какофония звуков.
Вот расположилась у самой воды компания молодёжи. Гогочут, шумно плещутся, доносится матерная перебранка. И как-то постепенно чувство лёгкости и восторг от чудесной летней погоды уступают место досаде. Уже не радует глаз лазурное, безоблачное небо, не ласкают, а жгут лучи такого нежного ещё несколько минут назад солнышка. Эх, стоило ли из-за такого тащиться аж из Москвы.
На наше счастье, есть на Селигере Нило-Столобенская пустынь, основанная ещё в XVI веке на месте подвигов преподобного Нила Столобенского. Ныне остров соединён с материком насыпной дамбой и мостиком. Вряд ли сам преподобный одобрил бы эту затею. Он выбрал остров по Божиему откровению, как место для уединённых молитв, усмирения плоти и спасения души. Увы, времена нынче не те. Сегодня монастырь распахивает свои ворота не только для многочисленных паломников, но и для праздных туристов. К сожалению, не все гости обители правильно понимают, куда они попали. Летом постоянно приходится наблюдать печальную для глаз православного человека картину, когда полураздетые туристы, бродят по обители. Мало кого останавливает хорошо заметный плакат перед входом в монастырь, призывающий посетителей соблюдать нормы приличия. Норовят высадиться на монашеский остров, пристав к берегу, некоторые владельцы лодок и катеров. К счастью, этому препятствуют нагромождённые по распоряжению одного из весьма, как видно, мудрых настоятелей обители прошлого, огромные камни-валуны, предусмотрительно разбросанные по периметру острова. Особенность Ниловой пустыни в том, что она расположена в курортной зоне и входит в программу посещения ее всеми отдыхающими на Селигере туристами. Конечно, они приносят определённый доход в казну монастыря, который ныне восстанавливается, но неужели нет возможности оградить обитель от таких посетителей, выставив соответствующий пост на вратах, как на Валааме, в Оптиной пустыни или Свято-Даниловом монастыре?
Сами насельники обители, безусловно, рады настоящим паломникам. Сюда многих приводят скорби, желание поблагодарить преподобного Нила.
Сын Ольги К. попал в страшную автокатастрофу, машина восстановлению не подлежала. Уцелело в ней немногое, в т. ч. иконка неизвестного им святого, которую Андрей возил, что называется, «на удачу». Сам он отделался лишь лёгкими ушибами. Что это, если не чудо! Так же считала и мать Андрея, узнав, что это образ преподобного Нила. Немедля отправилась Ольга в пустынь возблагодарить заступника.
Валентина Н. — блокадница, уроженка Жабыни, родины преподобного Нила: «Всю блокаду наша семья: мама, папа, брат и я находились в Ленинграде. Вместе со всеми горожанами мы испили до дна горькую чашу страданий: голод, холод, бомбёжки. Мы никогда не забывали нашего великого пред Богом земляка и неотступно молились ему, Пресвятой Богородице, угодникам Божиим. И считаю, именно их заступничеством из нашей семьи в блокаду никто не умер».
Евгений И. у мощей преподобного Нила исцелился от артроза, а Виталию В. — многодетному семьянину, прибывшему в монастырь с расстроенной психикой и диагнозом «шизофрения», Бог по молитвам прп. Нила Столобенского, чудотворца, вернул после месячного трудничества в монастыре радость жизни и утраченное здоровье. Монахи этому не удивляются, привыкли. Преподобный Нил для них не только усердный заступник и покровитель, но и строгий наставник, нелицемерный обличитель страстей и пороков. В братской трапезной под стеклом на стене висит духовное наставление приемника прп. Нила, прославленного в лике Сибирских и Тверских святых преподобного Нектария: «… Отец наш Нил чудотворец двадесять семь лет пребывал в посте, и в молитве и трудех, а хмельного пития не пивал и отыде в вечный покой. И аз, многогрешный Нектарий живу на сем месте многия лета, а хмельного никакого пития сам не пивал и при нем, кои братия были, не пивали же, и в монастыре никакого пития не бывало… И ныне аз, многогрешный Нектарий, со слезами прошу и молю вас… Бога ради, чтоб… во святей обители сей хмельного пития не было… и в монастырь не вносить… А кто не послушает, учнут в монастыре хмельное питие заводити и пить… и за то преслушание не будет на них милость Божия и нашего смиренного благословения в сем веце и в будущем…». Некоторым живущим на территории монастыря, прибывшим с Украины и Молдовы рабочим по найму, эти слова показались пустым звуком. Частенько они нарушали запрет, пронося в свои келии крепкие напитки. И горько поплатились за это: четверо из них утонули в озере.
