Елена Александрова - «Остановись, мгновение, в стекле!»


– воскликнула когда-то в своих стихах художница Любовь Савельева. И сколько же этих прекрасных мгновений остановлено и оставлено за полвека её работы для нас – зрителей.

 

Можно придумать себе всё: внешность, жест, даже биографию – нельзя придумать только талант – дар небесный. Кто счастливчик? Почему – именно он?

В случае с Любовью Ивановной Савельевой ответ всё-таки есть. Её отец, погибший в 1941 г., не успел прожить свою, тоже талантливую жизнь. Он учился во ВХУТЕМАСе, писал стихи, но при этом в 1930-х гг. собственноручно собрал вполне работоспособное подобие телевизора. Зато мамину мечту – увидеть дочь художницей – Любовь Савельева осуществила сполна. Она стала народным художником России, академиком.

У творца свой взгляд на мир и человека, свой язык и материал, из которого он этот мир строит. Любовь Савельева влюблена в стекло: эфемерное и материальное, воздушное и осязаемое – прекрасный материал для художника-поэта. Стихографика – такое название придумано для этого удивительного жанра: мысль, проявленная в линии и слове, дополняющем пространство графических работ. Листы стихографики – такая же неразрывно-необходимая часть творчества Любови Савельевой, как и предметные работы, откровение, заставляющее сопереживать и думать.

Давно прошли в России времена госзаказов и творческих командировок по всей мирной и необъятной стране. Стекольные заводы с многолетней историей гордились своими мастерами, званиями, наградами – сегодня мало что осталось от тех гигантов. Банкротства, пере-делы, пере-суды…

В предприятия вкладывали силы и талант тысячи русских мастеров: «Гусь-Хрустальный», «Красный май» (здесь еще в конце XIX в. делали отличное цветное стекло, а потом рубиновые звезды московского Кремля), Дятьковский хрустальный завод. С каждым производством связаны работы Любови Ивановны. Первые были на Дятьковском хрустальном – блюдо «Тачанка», кубки «Песни гражданской войны». На заводе «Красный май» она сделала свою любимую, новаторскую работу – «Сокольники», где использовала ручную роспись силикатными красками. Тихий рассказ о парке своего детства, где среди острой графики деревьев мелькает растворённая в воздухе стекла одинокая фигурка. Нежная грусть…

Крах Союза для многих стал личной драмой, не обошёл он и Любовь Савельеву. Непредвиденная «пауза» была невыносимой, но творец находит выход из любой безнадёги. Она установила в своей мастерской небольшую муфельную печь и начала работу над стекольными миниатюрными рельефами в новой для себя технике спекания. Из этой работы-отвлечения вышла галерея портретов любимых поэтов: Пушкина, Лермонтова, Тютчева, Ахматовой, а также близких по духу современников.

 А в конце тысячелетия осуществился большой проект – витражный ансамбль для музея-заповедника «Царицыно» «Во славу Василия Баженова». Двухметровые фигуры Екатерины II, Павла Петровича с супругой, князя Потёмкина, фельдмаршала Румянцева-Задунайского, самого Василия Баженова. Выполненные в  технике «тиффани», они  гармонично вписались в масштаб и пространство павильонов музея.
 

Русский художник, живущий в православной культуре, Любовь Савельева обращается и к самым заветным темам, делая их понятнее и ближе для себя и нас, зрителей. Её работы «Мадонна», «Иоанн Богослов», «Серафим Саровский» находятся в собраниях Эрмитажа и Кусково: смотрите, думайте. 

Конец XX века стал для Любови Савельевой временем международного признания: в 1990 г. премию «Лучший художник года» она получила в американском городе Корнинге. Через два года – новая «Золотая награда» за лаконичные и пронзительные работы из серии «Скорбящие». Технологические возможности западного производства поразили. Но, как отметили русские художники, наше стекло более одухотворённое. И с этим согласятся даже поклонники карнавального мурановского стекла. 
 
Конечно, Любовь Савельева работает и в других материалах: шамот, фаянс, и здесь каждая работа – особенная, своя. Её безтелесные фигуры-облака, где плавные линии призрачно воплощают образы, говорят зрителю такое сокровенное, чего не выразить многотонными композициями. «Талант – единственная новость, которая всегда нова».

В январе в Российской академии художеств в честь своего 75-летия Любовь Ивановна Савельева открывает большую выставку. Это будет отчёт перед временем, перед собой и перед своим зрителем. 

Елена Александровна
АЛЕКСАНДРОВА