Архив:
«Рай земной» вблизи Прокопьевска
Из Томска мы выехали вечером, потому заночевали в пути, поставив палатку за Юргой на берегу Томи. В тихом месте, где полночи будем слушать песнь соловья.
У каждой поездки есть целый комплекс побудительных причин, у этой была главная – встреча с родственниками, семьёй Т.
Россия, как известно, страна проблем и испытаний, а потому у нас от сотворения мира плохие дороги. В прошлом году наши родственники попали в страшную аварию, их «жигулёнок» столкнулся с джипом. В итоге они все серьёзно пострадали (пожилые родители и дочь, моя троюродная сестра) В результате аварии кто-то из них потерял глаз, кто-то ногу, почти не действует , у кого-то комплекс травм и третья группа инвалидности. Теперь судятся с джиппером, который тоже пострадал, хоть и гораздо меньше. А пока не получили деньги даже по страховке за свой автомобиль, ибо все полгода лежали в больнице. Но слава Богу, главное, все выжили. Это настоящее чудо, и случилось оно во многом потому, что они потомственные врачи, и вытащить их с того света было делом чести кузбасских медиков.
Теперь мы впервые ехали увидеть их после второго рождения.
День второй
К обеду приехали на дачу к Т., что вблизи Прокопьевска. Всё лето они проводят здесь. Их дача так долго делалась, столько в неё вложено любви, что она достойна отдельного слова.
Всю жизнь, сколько себя помню, дядя Толя строил эту дачу. В итоге более чем за три десятилетия он создал для своей семьи настоящий «рай земной». Я это говорю без тени иронии или шутки. Здесь у них всё есть – и фонтанчик во дворике, и фонарики на солнечных батареях, и двухэтажный дом, и гараж в подполе, и качели для внуков, и даже крытый бассейн, правда, в нём некому плавать…
Теперь, если я тоже хочу побывать в земном раю, еду к ним. Ничего плохого в том нет, они, как все советские люди, не знали, что есть другой рай, они не знали веры, не ходили в храм, кроме Пасхи и Крещения, они рождены ещё до Великой войны, на их годы пришлось самое страшное, что было в России, – отпечатавшиеся в нашей родовой памяти бездуховные советские годы. И в итоге они могли построить только этот рай для себя и своей семьи и наконец построили. Но самое главное – этот рай действительно помогает им теперь спасаться. Здесь они обрели покой, обрели, как мне кажется, настоящую, хоть и позднюю любовь и друг к другу, и ко всем остальным людям.
Подобные «райские дачи» я наблюдал только в Подмосковье. И никак не ожидал найти их в 20 километрах от шахтёрского города. Домик у них не сильно богатый, но и не бедный. Хозяева его тоже не из бедных, до выхода на пенсию они занимали руководящие посты, почему и получили в своё время участок в престижном месте. Должен сказать, что здесь это не единственный рай, тут несколько сотен раев в отдельно взятом дачном кооперативе.
Явление Христа народу, или Город без будущего
Прокопьевск я хорошо знаю, это моя родина, покинутая в 17 лет, и не побоюсь сказать – покинутая без всякого сожаления. Город тяжеловатый, сугубо производственный. Кто-то решил, что он город без будущего. В это сложно поверить, как так может быть – город без будущего? Ведь если в нём живут люди, значит, эти люди могут работать, могут себя обеспечить. Но Прокопьевск всегда был исключительно шахтёрским городом, на сегодняшний день шахты себя выработали (работает последняя), и появился этот странный термин – «город без будущего». Искусственный термин, в корне неверный, и задача Прокопьевска – преодолеть это определение. Найдут город и руководство в себе силы, преодолеют кризис, значит – выживет, нет – погибнут, и город свернётся. А пока шахтёров, а это большинство мужского населения, возят и привозят за 20 километров на новые шахты. Руководство города находится в поиске решения, благоустраивает улицы, и город действительно чище, чем наш Томск, разукрашивает подуставшие советские дома в клоунскую расцветку, всё-таки лучше, чем было, и, конечно же, строят супермаркеты и… памятники. Хоть город в два раза меньше нашего Томска, а супермаркетов тут больше. Но серьёзного выхода руководство пока не нашло. А мэр Прокопьевска, наверное, для повышения престижа, сам сделал себя почётным гражданином своего города.
Постепенно все поняли, что Прокопьевск нуждается в первую очередь в повышении культурного уровня. Здесь спешно появилась сильная театральная труппа, а это говорит о том, что у актёров достойная зарплата. Пока этим всё исчерпывается, если не считать культурные лозунги вроде того, что Кузбасс – самый интеллектуальный в мире край. Но мы по советским временам знаем, что на лозунгах пишут обычно то, что не имеем и что хотели бы иметь. И главное, в городе стали появляться памятники, первый шаг его реальной культуризации. Но и здесь на первых порах не обошлось без перегибов.
Так, сегодня, проезжая по новому району, мы наткнулись на прямо-таки необычный памятник. У нас не было возможности сразу к нему подойти, рассмотреть, и в ста метрах от памятника мы спросили, покупая дыньку, кому это памятник? Продавец, немного смутившись, ответил, что не знает.
А может, он просто не хотел поддерживать разговор или ему было стыдно ответить правду. Позже мы узнаем, кому установлен памятник, и впадем в ступор. Памятник этот тому, кому памятник нужен менее всего, – Иисусу Христу. Первая наша мысль: да, его могли поставить только в Прокопьевске.
Всем известно, что святые в памятниках не нуждаются, и уж тем более боги.
А вообще явление Христа в Прокопьевске очень даже уместно. Повторяю, это очень непростой, прямо-таки тяжёлый город. В прокопьевском детстве у меня было четыре друга. Двое из них уже убиты, один спился. И только последний успел эмигрировать в Германию.
А может, тем самым руководство города хоть как-то хотело разбавить ленинские памятники, которые понапиханы здесь на каждом углу. Даже восьмилетнему сыну нашему Прокопьевск запомнился прежде всего Лениными. И в самом деле, такое ощущение, что они ждут тебя тут за каждым поворотом. А это и есть главный показатель истинной культуры для российского постсоветского города. Например, я ничего плохого не вижу в том, что на Украине спешно сносят Лениных, и нам бы не помешало это сделать, но мы до этого ещё не созрели. Придёт время – и памятники снимут, и улицы переименуют. Просто мы ещё не понимаем, что Ленин был одним из главных бандитов и убийц ХХ века, придёт время, и это поймём. Но на Украине это тоже могут не понимать, они его сносят, потому что для них он – олицетворение России. А их приучают сегодня к мысли, что русский – это плохо. Но их политтехнологи, одурманивающие украинцев, вызывающие в них нелюбовь ко всему русскому, не вспоминают о том, что от Ленина более всего пострадали именно сами русские.
Андрей Владимирович
СОТНИКОВ
(Окончание следует)