На вопросы «Русского дома» отвечает настоятель Церкви Смоленской иконы Божией Матери в селе Бородино протоиерей Игорь Востриков.
Отец Игорь, недавно прошло пастырское совещание Московской епархии, которое было посвящено вопросам противодействия неообновленчеству и модернистским тенденциям в Русской Православной Церкви. Вы были участником этого собрания. Почему понадобилось поднимать церковное общественное мнение? Не легче ли было просто «держать и не пущать»?
— Дело в том, что обновленчество — это болезнь. У кого-то в такой стадии, что, по человеческим меркам, кажется, возможен только негативный исход. Но до тех пор, пока не окончилась человеческая жизнь, покаяние всегда возможно. Есть люди, не то чтобы убеждённые модернисты, а скорее, жертвы пропаганды. С такими можно и должно работать, за их умы и сердца побороться — наш пастырский долг. Об этом, кстати, многие говорили на совещании. Очень важно людям объяснять и показывать, что есть Православие настоящее. Человека, который запутался, надо учить. Потому этот вопрос обсуждается внутри Церкви, чтобы решать его не в приказном порядке, а в духе братской любви.
Надо всегда помнить, что модернизм — это болезнь смертельно опасная, может начаться процесс заражения крови со всеми вытекающим последствиями, «заигрывать» с ним нельзя, на каком-то этапе бывает необходимо хирургическое вмешательство. Боюсь, что ныне болезнь эта заходит слишком далеко…
— Какие вопросы обсуждались на совещании? И что такое неообновленчество и модернистские тенденции?
— Участники совещания выразили серьёзную обеспокоенность тем, что в ситуации, когда Святейший Патриарх чётко и недвусмысленно высказывается против каких-либо принципиальных реформ в Русской Православной Церкви, в том числе и в богослужении (эта позиция Первоиерарха разделяется подавляющим большинством членов нашей Церкви), находятся миряне, клирики и даже епископы, которые говорят о планомерной подготовке ими реформ, под предлогом «миссионерской» доступности навязывают искажения апостольского и святоотеческого Предания, пытаются сокращать богослужение, переводить его на современный русский язык. Можно сказать, либерализируют пастырскую и духовническую деятельность, призывают к сокращению и ослаблению постов, молитвенного правила, особенно перед Причастием, что есть путь к профанации Таинства.
На самом деле это вопрос не новый. В ХХ веке трудами многих модернистов реформы уже достаточно давно подготовлены. Особенно «плодотворно» на этой ниве подвизался Вселенский Патриарх Афинагор. На Афоне его называют «непоминающийся», о нём здесь не молятся. Это, наверное, одна из самых одиозных фигур в Православии ХХ столетия.
Во главу угла модернизма поставлен современный «свободный» человек, а не Церковное Предание. Всё, что приемлемо для этого человека, должно быть оставлено, а всё, что неприемлемо — упразднено или обновлено. Согласно святоотеческому учению, человек после грехопадения более склонен ко злу, чем к добру. Куда легче ему будет, если Церковь разрешит разводиться по всякому поводу или иметь несколько жён, чем то, что он должен жениться раз и навсегда. Или сказать: веселись! Все твои слабости и немощи Господь знает и всё тебе простит. Когда священник проповедует в церкви состояние греховного человека как норму, — это страшно. Прихожанин перестаёт работать над собой, у него нет шансов стать лучше, спастись. В нашей Церкви, к счастью, пока никто громко не дерзает провозглашать обновленческие взгляды. Они преподносятся как миссия в современном секулярном мире. Даже один из иерархов нашей Церкви сказал на прошлом архиерейском соборе, мол, пусть будут большие монастыри, в которых служат длинные службы на славянском языке. Тоже пусть будет приходская служба — сокращённая, возможно, на русском. Пусть будет практика разного подхода к совершению Таинств, церковному пению, проповеди и т.д. Словом, пусть будет всё, чтобы, якобы, явились искусные. Такой вот плюрализм истины и лжи без разбора.
Это явное, злонамеренное содействие лжи в ущерб истине! Убеждён: нет более страшных и опасных врагов Креста Христова, чем модернисты и обновленцы, либералы и демократы внутри Церкви, дай им волю и силу, всех тут же причешут «под гребёнку», а всех нас, «фанатиков», в резервацию сошлют.
— В ходе совещания высказывались различные точки зрения по поводу продуктивности и непродуктивности дискуссий с неообновленцами. Ваше мнение?
Есть люди, с которыми говорить бесполезно. А есть те, за чьи умы нужно побороться. Архиепископ Орехово-Зуевский Алексий назвал заблуждения неообновленцев заблуждениями не ума, а сердца. Не простое недомыслие, а маловерие и отсутствие правильного духовного устроения — вот суть главные причины модернистских уклонов.
— Некоторые наблюдатели полагают, что либеральные тенденции не имеют перспектив в нашей Церкви, консервативной по своей природе. Так ли это?
— Мир стремительно меняется. Меняется не в лучшую сторону, об этом говорят многие духовные люди, например, старец Паисий Святогорец. То, что еще лет 10—15 назад казалось невозможным, сейчас становится реальностью. В своей глубокой и интересной статье «Призрак Второго Ватикана» В. Семенко, который был на совещании, пишет, что в нашей Церкви есть достаточное количество людей, набирающих вес и влияние, которых очень не устраивает стихийный традиционализм сознания, неприятие либерализма, свойственное умеренному консервативному большинству нашей Церкви. Эти люди, немногочисленные, но крепко и зачастую неформально сплочённые, имеющие серьёзные связи на Западе (как в церковных, так и в государственных, и общественных структурах) упорно готовят либеральную революцию, слом нашей Церкви, аналогичный тому, который осуществили в римско-католической церкви на II Ватиканском соборе.
Я с этими словами Семенко согласен. Достаточно посмотреть, как меняется тональность публикаций и выступлений в интернете на православных сайтах. Помню, меня просто шокировал неприличный до богохульства заголовок: «Лазарева суббота православного рока» на сайте «Правая.Ru». Увы, это еще цветочки, ягодки, как говорится, впереди. Но вот что удивительно: опыт всех этих реформ уже опробован, и он — негативен. Ни реформы II Ватиканского собора у католиков, ни некоторые реформы в Американской Автокефальной Православной Церкви в духе о. Александра Шмемана — не привлекли людей в Церковь, а скорее оттолкнули от неё. Может быть наши модернисты об этом не знают? Знают, и всё равно поступают, как злые виноградари из Евангельской причти: «Убьем Его и завладеем наследством». Им надо поскорее разделаться с Церковным Преданием, чтобы затем освободиться от всех Христовых заповедей, стать «свободными» хозяевами жизни.
Беседовал Андрей Викторович ПОЛЫНСКИЙ