Большинство насельников монастыря, включая трудников и паломников, стараются соблюдать монастырские порядки. Братский молебен в 6.00, потом чтение часов, Божественная Литургия. С 9.00 «развод» на послушания. В 13.00 — трапеза, после чего непродолжительный отдых и снова послушания. В 17.00 вечернее богослужение, ужин. Вечерние послушания, келейные правила. В 23.00 монастырь до утра замирает. Воскресенье — выходной день. При таком распорядке для паломника всегда найдётся время и позагорать, и искупаться, и посидеть на берегу с удочкой. Есть время осмотреть окрестности, поднявшись на колокольню, посетить монастырскую библиотеку. Да и пообщаться с насельниками монастыря, людьми интереснейших судеб — немалое удовольствие.
Часто можно увидеть в пустыни молодёжь. В прошлом году на турбазе в полутора километрах от неё проходил слёт активистов молодёжного пропрезидентского движения «Наши». Ребята частенько наведывались в монастырь, с интересом осматривали его, общались с монахами, которые терпеливо отвечали на вопросы, а кто-то из них посещал богослужения. Оказали «Наши» монастырю и посильную помощь в уборке территории. Если эти ребята — будущее России, то оно у неё, надо надеяться, будет не столь печальным, как стремятся нас уверить некоторые. Посещают монастырь и дети целыми классами, гимназиями и даже спортивными секциями.
Время здесь летит незаметно, обогащая каждого из нас. О его значении и смысле напоминают символические часы на колокольне. Время на них навсегда застыло на без пятнадцати двенадцать. «Эти часы, — рассказывает благочинный монастыря иеродиакон о. Феодосий, — напоминание всем нам о суетности, мимолётности жизни и неизбежности предстать пред Господом с отчётом о каждом прожитом дне, часе, минуте…».
В ответ на моё возмущение тем, что всем подряд открыт доступ в монастырь, о. Феодосий, поглаживая бороду, кротко заметил: «Милостивый Господь посылает солнце и дождь на головы не только праведников, но и нас, грешников. Нельзя отвергать возможность того, что, придя сюда просто из любопытства, кто-то выйдет из ворот монастыря уже православным человеком. Такое случалось».
Действительно, нам ли, православным, смущаться соблазнов мира, которым «надлежит быти», нам ли малодушно убегать от них? Хоть и вызывающ вид иных туристов в православном монастыре, но это наши сограждане, соотечественники, в своём большинстве ещё заблудшие, не пришедшие к вере, а потому по-своему несчастные люди. А смущение приходит от того, что в нас самих немало нечистоты, ведь известно, что «для чистых всё чисто». Значит, не роптать и негодовать нужно, глядя на «сплошные безобразия» и искушения, приходящие через ближних, «ибо гнев человеческий не творит правды Божией», а, запасясь терпением и кротостью, молиться за души наших сограждан. Так учил нас и апостол любви, Иоанн Богослов: «Если кто видит брата своего, согрешающего грехом не к смерти, то пусть молится, и Бог даст ему жизнь…». И вторит ему апостол Павел: «Покажите в вере вашей — добродетель, в добродетели — рассудительность, в рассудительности — воздержание, в воздержании — терпение, в терпении — благочестие, в благочестии — братолюбие, в братолюбии — любовь…». А любовь — это и есть Христос, цель и смысл нашей жизни!
Вот так и получил я, с Божией помощью, здесь на Селигере отдых — телу, пользу — душе. Чего и вам желаю.
Роман Алексеевич ИЛЮЩЕНКО